Открытый урок по литературе на тему Олжаса Сулейменова Волчата

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - презентация по развитию функциональной грамотности чтения. ТЕМА УРОКА: Cтихотварение Олжаса Сулейменова «Волчата»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством поэта; учиться анализировать

стихотворное произведение.

Задачи:

Формировать общее представление о жизни и творчестве поэта, научить анализировать стихотворное произведение;

Создать условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе.

Воспитовать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии; формирование нравственных качеств

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: кластер, парная мозговая атака, таблица ЗХУ, стратегии «направленное чтение», «синквейн», «шесть шляп мышления».

Форма работы: коллективная, групповая.

РКМЧП

текст в раздаточных материалах, таблица ЗХУ, шесть шля

Ход урока

І. Стадия вызова. Деление класса на группы (на усмотрение учителя). 1.Этап подготовки к восприятию новой темы. А)Сообщение темы и целей урока. Б)Составление кластера.

-Какие ассоциации возникают у вас при имени «Олжас Сулейменов»? Составьте кластер.

(О.Сулейменов-поэт,ученый,языковед-исследователь,историк,философ,патриот,общественный деятель).

В)Парная мозговая атака.

Учащиеся работоют по парам и составляют список того,что они знают или думают по теме,то есть о волках и волчат.

Примерный сценарий обсуждения в парах:

. Волки-хищные звери.

. Волчата-это детеныши волчицы.

. Волчата рождаются слепыми и беспомощными.

. Есть стихи о волчонках.Мы читали о них.

. Смотрели фильм казахского кинорежиссера Т.Теменова «Волченок среди людей».

. Это фильм о дружбе десятилетнего казахского мальчика с волчонком.Также этот фильм о взаимоотношении человека с природой,о любви к животным,об ответвенности человека перед животным.

. Есть зарубежные фильмы о волчатах.

. А что говорится о волчатах в стихотворении О.Сулейменова

Стадия осмысления.

1.Заполнение таблицы.

-Предлагаю заполнить(или составить)таблицу ЗХУ.

(В колонку «Знаю» вносят сведения, известные о волчатах вообще, то есть результат обсуждения в парке. В колонку «Хочу узнать» вводятся спорные вопросы и идеи. Поставим вопрос к излучаемой теме до ее изучения. Например:

О чем это стихотворение?

Как развивается в нем событие?

Стоит ли читать стихотворение?

Понравился ли оно нам?

-Мы попытаемся ответить на эти поставленные вопросы.

2. Работа по стратегии «Направленное чтение».

-Сейчас мы будем анализировать стихотврение.Вы будете читать про себя с несколькими перерывами, останавливаться, обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.

Чтение 1-го отрывка.

Шел человек,

Шел степью долго-долго.

Куда? Зачем?

Нам это не узнать.

-Где шел человек? (он шел степью)

-Как вы дкмаете, куда шел человек и зачем шел? (Может быть, он шел туда, гле рыщут волки, и шел, чтобы охотиться на них).

-А нам это известно?(Нам это не узнат).

-По-вашему, что дальше будет?(Ответы учеников).

Чтение 2-го отрыва

В густой лощине он увидел волка,

Точней-волчицу,

А вернее-мать.

-Какого волка, точней волчицу, по-вашему, увидел человек?

-Что проихойдет далше?

Чтение 3-го отрывка.

Она лежала в зарослях полыни,

откинув лапы и оскалив пасть,

из горла перехваченного плыло

толками что-то темное,

как грязь.

Кем,

Волком иль охотничьими псами?

-Как вы думаете6 что произошло с волчицей? (Её убили).

-И чем же она убита? (Может быть, убили охотники).

-Как она погибла? (Может быть, она погибла, добывая пищу для своих детёнышей, чтобы спасти их).

Чтение 4-го отрывка

Слепым волчатам это не узнать.

Они, толкаясь и ворча, сосали

большую, не податливую мать.

Голодные волчата позабыли,

как власно пахнет в зарослях укроп,

они,прижавшись к раннам,

жадно пили

густую, холодеюшую кравь.

И вместе с ней

вливалась жажда мести.

Кому?Любому. Лишь бы не простить.

И будут мстить

в отдельности, не вместе

а встретятся -

друг другу будут мстить.

-Почему волчатам не узнать, кем убита их мать? (Они маленькие, слепые, еще не видели свет)

-Что они пили вместо молока? (густую, холодеющую кровь)

-Как вы думаете, волчата будут мстить, когда подрастут?

-Кому и как будут мстить?

-Как вы думаета, что сделал человек с волчатами?

Чтение 5-го отрывка

И человек пошёл своей дорогой.

Куда? Зачем?

Нам это не узнать.

Он был волчатник, но волчат

не тронул:

волчат уже не защищала мать.

-Почему волчатник не тронул волчат?

-Что этим хотел сказать автор?

3.Анализ всего стихотворения:

-Какую роль играет чееловек в данном произведении?

-Кто виноват в смерти волчицы?

-Как относится автор к волчатам?

-В каких строках выражена главная мысль стихотворения

ІІІ.Стадия рефлексии.

1.Стратегия «Синквейн». Работа в группах.

-составить пятистишие на темы «Волк» и «Волчата».

2.Подведение итогов.

-Ответе на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблиц.

3.Оценивание.

Самооценка методом «Шесть шляп мышления».



© 2010-2022