Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л. Андреев

Учитель читает текст рассказа «Баргамот и Гараська», по ходу чтения акцентируя моменты, на которые нужно обратить внимание. Затем он интересуется впечатлениями о рассказе и ставит проблемный вопрос: какую идею хочет донести до нас автор. Учащиеся выдвигают гипотезы об идее произведения. Затем учитель обобщает ответы и проговаривает идею: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Ученики должны доказать эту идею или опровергнуть. Учитель предлагает обратиться к анализу произведен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.Урок литературы в 7 В,Г классе

Тема: Образы-персонажи «Баргамот и Гараська» Л.Андреев.

Аналитическая карта героев произведения.

Методы:


частично- поисковые, устного рисования, методы погружения в текст

Оборудование:

Экран, презентация, раздаточный материал со схемой или «двойной дневник"


Цели урока:


образования

  • Познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева.

  • Повторить ключевые литературоведческие термины.

  • Продолжить формировать навык анализа текста.

развития

  • Развивать умение заносить данные в таблицу.

воспитания

  • Воспитывать любовь к литературе.

  • Воспитывать чувство толерантности, сочувствия к другому человеку.

Структурные элементы (этапы) урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

- Ребята, сегодня мы продолжим обучаться анализу текста.

Мотивация (1 мин)

Анализировать и делать выводы - очень важное умение, которое пригодится в жизни.

Повторение пройденного 5 мин.)

Диктант по литературоведческим терминам:

  • последовательное изложение событий без авторской оценки (фабула);

  • изложение событий с авторской оценкой (сюжет);

  • самый напряженный момент в произведении (кульминация);

  • главные персонажи в произведении (герои);

  • изображение чего-либо в смешном виде, добродушное отношение к чему-либо (юмор);

  • основная мысль текста (идея).

Листы с ответами отдаются 2 экспертам из числа учащихся.

Усвоение изучаемого материала

(10 мин)

Учитель читает текст рассказа «Баргамот и Гараська», по ходу чтения акцентируя моменты, на которые нужно обратить внимание. Затем он интересуется впечатлениями о рассказе и ставит проблемный вопрос: какую идею хочет донести до нас автор. Учащиеся выдвигают гипотезы об идее произведения. Затем учитель обобщает ответы и проговаривает идею: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Ученики должны доказать эту идею или опровергнуть. Учитель предлагает обратиться к анализу произведения, чтобы ответить на этот вопрос.


ГараськаОбеспечение осознанности усвоения материала

(7 мин)


  • Сначала обратимся к названию. О чём оно говорит? (Произведение расскажет нам о двух героях.)

  • Попробуйте по прозвищам героев составить устный рисунок внешности.

  • Давайте обратимся к характеристикам героев.

2 группами учащихся заранее подготовлены презентации по характеристикам героев

По результатам презентаций ученики составляют таблицу, выписывая цитаты



Баргамот Гараська

внешность

характер


профессия

образ жизни,

семья

отношение

к нему автора

- На каком приёме построена характеристика героев? (На контрасте)

  • Найдите в тексте кульминацию. (Гараська в руках у Баргамота) Составьте денотатный граф кульминационного эпизода

Баргамот


  • Что меняется в героях после того, как Баргамот зовёт Гараську домой? Составьте схему (раздаточный материал на партах)


- Итак, мы видим, что в героях произошли изменения. Что больше всего поразило Гараську? (Что его назвали по отчеству). Вернёмся к идее: добрый поступок может пробудить в человеке хорошее. Считаете ли вы, что в Гараське и в Баргамоте пробудилось хорошее? (Конечно, Баргамот пригласил пьянчужку, которого не уважал и не любил, к себе домой. Гараська в первый раз задумался о своей жизни, и ему стало стыдно.

Ребята, не боитесь совершать хорошие поступки и постарайтесь видеть во всех людях доброе и хорошее начало.

Домашнее задание

(2 мин.)

Напишите эссе на одну из тем:

  1. Что меня больше всего поразило в рассказе Л.Андреева.

  2. Как сложится судьба героев в рассказе?

  3. Юмор в рассказе Л.Андреева «Баргамот и Гараська»





БАРГАМОТ И ГАРАСЬКА
(Пасхальный рассказ, 1902)
Бергамот (Иван Акиндиныч Бергамотов) - в своей официальной части
именовавшийся «городовой бляхой № 20», а в неофициальной попросту
«Баргамот». Б. живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев. «По своей внешности «Баргамот», скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная стенами, не была погружена в богатырский сон».
И вот этому герою, которого люди «с возвышенными требо-
ваниями» назвали бы «куском мяса», «дубиной», предстояло пережить
неожиданное перерождение, воскресение души, воз- ;
можное, пожалуй, лишь в жанре избранного писателем пасхального
рассказа. Виновником его был пьяница, «скандалист первый на всей
окраине», Гараська, известный к тому же непристойной руганью и
«злоязычием», за что не раз был бит приказчиками. Вот и сейчас у Б.
при виде набравшегося с утра светлого Христова Воскресения Гараськи
«чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто
неудобно пускать их в ход, сдерживало его». В Гараське совмещались
«удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с
кротостью». Он задает городовому наивный вопрос: «Христос, значит,
воскрес?» Б., держащий Гараську за «засаленный ворот» и
«заинтригованный , странными вопросами», отпускает руку, и Гараська
падает, «не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого
им из кармана», падает «лицом на землю» и воет «как бабы воют по
покойнике». Растерянный городовой понимает, что упавший человек
хотел вытащить из кармана пасхальное яйцо и похристосоваться с ним.
И происходит чудо: Б., хотевший отвести Гараську в участок, зовет его
к себе домой разговляться. Жена городничего, Марья, обращается, как
выясняется впоследствии, впервые в его жизни, к Гараське по имени и
отчеству - Герасим Андреич: «Из груди его вырывается снова тот
самый жалобный и грубый вой...» Так коротко показано воскресение
еще одной вечной человеческой души - Гараськи.

© 2010-2022