Урок развития речи по русскому языку для 6 класса Словари

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»










Разработка урока по русскому языку 6 класс.


Урок развития речи «Словари».







Подготовила: учитель русского языка

Кожукова Светлана Юрьевна



















2015-2016 учебный год

Тема урока: «Словари».

Цель урока:

Образовательная: познакомить с видами словарей,

с особенностями строительства

словарной статьи; совершенствовать навыки работы

со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных

навыков; развитие умения слушания и распределения

внимания во время слушания.

Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.

Планируемые результаты: умение пользоваться разными типами лексических словарей, готовить сообщение по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Эпиграф: « Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».

(А. Франс)

Ход урока:

I. Организационный момент.

* Приветствие учащихся.

* Подготовка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Упр. 135 - обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.

  2. Сообщение учащегося на тему: «Что такое историзмы, и почему они получили такое название?»

Устаревшие слова, названия понятий, предметов, явлений, которые исчезли из активного употребления в силу исторических причин, называются историзмами. В современном русском языке невозможно найти синонимы словам-историзмам, потому что реалии, которые они обозначают, ушли из жизни, их больше не существует. Употребляются историзмы для воссоздания яркой картины прошлой жизни, для которой они характерны.

Появлялись слова-историзмы с развитием жизни, в введением новых понятий, явлений, предметов быта, одежды и так далее. С течением времени эти слова исчезали из активного употребления, потому что исчезали явления, их обозначающие.

Историзмы, примеры которых можно найти при изучении старых книг и древних трактатов, иллюстрируют эпоху их употребления. Так, с отменой крепостного права из активного употребления в русском языке исчезли слова «крепостной», «барщина», «оброк». С Октябрьской Социалистической революцией связаны такие слова, как «большевик», «кулак». Прошло ее время, нет больше людей, которых называют этими словами, поэтому они и стали они историзмами. То же самое можно сказать о словах «ликбез», «продналог», «нэпман».

III. Самоопределение к деятельности.

- Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных лексических групп? (Словари).

- Какие лексические словари нам известны, какими из них вы пользуетесь?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научиться пользоваться ими).

IV. Работа по теме урока

  1. Слово учителя

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.

- Прочитаем эпиграф, записанный на доске.

Словари настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и правильно произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощника, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и нелингвистическими - энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые- предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одноязычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов , омонимов) и т.д.

Первые словари появились за долго до нашей эры . В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I.

В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.Н.Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В.В.Иванова (1983); «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985).

В 21 веке появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т.д.)

  1. Сообщение учащихся о словарях.

План сообщения

  1. Краткие библиографические сведения.

  2. Цели и задачи словаря.

  3. Как построен словарь.

  4. Структура словарной статьи ( как определяются понятия, каков иллюстративный материал, какие пометы используются и т.д.); примеры.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь.

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

V. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.

«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

VI. Физкультминутка.

Ведущий - учитель.

- Повторяйте за мной слова:

Мы много узнали,

Мы очень устали.

- А теперь - движения:

Покачались, покружились,

Потянулись, распрямились.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И в учебник посмотрите

VII. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

  1. Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.

  2. Упр.138 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

VIII. Подведение итогов урока

- Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?

- С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?

- Для чего нужны словари?

- С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями?

Домашнее задание

Учебник: повторить п 20-28, упр.139



© 2010-2022