Урок литературы «Пред ликом священной природы…» (Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии XIX-XX веков)

Урок литературы "Пред ликом" священной природы" посвящён современному звучанию проблемы "Человек и природа" в поэзии 19-20 веков. Данный урок был мною апробирован в 2012-2013 учебном году в Айыртауской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получил высокую оценку коллег. На уроке ребята читали стихи, обсуждали экологические проблемы Казахстана и других стран. Кроме этого воспитанники школы-интерната предлагали своё решение многих проблем загрязнения окружающ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор работы: Шефер Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: Айыртауская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Северо-Казахстанская область, Айыртауский район,

с. Саумалколь)

Урок литературы

«Пред ликом священной природы…»

(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии XIX-XX веков)


Цели урока:

- Показать учащимся, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19-20 веков.

- Объяснить понятие «экология», расширить представления ребят о загрязнении окружающей среды.

- Развивать навыки анализа лирического произведения.

- Воспитывать любовь к природе, учить детей мыслить и рассуждать.

Оборудование урока:

На центральной доске расположена надпись «Пред ликом священной природы…», на боковых досках - иллюстрации пейзажей; на интерактивной доске заранее подготовлены слайды с музыкальным сопровождением с изображением Аральского моря и озера Байкал, красивейших мест Казахстана; выставка книг о Казахстанских заповедниках.

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев


Ход урока:

После вступительного слова (объявление темы, целей урока, прочтение эпиграфа)

Учитель обращается с вопросами к классу:

- Какому писателю принадлежат эти строки?

«… Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы скользили голубые, синие волосинки, жёлтый дрок выскакивал своею пирамидальною верхушкою, белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесённый бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н.В. Гоголь)

- А из какого произведения эти строки?

«…Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо… Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…»

(И.С. Тургенев, «Бежин луг»)

Учитель:

- Замечательные картины природы встают перед глазами! Не правда ли? А сейчас мы послушаем несколько японских трёхстиший - хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно сказать об очень многом…

Дети читают хокку:

Срезал пион-

И себе настроение испортил

На целый вечер.

Бусон

Бушует осенний вихрь!

Едва народившийся месяц

Вот-вот он сметёт с небес.

Какэн

На руке у меня

Прохладный, зеленоватый

Огонёк светляка…

Сики

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Рансэцу

Бедные звёзды!

Им места нет в небесах-

Так сияет луна…

Дэйкин

Лошадка-мама-

Как она сторожит у ручья,

Пока жеребёнок пьёт…

Исса

Учитель:

- Тема «Природа и человек» всегда была одной из центральных тем в литературе. А каково её звучание в лирике поэтов 19-20 веков? Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

Вам, ребята, конечно же, известна «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:

Не хочу быть вольной царицей.

Хочу быть владычицей морской.

Чтобы жить мне в океане-море,

Чтобы служила мне рыбка золотая

И была у меня на посылках.


И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на земле. А сказки зазвучали по-иному.

Учитель читает «Атомную сказку» Ю.Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стелу запустил наугад.


Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.


-Пригодится на правое дело!-

Положил он лягушку в платок,

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.


В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Беседа с классом по вопросам:

- О чём эта сказка?

- Какую проблему поднимает Ю. Кузнецов в своём стихотворении?

- Какие можно сделать выводы?

Учитель:

- На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Много значимый поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура.

Учащимся предлагается прочитать значение слова экология из Словаря иностранных слов: «Экология - раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой».

Учитель:

- В природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.

Слово предоставляется учащимся в роли статистов-экспертов из Комитета по охране природы Казахстана.

Эксперт №1:

- Проблема Аральского моря. Из-за неумелого использования водных ресурсов рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, их воды перестали доходить до моря. Это вызвало обмеление и высыхание моря. В результате этого исчезло 800 га лесов.

Эксперт №2:

- Озеро Балхаш. Не исключена возможность, что к началу 21 века западная часть Балхаша может абсолютно высохнуть, а восточная превратится в заболоченную местность в результате бездушного и неумелого использования водных ресурсов.

Учитель:

Вернёмся к словам египетского фараона: «Я никогда не перегораживал текущей воды». А вот какие строки написал поэт Василий Фёдоров:

Да Винчи говорил:

«Когда вы захотите

Какой-нибудь реке

Дать новый,

Лучший путь,

Вы как бы

У самой реки спросите,

Куда б она сама

Хотела повернуть».


Мысль Леонардо!

Обновись и шествуй

И вечно торжествуй

На родине моей.

Природа и сама

Стремится к совершенству,

Не мучайте её,

А помогайте ей!


