- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: «Наклонения глагола»
Тема урока: «Наклонения глагола»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Олешко О.М. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подгорновская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока:
«Наклонения глагола»
6 класс
Учитель русского языка и литературы (IКК)
Ольга Михайловна Олешко
с. Подгорное 2015
«Наклонения глагола» (6 класс).
Повторение и систематизация
Цели:
-повторить признаки глагола;
-повторить признаки наклонений глагола, переходность и непереходность глаголов;
-отработать навыки образования наклонений глагола;
-закрепление умений отыскивать глаголы определенных наклонений в тексте.
1. оргмомент.
2. введение в тему
учитель
ученики
-ребята, вы любите сюрпризы?
-сегодня я приготовила для вас урок-сюрприз. Мы все станем участниками удивительной лингвистической экспедиции. Сегодня мы побываем в стране «Всяческих действий2 (С 1)
-для этого нам нужны путевые дневники, где мы будем делать записи. Кстати, вполне подойдут ваши тетради.
-давайте проверим все необходимое снаряжение: ручки, карандаши, линейки, ластики.
В дорогу мы с вами возьмем корзинку, которую попытаемся наполнить во время нашей экспедиции.
-итак, счастливой вам дороги!
Отвечают
Проверяют наличие
-Для начала давайте сделаем первую запись в наших дневниках (тетрадях)
Записывают дату, вид работы
-Мы с вами уже много знаем о глаголе о его признаках. Основной задачей сегодня будет…. (С2)
Предполагают тему урока.
«Наклонения глагола»
-обратите внимание на наш маршрут (С3).
-как вы думаете, что мы будем делать в каждом городе?
-молодцы, вот мы и определили цели и задачи нашей экспедиции:
1. закрепить и повторить знания о глагольных наклонениях.
2. вспомнить способы их образования.
3. закрепить умения отличать наклонения друг от друга. (С4)
Говорят, что в каждом из городов повторим наклонение глагола
-изъявительное,
Повелительное,
условное
3. повторение пройденного материала (эвристическая беседа)
учитель
ученики
1. Что такое глагол?
2. как правильно определить вид глагола?
3. как верно определить написание гласной в безударном личном окончании глагола?
4.Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным?
(С 5-6)
(Все ответы прикрепляются к корзинке)
-Молодцы. Наша корзинка постепенно наполняется
1. самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?, обозначает действие предмета.
2. надо задать вопрос. Что делать - несов. В. (несовершившееся действие), что сделать (сов. В., совершившееся действие).
3. Нужно определить время и наклонение.
В прошедшем времени и условном наклонении
определяем по гласной инфинитива.
В настоящем и будущем времени- по спряжению.
В повелительном наклонении пишем суффикс И.
4. Глаголы, которые сочетаются с существительными или местоимениями
в винительном, иногда в родительном, падеже
без предлога, называются переходными.
-Ребята, а тем временем мы с вами приближаемся к городу изъявительных фактов. (С 7).
-жители здесь самые практичные, самые справедливые, их девиз «Было, есть и будет!».
-как выдумаете, почему они выбрали такой девиз?
-Правильно.(С8)
А что вы еще знаете об изъявительном наклонении?
-глаголы изъявительного наклонения обозначают что происходило, что происходит и что будет происходить.
4. Работа в парах
учитель
ученики
-Ребята, мы уже в воротах города, но в город пропускают только эрудированных людей, которые знают правила. Пропускать нас будет светофор. У него работают 2 цвета: зеленый (1 спряжение) и красный (2 спряжение). Вот такие у них правила. Вспомним функции светофора имы с вами.
-чтобы пройти через светофор, нам надо вспомнить, когда пишется «е», а когда «и2 в личных окончаниях и суффиксах глагола изъявительного наклонения .
-возьмите карточки с таблицами. Ваша задача распределить словосочетания в соответствии со спряжением глаголов. Записываем:
Автобус отправляется, Ходим по улице, Останавливает нарушителя,
Переходит улицу, Предупреждает об опасности, Ездим на автобусе,
Пересекаем улицу, Держим курс.
-Проверяем. Оцениваем себя (8-«5», 6-7 -«4», 4-5-«3», менее 4 - «надо выучить спряжение»
(С9)
Замечательно справились с заданием. Штрафовать некого.
1 спряжение - «е»,
2 спряжение - «и»
Распределяют словосочетания по колонкам таблицы
1 спряжение:
Автобус отправляется,
Останавливает нарушителя,
Предупреждает об опасности,
Пересекаем улицу
2 спряжение:
Ходим по улице,
Переходит улицу,
Ездим на автобусе,
Держим курс.
(правильно-ставят плюс, неравильно - минус. Оценивают по критериям).
- Отправляемся дальше. (С10). Приближаемся к городу, где жители очень уверены в себе и в своих силах, любящие приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
-Их девиз6 «Так точно! Будет сделано!».
-Почему жители выбрали такой девиз?
-еще что вы знаете о глаголах повелительного наклонения?
-поскольку все в этом городе побуждают к действию, нам тоже пора действовать.
-Я диктую вам словосочетания в изъявительном наклонении, ваша задача переделать их, чтобы они стали в повелительном наклонении. Обратите внимание, что надо сохранять вид глагола:
Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой, выучил английский язык (С 11)
-глаголы повелительного наклонения выражают просьбу, приказ, побуждение к действию.
