Задания по литературе исследовательского характера по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание, 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания по литературе исследовательского характера по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс





Задания по литературе исследовательского характера по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, 10 класс



Подобраны: Нечипоренко Л.Н.















Задание №1.

В первой главе романа «Преступление и наказание» автор пишет о Раскольникове: « …он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице…», «…не стыд, а совсем другое чувство…охватывало его…». А во второй главе мы читаем, что и Мармеладов не стыдится своего падения: «Ничего-с! Сим покиванием глав не смущаюсь…»

О чем свидетельствуют эта близость чувств Раскольникова и Мармеладова?

Задание №2.

«Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда.… Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз потом припоминал это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию» - так рассказывает автор о встрече Раскольникова с Мармеладовым.

Чем заинтересовал его Мармеладов?

Задание №3.

Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта»? Почему автор именно так определяет замысел своего героя?

Задание №4.

Логически и нравственно Раскольников был готов к преступлению («…весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен:…и сам в себе он уже не находил возражений»).

Почему же Достоевский подчеркивает, что преступление совершилось как бы помимо воли самого Раскольникова. «Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и - просто пойдет туда…»?

Задание №5.

«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» - эта мысль мелькнула в уме Раскольникова, вошедшего в комнату старухи- процентщицы.

Почему Раскольников в этот момент вспоминает о солнце?

Задание №6.

С какой целью Достоевский рассказал о сне (5-я гл., первая часть) и грезах Раскольникова накануне преступления (6-ягл., часть вторая)?

Задание №7.

В первых шести главах романа Достоевский несколько раз дает зарисовки пейзажа, интерьера и внешнего вида своих героев.

Найдите эти фрагменты текста и объясните их роль в романе.

Задание №8.

Во 2-й главе второй части романа так описаны чувства Раскольникова:

« Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные… Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если б кто-нибудь с ним заговорил…»

К какому выводу подводит читателей автор, рассказывая об этом состоянии Раскольникова?

Задание 9.

Пожилая купчиха и ее дочь пожалели Раскольникова, когда его хлестнул кнутом кучер. Раскольников бросает в воду двугривенный, который они ему дали: « Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему казалось, что он как будто ножницами отрезал себя ото всех и всего в эту минуту».

Какая связь между двугривенным и этим чувством Раскольникова?

Задание №10.

Почему в романе так много «желтого цвета»? Какую роль этот цвет играет в идейном содержании? Проанализируйте сцены описания интерьера комнат Раскольникова, Алены Ивановны, Сони Мармеладовой; лица-портреты Катерины Ивановны, старухи-процентщицы.

Задание №11.

Объясните фразу Раскольникова (конец 2-й главы, часть вторая): «Ко всему -то подлец-человек привыкает!»

Относит ли Раскольников эти слова к самому себе?

Объясните противоречие: перед тем, как в голове Раскольникова пронеслись жестокие мысли о «подлеце-человеке», он оставил почти все свои последние деньги Мармеладовым.

Зачем же он сделал добро, если считает, что человек-подлец?

Задание №12.

В 7-й главе второй части романа Раскольников, выйдя из квартиры Мармеладовых, чувствует неожиданный прилив сил: «Гордость и самоуверенность прибывали в нем каждую минуту…»

Чем вызвано это? Как вы относитесь к Раскольникову в эти мгновения?

Задание №13.

Сцена встречи Раскольникова с матерью и сестрой (конец 7-й главы второй части, начало 1-й главы третьей части).

Объясните состояние Раскольникова: «Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое, внезапное сознание ударило в него как гром. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли».

Задание №14.

Сцена второго разговора Раскольникова с Соней (4-я глава пятая часть), когда он сознается в преступлении.

Как относится Раскольников к самому себе и к своей «теории»?

Задание №15.

Почему Раскольникову, почувствовавшему любовь Сони, стало еще тяжелее: «…ему стало вдруг тяжело и больно, что если его так любят…»?

Задание №16.

Достоевский в романе хотел показать, что смирение, самопожертвование, религиозность - это черты всего русского народа.

Какие образы романа воплощают эту идею?

Сопоставьте мнение Достоевского о русском народе с оценкой народного характера, данной Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

Задание №17.

Соня читает Раскольникову из Библии сцену воскрешения Лазаря.

Почему именно этот фрагмент читает Соня неверующему Раскольникову? Каков смысл этого эпизода в идейном замысле, композиции романа?

Задание №18.

Во всех частях романа звучат «голоса» героев - страстные диалоги, монологи. В эпилоге преобладает авторская речь.

Почему именно этот прием изображения возрождения Раскольникова избрал писатель. Почему авторский «голос» вытеснил «голос» героев»?

Задание№19.

Оценивая эпилог «Преступления и наказания», литературовед В. Шкловский писал, что Достоевскому пришлось договаривать свое произведение, заканчивать его эпилогом.

Как вы понимаете эту оценку?

Задание №20.

Мы понимаем, что индивидуалистический бунт Раскольникова порожден социальной несправедливостью. Мы соглашаемся с Достоевским, когда он осуждает индивидуализм бунтарства, бесчеловечность идеи Раскольникова. Но можем ли мы согласиться с писателем, когда он противопоставляет «теории» Раскольникова «правду» Сони?

Задание №21.

В 1949 году А. Зегерс, создавая роман «Мертвые остаются молодыми», опиралась на роман Достоевского в разоблачении фашизма.

Какие идеи «Преступления и наказания» вскрывают бесчеловечность фашистской идеологии? ( Учтите, что Достоевский написал роман «Преступление и наказание» в XIX , когда идеологии фашизма еще не существовало.)

© 2010-2022