Урок развития речи Описание памятника Пушкину в Москве

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа № 2»


Конспект урока русского языка

в 8 классе



«Описание памятника А.С.Пушкину

в Москве»










План урока.

  1. Оргмомент. (1 мин.)

  2. Сообщение задач урока. (1 мин.)

  3. Вступительное слово учителя. (2 мин.)

  4. Беседа по вопросам. (4 мин.)

  5. Работа с эпиграфами. (4 мин.)

  6. Сообщения учащихся. (13 мин.)

  7. Описание памятника А.С.Пушкину. (10 мин.)

  8. Определение типа речи сочинения. (1 мин.)

  9. Корректировка плана. (5 мин.)

  10. Заключительное слово учителя.(2 мин.)

  11. Домашнее задание. (2 мин.)


























Цель: подготовка к написанию сочинения «Памятник А.С.Пушкину в Москве».

Задачи:

1.продолжить работу по развитию связной речи, отработать навыки написания сочинения с элементами повествования, описания, рассуждения;

2.пополнить знания учащихся по истории создания памятника А.С.Пушкину как благодарности народа великому гению;

3.начать заочное знакомство учащихся с памятными местами нашей страны.

Оборудование урока: репродукции памятника А.С.Пушкину в Москве скульптора А.М.Опекушина; выставка книг А.С.Пушкина.

Предварительная работа: учащиеся заранее готовят материал о создании памятника Пушкину в Москве.

Вид урока: урок развития речи.


Ход урока

I.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отсутствующие в классе…

II.Сообщение задач урока.

Сегодня нам предстоит очень серьёзная и интересная работа. Мы будем учиться описывать памятник. В качестве примера мы возьмём памятник А.С.Пушкину в Москве. Его вы видите на цветной репродукции. Это одно из памятных мест нашей страны; будем отрабатывать навыки написания сочинения с элементами повествования, описания, рассуждения; пополнять свои знания по истории создания памятника А.С.Пушкину как благодарности народа великому гению. У вас должно получиться интересное повествование, куда вы включите элементы рассуждения и описания.

III.Вступительное слово учителя.

Перед нами образец скульптурного изображения Александра Сергеевича Пушкина. Это памятник, который находится в Москве, на Пушкинской площади. Кто из нас не знает имени великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! Это основоположник русской классической литературы, русского литературного языка, создатель прекрасных произведений на все времена. Вспомните произведения этого великого поэта («Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», стихотворения «Зимнее утро», «Пущину», сказки и др.) В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений. Они необычайно богаты по своему содержанию и разнообразны по форме. Поэт говорит в них о своей любви к родине, глубоко скорбит о судьбе порабощённого народа, бичует жестоких владык, зовёт к борьбе за свободу. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму. Это дружеские послания, элегии, оды, баллады, поэмы, эпиграммы, романсы, песни. В этих стихотворениях живёт обаятельный образ поэта - певца свободы, гуманиста, гражданина и патриота, глубокого оптимиста. Пушкин встречает нас в раннем детстве и сопровождает всю жизнь. Учась в школе, мы внимательно читаем и анализируем произведения писателя, а потом в течение всей жизни вспоминаем чудесные пушкинские строки. Все вы хорошо знаете биографию А.С.Пушкина. В своём сочинении постарайтесь привести несколько самых ярких эпизодов жизни и творчества, доказав тем самым, что, действительно, А.С.Пушкин - великий русский писатель. Это будет первый пункт плана, вступление.

(Учащиеся внимательно слушают учителя, записывают основные положения, первый пункт плана - Пушкин - великий русский писатель).

IV.Беседа по вопросам.

1. Что такое памятник? (Трёхмерное произведение искусства, объёмное, его следует рассматривать с разных точек зрения).

2. Чем отличается памятник от картины? (Памятник можно обойти вокруг).

3. Что такое пьедестал? (Постамент, подножие статуи, колонны).

4.Из какого материала изготовляется обычно памятник? (Памятник изготовляется из особого материала: мрамора, гранита, бронзы. Величина его превышает натуральную величину фигуры).

5.Кто ещё трудится над созданием памятника? (Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив: создатель памятника, пьедестал выполняет архитектор, над окружением работает - декоратор).

V.Работа с эпиграфами.

(Учитель комментирует высказывания).

Придёт время, когда потомство воздвигнет Пушкину вековечный памятник. (В.Г.Белинский)

Мне нравится, что уходим мы или приходим, а он - всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы - всегда стоит…

(М.И.Цветаева).

Учитель. Помните, что в эпиграфе должна быть заключена основная мысль вашего сочинения. Эпиграф можно подобрать самостоятельно. (Ученики записывают в тетрадь эпиграфы).

