- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по курсу
Рабочая программа по курсу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дрозд В.Н. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Голицинский филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Никифоровская СОШ № 2»
Рабочая программа
по курсу
«Синтаксис простого предложения»
для 8 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Учитель: Дрозд В.Н.
с. Голицино - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной, коммуникативной и прочих сферах. Компетентный подход в коммуникативной сфере предполагает развитие культуры речи, владение различными способами речи в зависимости от цели, условий общения с другими людьми.
Предполагаемый курс «Синтаксис простого предложения» предназначен для организации занятий с учащимися 8 классов, изучающих русский язык по традиционным учебникам (Русский язык. 8 класс под редакцией Бархударова С.Г., Максимова Л.Ю. и др.) и способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся.
Цель курса: способствовать дальнейшему развитию коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Основные задачи:
-
Расширить речевую культуру учащихся в области «Синтаксиса».
-
Углубить теоретические знания по русскому языку.
-
Совершенствовать навыки и умения анализа литературного текста, текстов разных функциональных стилей.
-
Воспитывать бережное отношение к слову, к устной и письменной речи.
Исходя из задач преподавания курса «Нормы синтаксиса», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
-
Соблюдать все основные нормы современного русского литературного языка.
-
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
-
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста.
-
Производить лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов.
-
Пользоваться справочной литературой, энциклопедическими и лингвистическими словарями.
Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса ориентировано на расширенное изучение раздела «Синтаксис простого предложения».
Предлагаемый курс позволяет осуществить интеграцию с курсом литературы, так как для наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста учащимся предлагаются программные художественные произведения.
Кроме того, изучение курса «Синтаксис простого предложения» поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА, связанных с культурой речи.
Итогом освоения программы является редактирование текста или сочинение-рассуждение «Что дал мне этот курс?»
Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения, в том числе самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проведение творческих мастерских, практикумов, анализ текстов.
Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.
Программа предусматривает проведение цикла занятий, повышающих не только уровень речевой и письменной грамотности, но и расширяющих возможности социализации учащихся. Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности, а это одно из главных требований современной жизни.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
Акимина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1978.
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.:Просвещение., 1995.
-
Выразительное чтение. Практикум. - Воронеж, 1995.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
-
Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка// Русский язык в школе. - №3. - 2002. - С.30-35.
-
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
-
Зарецкий А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1996.
-
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
-
Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// Русский язык в школе. - №4. - 2003. - С.8-17.
-
Позднякова Н.М. «И, выплавив строку, дождаться светлых встреч…» (Урок формирования умений в IX классе)// Русский язык в школе. - №3. - С.30-35.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001.
СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
уроков
Тема
Содержание
Кол-во часов
1
Вводное занятие.
Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи.
1
2
Словосочетание и предложение.
Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления. Синонимика словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы. Варианты произношения в устной речи.
3
4
Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своём составе собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого. Согласование определения с существительным общего рода. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
6
3
Простые односоставные предложения.
Синонимия двусоставных и односоставных предложений. Стилистические особенности употребления этих предложений.
4
4
Однородные члены предложения.
Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… . Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи.
3
5
Обращение.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
2
6
Вводные слова и предложения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
5
7
Обособленные члены предложения.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).
5
8
Прямая и косвенная речь.
Интонационное выделение слов автора. Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога и цитат. Синонимия прямой и косвенной речи.
4
9
Итоговое занятие
Творческое задание
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
уроков
Тема, содержание
Кол-во часов
Предполагаемый вид занятий
1
Культура речи, её предмет и задачи
1
Беседа, знакомство со справочной литературой, тестирование по культуре речи.
2
Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления.
1
Практикум, редактирование.
3
Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
1
Творческая мастерская, конкурс исполнителей.
4
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы.
1
Творческая мастерская, конкурс исполнителей.
5
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
1
Практикум.
6
Сказуемое при подлежащем, имеющем в своём составе собирательное существительное.
1
Практикум, редактирование.
7
Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов.
1
Практикум.
8
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого.
1
Анализ текста.
9
Согласование определения с существительным общего рода.
1
Практикум, анализ поэтических текстов.
10
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
1
Практикум, редактирование.
11
Синонимия двусоставных и односоставных предложений.
2
Практикум, анализ текстов разных стилей речи.
12
Стилистические особенности употребления односоставных предложений.
2
Практикум, редактирование.
13
Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… .
1
Практикум.
14
Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи.
2
Практикум, редактирование.
15
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
2
Анализ текстов разных стилей речи.
16
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними.
2
Практикум, редактирование.
17
Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
1
Практикум, редактирование.
18
Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте.
1
Творческая мастерская.
19
Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
1
Творческая мастерская.
20
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
3
Редактирование.
21
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).
3
Практикум, сопоставительный анализ текстов.
22
Интонационное выделение слов автора.
1
Практикум
23
Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога и цитат.
1
Практикум
24
Синонимия прямой и косвенной речи.
2
Практикум, сопоставительный анализ текстов.
25
Творческое задание (отредактировать предложенный текст или написать сочинение.
1
Сочинение-рассуждение, редактирование.
6