Тема урока: Причастный оборот

Цели урока: 1) учить детей различать ССЧ двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; 3) выработать умение находить причастный оборот в предложении; 4) дать понятие о знаках препинания при причастном обороте.     Оборудование, наглядность: суффиксы причастий, схемы, карточки, таблица.   Учащиеся умеют: 1) объяснять признаки прилагательного и глагола, сочетающиеся в конкретном причастии; 2) опираясь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Причастный оборот

Цели урока: 1) учить детей различать ССЧ двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; 3) выработать умение находить причастный оборот в предложении; 4) дать понятие о знаках препинания при причастном обороте.

Оборудование, наглядность: суффиксы причастий, схемы, карточки, таблица.

Учащиеся умеют: 1) объяснять признаки прилагательного и глагола, сочетающиеся в конкретном причастии;

2) опираясь на специфические морфемы, опознавать причастие;

3) вычленять ССЧ типа «прич. + сущ».

Вводная тема: Что такое причастие (5 уроков)

Причастный оборот (2-3 урока)

1 урок: понятие причастного оборота

2 урок: закрепление навыка постановки запятых при причастном обороте Ход урока

Учитель: На пошлых уроках вы научились опознавать причастия, опираясь на специфические морфемы, а также вычленять ССЧ типа «прич. + сущ.».

Сейчас выполним задание, в котором встретится материал из домашнего упражнения и новый материал.

I. Работа по карточкам. Два ученика у доски, 1 - выписывает ССЧ типа «прич. + сущ.», 2 - ССЧ типа «прич. + сущ.», «прич. + нар.» (на обратных крыльях доски).

Остальные делают эти задания в тетради по карточкам № 1.

Проверка: если работа на доске выполнена верно - зелёные карточки, если с ошибками - красные, далее устраняются ошибки.

Должна получиться запись на доске и в тетради:

розовеющими облаками

застывший воздух

заросший пруд

в написанном письме

слышимый издалека

покинутый нами

летящий вверх

колеблемый ветром

Работа с суффиксами причастий:

Выделите причастные морфемы.

На все ли причастные суффиксы представлены примеры?

На какой нет примера? Суффикс -енн-.

На доске с первого урока изучения причастия висят суффиксы (-енн- на столе у учителя, он прикрепляет его на доску).

Теперь все причастные морфемы присутствуют?

Придумайте пример причастия с суффиксом -енн- и употребите его в ССЧ «прич. + сущ.» или «прич. + нар.» с причастием в роли главного слова.

Работа со ССЧ.

Определите главное и зависимое слово, поставьте вопрос, укажите, какими частями речи являются главное и зависимое слово(несколько минут), затем вызываются по одному ученику к доске.

ССЧ какой структуры записаны в первом столбике, во втором?

Должна получиться такая запись:

------------------------------ -------------------------------

× ×

«прич. + сущ.» «прич. + сущ.»

«прич. + нар.»

Сделайте вывод о роли причастия в ССЧ( м. б. зависимым и главным словом, т. е. иметь при себе зависимые слова)

Как же называется ССЧ, в котором причастие является главным словом и имеет при себе зависимые слова?

Обращение к учебнику на стр. 133 § 25 до п. 1.

Итак, как наз. такое ССЧ, в котором прич. явл. главным словом и имеет при себе зависимые слова? (причастным оборотом)

На доску крепится новый термин «ПРИЧ. ОБОРОТ».

А теперь легко будет определить тему урока. Запишите её в тетради.

Попробуйте определить цели урока (главное, чтобы прозвучало: понять, что такое причастный оборот).

Составляем схему, чему равен причастный оборот.

Работа в парах.

В конвертах (по одному конверту на группу) схемы: ПРИЧ. ОБ. = ПРИЧ. С ЗАВИС. СЛОВАМИ = «ПРИЧ. + СУЩ.», «ПРИЧ. + НАРЕЧ.», «ПРИЧ. + МЕСТОИМ.».

Вызывается 1 ученик от любой группы.

Правильно - зел. карт., неправ. - красная.

Заносим в справочник, на доске остаётся большая схема.

  1. На доске 3 предложения.

Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою старого бора. Шум, гудевший над головой, усиливался. От бурлящей внизу реки веяло холодом.

Записать в тетрадь.

Работа с предложениями.

Выделите суффиксы у причастий. Найдите причастные обороты, поставьте его границы, обозначьте главное и зависимое слово в прич. об., определите части речи.

А теперь найдите в предложении существительное, к которому относится прич. об., от которого можно задать вопрос к прич. об.

Это и есть ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.

Термин помещается на доску.

Задайте от определяемого слова вопрос к прич. об., подчеркните его как член предложения (вопрос определения).