Основная мысль сочинения - память о великом поэте смогли сохранить благодарные потомки, создав такой чудесный памятник.

VI.Сообщения учащихся о создании памятника Пушкину. (Учащиеся записывают основные положения сообщений товарищей. Совместно с учителем составляют план сочинения).

1.Сбор денег на памятник.

1846 год. Мысль Белинского о создании памятника Пушкину - идея для того времени дерзкая: в России ХIХ века памятники ставили царям, сановникам, генералам. Правительство Николая I долгие годы сознательно замалчивало имя великого поэта. Лишь в 1860 году к Александру II с просьбой воздвигнуть памятник Пушкину обратились лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Уступая требованиям общественности, Александр II «высочайше соизволил» дать разрешение, но от каких-либо затрат правительство царской России отказалось. Начался сбор добровольных пожертвований. Удалось собрать лишь 13,5 тысяч - сумму, явно недостаточную для сооружения монумента. Прошло ещё 10 лет. Бывшие лицеисты, среди которых М.А.Корф и Ф.Ф.Матюшкин, добиваются учреждения комитета по созданию памятника. Комитет возглавил историк и филолог академик Я.К.Грот. Сюда вошли известные писатели, учёные, художники. В газетах появилось сообщение о всенародной подписке на сооружение памятника. В подписанных листах рядом с крупными суммами соседствовали взносы по нескольку копеек… Вскоре их было собрано106 575 рублей 10 копеек, столько, что оказалось возможным выделить часть суммы на издание пушкинской хрестоматии и учреждение Премии имени Пушкина в Академии наук. Интересно изучать списки жертвователей сегодня: мелькают имена известных в России писателей, актёров, художников, но больше, конечно, безвестных крестьян, купцов, чиновников. Только царское правительство не дало на всенародную подписку ни копейки.


2. Конкурс на лучшую модель памятника. Изготовление памятника.

Состоялось 3 конкурса на проект памятника. Комитет ориентировал скульпторов на создание такого памятника, который бы отвечал «идеалу простоты и единства, так как сам поэт отличался в своих произведениях именно этими чертами творчества». Маститые художники, корифеи искусства, ваяния приняли участие в конкурсе. Большая часть работ подверглась критике. Было представлено 19 моделей. Среди них выделялись три проекта Александра Михайловича Опекушина. Фигура поэта была на постаменте без украшений, другие же терялись на богато украшенных пьедесталах с героями его произведений. Над памятником Пушкину Александр Михайлович работал увлечённо. Он стал собирать материалы о Пушкине, в мастерской появилось 30 моделей памятников из глины и около ста рисунков. Позировал скульптору внук Пушкина Григорий Александрович Пушкин, который в молодые годы был очень похож на великого дедушку. Точные черты взяты с посмертной маски поэта работы Гальберга. Вместе с архитектором Богомоловым разработали бронзовые детали постамента, тумбы у подножия, лавровые гирлянды, чугунные фонари. Сам постамент решили делать из двухцветного гранита - темно-красного и тёмно-серого. В 1857 году на третьем заключительном туре первенство оспаривали скульпторы Забелло и Опекушин. В одной из скульптур члены жюри увидели, что «в этой задумчивой фигуре впечатлительного поэта, уже искушённого опытом жизни, но удержавшего всю прелесть мечтательности, трудно не признать Пушкина». Эта модель и была признана лучшей.

И вот победа. Она удивила многих: «Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин».

Как ни злобствовала реакция, комитет не изменил своего решения. И Александр Опекушин приступил к изваянию статуи, в которой «соединил простоту идеи с благородством и красотою форм. Поэт стоит и мыслит. Лицо, при необыкновенном физиономическом сходстве, безоблачно, но серьёзно. Думы, не слышно и невидимо, проходя по нём, сосредоточили взор и слегка наклонили голову. Никаких налепок, приставок, рутинных и опошленных орнаментов, надпись в одном всё выражающем слове «Пушкину» и строгая соразмерность статуи с пьедесталом».


3.Открытие памятника.