-образуются при помощи суффикса И, в ед. ч. - нулевое окончание, во мн. Ч. - -ТЕ. Не изменяются по временам. Правописание гласной нельзя определить по спряжению.
Рисуй солнце,
Люби свой поселок,
Уважай взрослых,
Прочитай стихи Пушкина,
Дорожи дружбой,
Выучи английский.
(6-«5», 5-«4», 4-«3», менее 4 - повторить повелительное наклонение)
-молодцы! Я думаю жители этого города остались нами довольны. Наша экспедиция продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей.
-девиз этих жителей «Если бы да кабы». (С12)
-посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с каждым глаголом кого мы видим?
-правильно. Где может находится частица?
-давайте вспомним историю их дружбы, (С13) для этого разгадаем ребус (С14).
-с помощью чего образованы эти глаголы?
-частицу Бы
-перед глаголом, после него, или разделяться несколькими словами.
-к основе инфинитива прибавлен суффикс Л и частица БЫ
-Составьте предложения с данными глаголами (С 15)
- Я увидел бы грибы.
- Я увидел бы грибы.
- Я съел бы грибы.
-Давайте поставим частицу перед глаголом (С 16)
- Я грибы бы увидел.
- Я грибы бы собирал.
- Я грибы бы съел.
-давайте попробуем изменить род, число этих глаголов.(С17)
-значит, как изменяются глаголы в условном наклонении?
Увидел(а,и) бы,
Собирал(а,и) бы ,
Съел(а,И) бы
-значит изменяются по родам и числам.
5. Закрепление умений. Творческая работа
учитель
ученики
-взгляните на улицу этого города. Что я вижу? (С18) Здания не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картина не дописана, больные не долечены, дети не доучены…..
-давайте спросим у жителей, когда же будет доделана работа? Закончите предложения (устно)(С 19,20,21).
-и хотя в городе было все недоделано, глаголы были довольны своей жизнью.
-Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ…
- Я БЫ ВЫРАСТИЛ ДЕРЕВО, ЕСЛИ БЫ
- Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…
6.Итоги, выводы
учитель
ученики
-посмотрите на нашу корзинку. Она наполнена, но не достаточно. Мы продолжим ее наполнять новыми знаниями на следующих уроках.
-Давайте вспомним, что мы делали на уроке и подведем итоги сегодняшней нашей экспедиции:
Какие наклонения есть у глагола?
Как отличить одно наклонение от другого?
От чего зависит правописание гласной в безударном личном окончании глагола?
Какие глаголы являются переходными, какие являются непереходными?
-
Изъявительного, повелительного, условного наклонения
-
Изъявительное изменяется по временам; повелительное - действие которое побуждают выполнить;
Условное-действие не совершено и может быть выполнено при определенном условии.
3.от спряжения.
4. переходные-действие переходит на другой предмет (сочетание с сущ., мест., числит. В В., а иногда в Р. П без предлога)
7. Рефлексия.
учитель
ученики
-ребята, закончите предложения.
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
8. Д\з
учитель
ученики
Напишите письмо ветерану, используя глаголы в разных наклонениях.
-вы хорошо поработали на уроке. Оценки говорят сами за себя. Наша экспедиция была плодотворной.
Вставляют оценки в дневники, записывают д\з
Приложение
Распечатать для корзинки:
1. самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?, обозначает действие предмета.
2. надо задать вопрос. Что делать - несов. В. (несовершившееся действие), что сделать (сов. В., совершившееся действие).
3. Нужно определить время и наклонение.
В прошедшем времени и условном наклонении
определяем по гласной инфинитива.
В настоящем и будущем времени- по спряжению.
В повелительном наклонении пишем суффикс И.
4. Глаголы, которые сочетаются с существительными или местоимениями
в винительном, иногда в родительном, падеже
без предлога, называются переходными.
5.глаголы изъявительного наклонения обозначают, что происходило, что происходит и что будет происходить.
6. 1 спряжение - «е»,
2 спряжение - «и»
7. глаголы повелительного наклонения выражают просьбу, приказ, побуждение к действию.
8. образуются при помощи суффикса И, в ед. ч. - нулевое окончание, во мн. Ч. - -ТЕ. Не изменяются по временам. Правописание гласной нельзя определить по спряжению.
9. частицу Бы
-перед глаголом, после него, или разделяться несколькими словами.
-к основе инфинитива прибавлен суффикс Л и частица БЫ.
Распредели словосочетания по колонкам
1 спряжение
2 спряжение
Оцениваем себя: (8-«5», 6-7 -«4», 4-5-«3», менее 4 - «надо выучить спряжение»
Распредели словосочетания по колонкам
1 спряжение
2 спряжение
Оцениваем себя: (8-«5», 6-7 -«4», 4-5-«3», менее 4 - «надо выучить спряжение»
Распредели словосочетания по колонкам
1 спряжение
2 спряжение
Оцениваем себя: (8-«5», 6-7 -«4», 4-5-«3», менее 4 - «надо выучить спряжение»
Распредели словосочетания по колонкам
1 спряжение
2 спряжение
Оцениваем себя: (8-«5», 6-7 -«4», 4-5-«3», менее 4 - «надо выучить спряжение»
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось….
Вызвало затруднение…
Было сложно..
Я оцениваю свою работу на…