В исполнении учащихся звучат стихотворения:

С. Есенин


Видели ли вы,

Как бежит по степям

В туманах озёрных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессияных

Той поры не вернёт его бег,

Когда пару степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрепером плес,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.


Е. Баратынский

Приметы


Пока человек естества не пытал

Аршином, весами и мерой,

Но детски вещаньям природы внимал,

Ловил её знаменья с верой:

Покуда природу любил он, она

Любовью ему отвечала,

О нём дружелюбной заботы полна

Язык для него обретала,

Почуя беду над его головой

Вран каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смирясь пред судьбой,

Воздерживал он дерзновенье.

На путь его выбежал из лесу волк,

Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк

Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,

Блаженство любви прорекала.

В пустыне безлюдной он не был одним,

Нечуждая жизнь в нём дышала.

Но, чувства презрев, он доверил уму:

Вдался в суету изысканий…

И сердце природы закрылось ему

И нет на земле прорицаний.


Учитель:

- Ребята, как вы поняли это стихотворение?

Ученик читает стихотворение Е. Баратынского:

Последний поэт

(отрывок)


Век шествует путём своим железным.

В сердцах корысть и общая мечта.

Час от часу насущным и полезным

Отчётливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы…


Учитель:

- Да, это, к сожалению, так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, где и как построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит.

Ф. Тютчев когда-то написал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


А где мы можем услышать голос природы? (Учащиеся рассуждают).

Ученики читают стихотворения:

А. Фет

Учись у них - у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.


Всё злей метель, и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый,

Они стоят, молчат, молчи и ты!


Но верь весне. Её примчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.


В. Казанцев

Это никогда не надоест-

Листьев неумолчное плесканье,

Мреющих, бессмертных звёзд блистанье,

Иль, как раньше говорили, звёзд.


Это не наскучит никогда -

Плавная неправильность сугроба,

Ровная законченность плода,

По земле идущая дорога,

По песку бегущая вода.


А. Ширяевец

Тускнеет твой венец алмазный,

Не зыкнет с посвистом жених…

Всё больше пятен нефти грязной,

Плевки горынычей стальных..


Глядишь, старее и дряхлее,

Как пароходы с рёвом прут,

И голубую телогрею

Чернит без устали мазут…


А жениха всё нет в дороге…

Роняет известь едкий прах…

Плывёшь ты с жалобою к морю,

Но и оно - в плевках, в гудках…


Учитель:

- Какую проблему поднимает автор этого стихотворения? (Беседа)

Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?

Выступление экспертов:

- Нефтяное загрязнение океана - самое распространённое явление. От 2-х до 4-х % водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает более 6 млн тонн нефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов.

К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса.

Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн.

В развивающихся странах от загрязнённой воды ежегодно умирают более 9 млн. человек!

Учитель:

- Поэт Игорь Шиляревский сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостатоно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь - озеленять, очищать, отмывать, спасать…»

Вопрос классу:

-А как вы, ребята, думаете, как спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?

Ученик читает стихотворение А. Толстого:

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой побежали слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету.

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!


Вопрос классу:

- Ребята, а какую пользу приносит лес?

Выступление экспертов:

- Лес - одно из совершенных творений природы. Лесные плантации защищают от наводнений, эрозии почвы, создают промышленные запасы древесины.

В последнее время уменьшается площадь лесов и увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в сосновых лесах) и 25 га (в лиственных лесах) удаляются все деревья в течение 1 года или одного заготовительного периода.

В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти втрое. По данным 1975 года, во всех лесах мира ежегодно прирастает 5,5 млрд. кубических метров древесины, а вырубается более 2-х млрд. кубических метров.

Основной путь сохранения лесных ресурсов - это более полное использование древесины.

Гектар лесных насаждений за 1 час поглощает 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек.

Заключительное слово учителя:

- Сколько бы мы не говорили о любви к природе, сколько бы ни было написано литературы, призывающей к охране окружающей среды, пока каждый человек не осознает, что ответственен за её сохранность, что от каждого человека зависит то, в каком состоянии мы оставим планету своим детям и внукам, результатов не будет. И со временем от природы, которой мы восхищаемся, благодаря которой живём (ведь человек - дитя природы), ничего не останется. Так давайте «пред ликом священной природы» пообещаем беречь, любить и преумножать её.

Заповедь, которой должен руководствоваться каждый человек, живущий на земле, хорошо выражена в сказке С.-Экзюпери «Маленький принц»: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Под красивую музыку (например, «Ave Maria») учащиеся читают стихотворения собственного сочинения.




© 2010-2022