Вызывается по одному ученику каждое предложение. Первое предложение с учителем.

Обратите внимание, какое место занимает причастный оборот по отношению к определяемому слову (может стоять до него и после него).

У вас в конверте термины, составьте из них графические схемы причастного оборота. Правильно расположите его по отношению к определяемому слову.

Работа в парах по 2 человека.

Затем вызывается 1 ученик от любой группы и составляет большую схему на доске, где уже есть большие термины «ПРИЧ. ОБ.», «ОПРЕДЕЛ. СЛОВО». Добавляем с учительского стола стрелки.

Правильно - зелёная карт., неправильно - красная.

Запись в справочник.

ОПРЕД. СЛОВО ‌‌ ПРИЧ. ОБОРОТ‌

‌‌ПРИЧ. ОБОРОТ ОПРЕДЕЛ. СЛОВО

Проблемная ситуация.

Внимательно посмотрите на предложения, всё ли отражено на схеме?

Не хватает запятых. Но в какую схему мы их добавим? Если запятых нет во второй схеме, то какой вывод можно сделать о постановке знаков препинания при причастном обороте?

Учитель сам закрепляет их на схеме или просит ученика.

После того, как ученики сформулируют правило, обращаемся к учебнику на стр.133-134. Обо всём ли мы сказали?

Добавить в справочник.

Закройте учебники и попробуй те сформулировать правило постановки запятых при причастном обороте.

  1. Закрепление.

1.Работа в парах.

В конвертах слова. Из них составить ССЧ типа «прич. + сущ.», «прч. + нар.», «прич. + сущ.»

Карточка № 2.

Составить ССЧ, обозначить главное и зависимое слово, части речи, вопрос, суффиксы причастий.

О летящем, шаре, в небе, говорящий, вслух, ученик, на вырезанной, из журнала, картинке, в записанных, словах, ребятами.

Читаем вслух ССЧ. Называем гл. и зав. слова, ч. речи, вопрос.

Теперь прочитайте только те из них, которые являются прич. об. Докажите, что это так. Предполагается монологический ответ.

Зелёная - красная карточка.

С двумя любыми прич. об. составьте и запишите предложения.

Кто быстрее справился - к доске (по одному предложению)

Используя схемы на доске или в тетрадях , графически обозначьте прич. об.

Класс сверяет свои записи с записями на доске.

Зел. - красн. карточки.

2. Дифференцированное задание.

2-4 сильных ученика выполняют упр. 318. Графически обозначить прич. об. Учитель проверяет работу в классе.

Слабые ученики выполняют задание по карточке № 3.

Распространите причастия зависимыми словами. С одним - двумя из ССЧ составьте предложения.

Поднявшийся ураган, освободившееся место, повторяющиеся слова, забытая мелодия.

Все остальные в это время из упр. 317 выполняют по 1-2 примера из каждой части, графически обозначить прич. об.

Учитель проверяет сильных - оценка в тетради. У слабых оценка в тетради. Все остальные читают вслух предложения, проговаривая суффиксы прич.,прич. об, опред. слово, знаки препинания, член предложения.

3. Тестирование. Раздаются отдельные листы каждому, в конце урока собираются, оценки на следующий урок.

Тест

1. Какие из ССЧ являются причастными оборотами. нужное обвести. Возможно несколько вариантов ответов.

а) служащие родине

б) растаявшие льдины

в) построенные на пустыре

г) с обрадованными детьми

д) светящиеся вдали

2. В предложении есть причастный оборот. Нужное обвести. Возможно несколько вариантов ответов.

а) Рассказанная стариком легенда очень заинтересовала нас.

б) Свет стоящей на столе лампы бил мне в глаза.

в) Пенящиеся струи фонтана взмывали вверх.

г) Продукты, привезённые из города, оказались как нельзя кстати.

д) Светящиеся фонарики указывали нам путь.

IV. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что вызвало затруднения?

V. Домашнее задание (дифференцированное).

Кто хорошо понял тему, выполняет творческое задание: составить текст из 7-8 предложений на одну из тем - «Осенний вечер в городе», «Осеннее утро в деревне», используя предложения с прич. оборотами.

Кто достаточно хорошо понял тему, выполняет упр. 317 по заданию.

Кто испытывал затруднения - 316 упр. по заданию.

Оценка не зависит от уровня сложности задания, «5» можно получить за любое из них.

В конце урока - «Светофор». На доске нарисованы круги. Кто хорошо понял - прикрепляет зелёные карточки в первый круг, кто достаточно хорошо - в средний, кто испытывал затруднения - в последний.

Или дети кладут карточки на стол учителя.



© 2010-2022