Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Н. Нежевлева МБОУ «Горячеключевская СОШ»

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно - ориентированного урока

Цель: формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня

речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)





Решение проблемы:

Используя малые силы,

мы приходим к впечатляющим результатам.


Компетентностно-ориентированный урок - это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Умение конструировать компетентностно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.

Как мы учимся?

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)

  • 10% из того, что прочитали

  • 20% из того, что слышали

  • 30% из того, что видели

  • 50% из того, что видели и слышали

  • 70% из того, что обсуждаем

с другими людьми

  • 80% из того, что используем и делаем в реальной жизни

  • 95% из того, что обучаем кого-то еще

  • - Е.E. Икуолл and Д. Л. Шенкер, 1988





Артикуляционная разминка и дыхательная гимнастика

(занимает 1 - 1,5 минуты): снимает напряжение, способствует формированию речевых звуков

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 1 минуте.

2. Каждое упражнение выполняется по3 - 5 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 1-1,5 секунды (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Дыхательная гимнастика:

  1. Дыхание вообще (дыхание в речи - процесс произвольный, совершается и зависит от воли человека).

  2. Искусство вдоха заключается в бесшумном наборе воздуха.

  3. Выполнение упражнений (снятие напряжения, релаксирующее воздействие, аутотрениг)

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)

Уровни учебных целей

Рефлексия свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Что запомнилось из содержания темы урока?

2. Понимание

Что из усвоенного я могу объяснить одноклассникам? родителям?

3. Применение

Что вызвало затруднение при выполнении заданий и почему?

4. Анализ

На какие части (блоки) и по какому принципу можно разбить усвоенную информацию? Как связаны эти части?

5. Синтез

С каким изученным ранее материалом можно синтезировать изученное сегодня?

по принципу

Д + Н = Д….. +Н = Д + Н =

6. Оценка

Насколько выводы по теме соответствуют имеющимся данным? Каково значение изученного? Где применить? Кого научить? С кем обсудить? Как отстоять свою точку зрения в спорной ситуации?

Формирования культуры речи

Приемы постановки целей урока:

- Работа над понятием (зрительное восприятие названия темы урока, объяснение (можно с помощью Толкового словаря) значений в нее слов.

- Эпиграф (предлагается осмыслить текст и подумать, как связан эпиграф с темой урока)

- Исключение (поставить цель и обосновать выбор через анализ общего и отличного)

- ситуация яркого пятна или проблемная ситуация

- трансформация темы урока в учебные задачи (информационная: что будем учить и чему будем учиться; операционная: как и каким образом; мотивационная: зачем нам это надо; коммуникативная: с кем и где?) и др.

Формы развития культуры речи

Прослушивание монологов мастеров сцены.

Видеолекции

Проведение конференций (очные, дистанционные)

Ассоциативные шаги

Чтение и анализ обучающих текстов

Различные форматы дифференцированного контроля знаний

Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)

© 2010-2022