Конспект предметной недели по русскому языку в 5-х классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметная неделя по русскому языку в 5-х классах.

Цели:

- повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов;

- создание праздничной творческой атмосферы.

Оформление:

Занимательные предметные газеты о русском языке.

Выставка рисунков к сказкам.

Презентация «О великий, могучий русский язык».

Театрализация «Сказочник и ученики».

Эпиграф.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев.

Сценарий предметной недели по теме: «По страницам учебника»:

Театрализация:

Сказочник:

- Добрый день и добрый час!
Я - весёлый сказочник.
Я из сказок к вам пришёл,
Я дорогу сам нашёл!
А о том, что будет дальше,
Я скажу немного позже.
Знаю только, каждый час,
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!

1 Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?

Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка и интересные вопросы.

1 Ученик: А можно я загляну в твой ларец?

Сказочник: Да, посмотри.

- Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?

2 Ученик: - Он может "капать" еле-еле.

3 Ученик: - Он может "расходиться".

4 Ученик: - "Сыпать, как из сита",

5 Ученик: - "Лить стеной".

6 Ученик: - "Лить как из ведра".
1 Ученик: - Приплыли тучки дождевые; - Лей, дождик, лей.

Дождинки пляшут как живые; - Пей, рожь, пей.

И рожь, склоняясь к траве зеленой, - Пьет, пьет, пьет.

А тихий дождик, неугомонный, - Льет, льет, льет.

Сказочник: - Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол.

Главное - это научиться их правильно использовать.

Говорят хором: Русский язык - богат и могуч.
5 Ученик: - Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.

Учитель: - Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым. Это мероприятие включает в себя 2 части:

1 часть - устный журнал. Здесь мы познакомимся подробнее с разделами лингвистики, которые изучаем на каждом уроке русского языка. Многие из ребят не знают этого и не хотят знать, а зря, так как письмо и чтение будет присутствовать в их жизни постоянно. И очень жаль этих ребят, потому что из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать, у них возникнут в дальнейшем проблемы.

- А во 2 части отправимся в путешествие по сказкам.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «АБВзнайка»

Страница 1

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…

Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике. Пыхтит чайник на плите, мама гремит посудой на кухне.

Выходим из дома - опять нас окружают звуки (шуршание шин по асфальту, скрип снега или шум дождя, завывание ветра и так далее).

В языке всё имеет звуковое выражение.

Звуковую сторону речи изучает - Ф О Н Е Т И К А.

Само название её образовано от греческого (Ф О Н), значит «З В У К»

(вспомните слова, которые оканчиваются на слово ФОН - это такие как телефон, магнитофон и так далее).

ФОНЕТИКА нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Ведь не случайно обучение в школе начинают со звуков и букв. Вы знаете уже, что звуки делятся на гласные и согласные, звонкие и глухие, шипящие, твёрдые и мягкие. И должно вам быть известно, что звуков больше в русском языке, их - 42, а букв меньше, их - 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Так, например: буквы - Е, Ё, Ю, Я в определённых позициях дают два звука.

ЗАДАНИЕ: (написать на каждом слове - сколько звуков и букв?)

Юла. 4зв,3б. Коньки.5зв.,6б. Солнце. 6зв.,6б.

Сердце 6зв.,6б. Деньги. 5зв.,6б. Ёж.3зв.,2б.

Страница 2

А как же правильно записать звучащую речь?

Этому учит подраздел - Г Р А Ф И К А.

Звуки мы слышим, а буквы пишем. Буквы - это одежда для звуков. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.

Следующим подразделом Ф О Н Е Т И К И является - О Р Ф О Г Р А Ф И Я.

Орфография тесно связана с графикой. Но если графика определяет общее правописание слов, то орфография устанавливает также правила написания, как отдельных слов, так и их грамматических частей.

Нормы и правила письменной речи - называются орфографией.

И вам нужно дружить с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

ЗАДАНИЕ: (определить орфограммы и выделить их в словах)

Прекрас…ный, мест…ность, глад…кий, нож…ки, по…писать, объ…явление, тр…опинка, к…артофель.

Чудес…ный, трост…ник, сколь..зс.кий, ло.ж..ки, от…дать, подъ…езд, сне…жинка, м…орковь.

Страница 3

Ещё одним подразделом Ф О Н Е Т И К И является - О Р Ф О Э П И Я. Здесь мы учим правила постановки ударения в словах.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения - оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово. Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце - ударение. Отклонения от норм литературного ударения - это своеобразные сердечные заболевания слов, которые, как и в жизни, вылечить довольно сложно. А ведь работа над нормами О Р Ф О Э П И И - это очень важная ступенька в развитии и совершенствовании речи, в становлении грамотности, культуры человека.

ЗАДАНИЕ: (поставить правильно ударение в словах)

Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.

Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.

Страница 4

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания - Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы.

Например, существуют слово В О Д А и слово НЕ Р А ЗЛ И ТЬ,

а если это соединить вместе получится фразеологизм - ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ.

На другие слова посмотрите - ПРОВАЛИТЬ, СКВОЗЬ, ЗЕМЛЯ, КАК - соедините всё это вместе, что получится?

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («Много снега - много хлеба»);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

ЗАДАНИЕ: (объясните значение выражения)

Пусть глаз ваш будет остр, как игла,

А совесть чиста, как эта вода.

Страница 5

Раздел - Л Е К С И К А, или словарный состав, - это все слова, входящие в язык. А раздел науки о языке, который изучает лексику, называют Л Е К С И К О Л О Г И Я.

Этот раздел рассказывает вам о синонимах и антонимах, об исконно русских и заимствованных словах.

