Рабочая программа по курсу

Предполагаемый курс «Синтаксис простого предложения» предназначен для организации занятий с учащимися 8 классов, изучающих русский язык по традиционным учебникам (Русский язык. 8 класс под редакцией Бархударова С.Г., Максимова Л.Ю. и др.) и способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся. Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса ориентировано на расширенное изучение раздела «Синтаксис простого предложения».Программа пре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Голицинский филиал

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Никифоровская СОШ № 2»




Рабочая программа

по курсу

«Синтаксис простого предложения»

для 8 класса

на 2014 - 2015 учебный год



Учитель: Дрозд В.Н.





с. Голицино - 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной, коммуникативной и прочих сферах. Компетентный подход в коммуникативной сфере предполагает развитие культуры речи, владение различными способами речи в зависимости от цели, условий общения с другими людьми.

Предполагаемый курс «Синтаксис простого предложения» предназначен для организации занятий с учащимися 8 классов, изучающих русский язык по традиционным учебникам (Русский язык. 8 класс под редакцией Бархударова С.Г., Максимова Л.Ю. и др.) и способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся.

Цель курса: способствовать дальнейшему развитию коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Основные задачи:

  1. Расширить речевую культуру учащихся в области «Синтаксиса».

  2. Углубить теоретические знания по русскому языку.

  3. Совершенствовать навыки и умения анализа литературного текста, текстов разных функциональных стилей.

  4. Воспитывать бережное отношение к слову, к устной и письменной речи.

Исходя из задач преподавания курса «Нормы синтаксиса», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  1. Соблюдать все основные нормы современного русского литературного языка.

  2. Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

  3. Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста.

  4. Производить лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов.

  5. Пользоваться справочной литературой, энциклопедическими и лингвистическими словарями.

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса ориентировано на расширенное изучение раздела «Синтаксис простого предложения».

Предлагаемый курс позволяет осуществить интеграцию с курсом литературы, так как для наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста учащимся предлагаются программные художественные произведения.

Кроме того, изучение курса «Синтаксис простого предложения» поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА, связанных с культурой речи.

Итогом освоения программы является редактирование текста или сочинение-рассуждение «Что дал мне этот курс?»

Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения, в том числе самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проведение творческих мастерских, практикумов, анализ текстов.

Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Программа предусматривает проведение цикла занятий, повышающих не только уровень речевой и письменной грамотности, но и расширяющих возможности социализации учащихся. Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности, а это одно из главных требований современной жизни.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Акимина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1978.

  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.:Просвещение., 1995.

  3. Выразительное чтение. Практикум. - Воронеж, 1995.

  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

  5. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка// Русский язык в школе. - №3. - 2002. - С.30-35.

  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

  7. Зарецкий А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1996.

  8. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

  9. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// Русский язык в школе. - №4. - 2003. - С.8-17.

  10. Позднякова Н.М. «И, выплавив строку, дождаться светлых встреч…» (Урок формирования умений в IX классе)// Русский язык в школе. - №3. - С.30-35.

  11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001.


СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

уроков

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи.

1

2

Словосочетание и предложение.

Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления. Синонимика словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы. Варианты произношения в устной речи.

3

4

Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своём составе собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого. Согласование определения с существительным общего рода. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

6


3

Простые односоставные предложения.


Синонимия двусоставных и односоставных предложений. Стилистические особенности употребления этих предложений.

4


4

Однородные члены предложения.


Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… . Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи.

3


5

Обращение.


Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2


6

Вводные слова и предложения.


Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

5

7

Обособленные члены предложения.


Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).

5


8

Прямая и косвенная речь.


Интонационное выделение слов автора. Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога и цитат. Синонимия прямой и косвенной речи.

4

9

Итоговое занятие

Творческое задание

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


уроков

Тема, содержание

Кол-во часов

Предполагаемый вид занятий

1

Культура речи, её предмет и задачи

1

Беседа, знакомство со справочной литературой, тестирование по культуре речи.

2

Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления.

1

Практикум, редактирование.

3

Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.

1

Творческая мастерская, конкурс исполнителей.

4

Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы.

1

Творческая мастерская, конкурс исполнителей.

5

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

Практикум.

6

Сказуемое при подлежащем, имеющем в своём составе собирательное существительное.

1

Практикум, редактирование.

7

Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов.

1

Практикум.

8

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого.

1

Анализ текста.

9

Согласование определения с существительным общего рода.

1

Практикум, анализ поэтических текстов.

10

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

1

Практикум, редактирование.

11

Синонимия двусоставных и односоставных предложений.

2

Практикум, анализ текстов разных стилей речи.

12

Стилистические особенности употребления односоставных предложений.

2

Практикум, редактирование.

13

Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как…, так и… .

1

Практикум.

14

Использование разных типов сочетаний однородных членов как средство выразительности речи.

2

Практикум, редактирование.

15

Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2

Анализ текстов разных стилей речи.

16

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними.

2

Практикум, редактирование.

17

Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

1

Практикум, редактирование.

18

Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте.

1

Творческая мастерская.

19

Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

1

Творческая мастерская.

20

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

3

Редактирование.

21

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых).

3

Практикум, сопоставительный анализ текстов.

22

Интонационное выделение слов автора.

1

Практикум

23

Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога и цитат.

1

Практикум

24

Синонимия прямой и косвенной речи.

2

Практикум, сопоставительный анализ текстов.

25

Творческое задание (отредактировать предложенный текст или написать сочинение.

1

Сочинение-рассуждение, редактирование.

6

© 2010-2022