Синонимы - это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, например:

дом - это по-другому - здание, изба, постройка, жилище.

Антонимы - это слова, противоположные по своему значению, например: высокий - низкий, большой - маленький.

Исконно русские слова - их много, это слова, которые возникли в русском языке, которые унаследованы от общеславянского и восточнославянского языков.

А заимствованные слова, это слова, взятые из других языков. Например:

из греческого взяты слова такие как (сцена, театр, тетрадь, скелет, хор);

из немецкого (офицер, фронт, верстак, маляр, тарелка, шляпа);

из французского (шинель, табурет, сосиски, майонез, компот. одеколон. маникюр);

из голландского (гавань, матрос, шлюпка, руль, шторм, зонтик, кнопка, шпала, ситец, флаг, брюки и многие другие);

из английского (вагон, трактор, волейбол, рельс, комбайн, хоккей, спорт, клуб, рекорд, клумба, лифт, джем, коктейль);

из итальянского (флейта, пианино, опера, мозаика, конфета, макароны, помидор, салат, торт, сарделька, картон, карусель, салфетка, фонтан и другие).

Русский язык заимствовал из других языков всё самое лучшее, но при этом не утрачивал своей национальной самобытности. «Дивишься, драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи», - писал Николай Васильевич Гоголь.

Причина заимствования - стремление заменить описательное выражение или словосочетание одним словом, например: меткий стрелок - английским словом - снайпер, положение тела - заменили французским словом - поза.

Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица (повороты головы влево, вправо)

подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять, опустить).

Страница 6

Раздел - Морфология - командир над всеми частями речи. Она вместе с другими разделами русского языка входит в королевство Лингвистики. Королём в нем является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

Каждая часть речи имеет свои формы: например существительное - имеет род, число, падеж, склонение, может быть подлежащим и дополнением, обозначает предмет. Глагол - имеет время, лицо, число, спряжение, неопределённую форму, повелительную форму, является сказуемым.

Слово КНИГА совсем не похоже на слово ЧИТАТЬ, а оно, в свою очередь, отличается от слова ИНТЕРЕСНЫЙ. Придайте каждому слову особую форму и получится: ЧИТАЮ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.

В этом предложении есть смысл, определяемый нужной (а не любой) формой каждого слова. Изучением строения слова и его форм в самых разных случаях и занимается наука МОРФОЛОГИЯ.

Страница 7

Раздел - С И Н Т А К С И С - важнейший и очень большой раздел лингвистики. Синтаксис - учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве мы могли бы чётко сформулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные между собой законами языка, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений.

Предложение - одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Для правильного построения предложения существенное значение имеют порядок слов, последовательность в расстановке различных членов предложения. Всякая перестановка слов в предложении влечёт за собой или изменение смысла, или выделение, подчёркивание одного из его членов.

А чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих правил называется ПУНКТУАЦИЕЙ.

Практическое задание (выполняют все классы в зале). Жюри подводит итог.

Учитель: На этом наш устный журнал о разделах русского языка будем считать пока закрытым. А нам ещё многое надо будет узнать и понять о разделах русского языка и многое ещё нас ждет впереди… До скорой встречи на уроках!

Ведущий: «Наш Устный журнал о разделах русского языка продолжает литературная композиция».

А. Яшин «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Н. Филяева «Родной язык».

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

А. Гайнатулина. «Ода русскому языку».

Русский язык - мой любимый урок.
Каждое слово идет мне впрок.
Слово за словом льется поток,
Словно великая Волга течет.
И много похожего есть в судьбе
Русской речи и в языке:
Оба они непокорны и горды,
Оба могучи и многоводны,
Оба прошли испытанья веков -
Им отдаю бескорыстно любовь.

Ведущий 1:

- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык, как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

Ведущий 2:

- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Ведущий 3:

- Да, ребята, в умелых руках-то чудеса действительно случаются. И наверно, некоторым из вас известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу. - А какую? (Казнить нельзя помиловать).

Ученик:

Мы смекалистые дети, Мы всегда соображаем,

Всё хотим узнать на свете. Никого не обижаем.

Мы искали и нашли: Будем русский изучать

Много правил мы прошли. И пятёрки получать.

Стихотворение «Выучи русский язык!» (Монтаж детей 5б класса).

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Споенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Ведущий 1: Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А. Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

Ведущий 2: В наши дни сбылось предвидение писателя, и русский язык, стал одним из широко известных мировых языков.

Ведущий 3: Русский язык неразрывно связан с литературой, письмо с чтением. Эти два предмета составляют одно целое, его нужно не только любить, но и учить.

Игра - конкурс по литературе «ЗНАТОКИ СКАЗОК»

3адание 1. Назовите сказку. Итак, начинает сказка сказываться.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» (Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)

«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)

За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)

3адание 2. Ведущий: Я познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» (Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)

Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица - П. П. Ершов. «Конек-горбунок».

«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные» (Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

«Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...» (Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...» (Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

3адание 3. Ведущий: Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

«Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою» (Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей! (Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит»)

«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании» (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)

«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников» (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)

3адание 4. Ведущий: Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный.

Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие» (Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)

«Наварила манной каши и размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»

(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка «Лиса и журавль»".)

«Съешь моего ржаного пирожка.

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»

(Печка - девочке. - Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Огрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

3адание 5. Ведущий: Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?

Перед ним изба со светелкой

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

Подведение итогов игры-конкурса.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут...

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».

Ведущий:

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда.

И та награда - в нём самом.

Рефлексия.

Вопрос руководителя: Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Желаю успехов в учебе!

Всем спасибо за внимание!


Список использованной литературы

1.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Москва: «Просвещение», 1989.

2. Интернет - ресуры


© 2010-2022