А.М.Опекушин заказал на открытие памятника у себя на родной Ярославщине пелену для памятника. Из отборного приволжского льна выткали её лучшие ярославские ткачи. Монумент был открыт 6 июня 1880 года. На открытии присутствовали члены семьи Пушкина - дочери Мария, Наталья и сыновья Александр и Григорий. Член Пушкинского комитета Ф.П.Корнилов сказал: «Непосредственными исполнителями порученного комитету дела были русские люди: ваятель, академик Опекушин, строитель, академик Богомолов и мастер каменных дел Баринов… Да множатся русские люди, составляющие славу и гордость своего отечества!» В это время раздался звон колоколов, хор, которым дирижировал Н.Г.Рубинштейн, запел гимн, медленно поползла вниз парусиновая пелена. Затем мощное многоголосое: «Ура!» По лицу командора Нарвского полка А.А.Пушкина полились слёзы. На боковых сторонах пьедестала были высечены строфы Пушкина из стихотворения «Памятник». Царская цензура выбросила значительные строфы из «Памятника»: «…что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». И только в 1937 году они были добавлены. Когда упало покрывало с пушкинских плеч, когда отзвучали речи и были возложены лавровые и цветочные венки, и когда Иван Сергеевич Тургенев, взобравшись повыше, прикрепил к памятнику свой венок, и когда был дан знак к окончанию торжества, тогда собравшиеся разорвали эту пелену, разрезали её на мелкие тряпицы и бережно спрятали в карманы, за пазухи и в сумочки и вместе с лавровыми листочками, отщипнутыми от венков, хранили долгие-долгие годы, передавая даже и внукам своим.

VII.Описание памятника Пушкину.

(Учитель комментирует выступления учащихся).


1.Место для памятника.

После долгих лет обсуждений решили поставить монумент не в Петербурге или Царском селе, как предполагалось раньше, а в древней Москве, где поэт родился и провёл первые годы жизни и где памятник получил бы общенациональное звучание. Место было выбрано на Страстной (ныне Пушкинской) площади в начале Тверского бульвара. Здесь Пушкин любил гулять, встречаться с друзьями. Неподалёку находился дом З.А.Волконской - хозяйки блестящего музыкально-литературного салона, где часто бывал и где передал А.Г.Муравьёвой стихотворение «Во глубине сибирских руд…». В 1937 году Страстная площадь была переименована в площадь Пушкинскую, а сам памятник перенесён на противоположную сторону. Здесь он стоит и сегодня. Место для памятника выбрано удачно: скульптурный ансамбль гармонично вписывается в окружающий сквер, подчёркивающий стройность и простоту композиции памятника, который хорошо виден с любой точки обзора.



2.Материал, размер памятника, поза, постамент.

Главные черты Пушкина: его сосредоточенность и мудрость, одухотворённость и поэтическое воображение, простота и благородство - живо переданы скульптором Опекушиным. Ему удалось одушевить металл и верно уловить пушкинские черты. Сочетание материала (гранита, бронзы, чугуна) и цвета (темно-серого и тёмно-красного) позволяют ваятелю передать благородство личности поэта. На пьедестале - строки его стихотворения: «И долго буду тем любезен я народу…

Рассмотрим позу поэта. Общая высота памятника - 11 метров. Высота поэта - 4,4 метра, высота постамента - 6,6 метра.

А.М.Опекушин изображает Пушкина в естественной позе во время прогулки, ведь их так любил поэт. Прогулки помогают мыслить, восстанавливать душевное равновесие, дают пищу уму и сердцу. Едва уловимое естественное движение передано в слегка выдвинутой на край гранитного постамента ноге, в крупных, свободно ниспадающих складках одеяния. Кажется, что поэт, задумавшись, приостановился в своей одинокой прогулке и вот-вот двинется дальше. Небрежно заложенная за борт сюртука правая рука будто прижата к сердцу, левая с цилиндром за спиной… В лице, слегка наклонённом к зрителям, задумчивая сосредоточенность и даже грусть. Нелёгкая жизнь поэта отразилась и в резких морщинах возле рта, и во внимательном взгляде из-под бровей; выдающихся скулах, во впалых щеках.

Учитель. Почему у памятника А.С.Пушкину всегда живые цветы? (Память о великом поэте бессмертна. Люди помнят и любят своего национального гения. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту).

Скульптор своим произведением выражает бессмертие пушкинского гения и его близость к народу: не только современникам, но и потомкам. Порассуждайте, так ли это? (Введение в сочинение элементов рассуждения).

VIII.Определение типа речи сочинения.

В вашем сочинении должны быть совмещены все типы речи: повествование, описание, рассуждение.


IХ.Корректировка плана.

Зачитайте план сочинения, внесите необходимые поправки. (Работа над композицией сочинения).

План.

I.А.С.Пушкин - великий русский писатель.

II.Создание памятника гению.

1.Сбор денег на памятник.

2.Конкурс на лучшую модель памятника.

3.Изготовление памятника.

4.Открытие памятника.

III.Описание памятника.

1.Место для памятника.

2. Материал, размер памятника.

3.Поза поэта.

4. Постамент.

IV.Память о великом поэте бессмертна.

Х. Заключительное слово учителя.

Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта. Ни время, ни расстояния не властны над ним. Образ поэта притягивает к себе, зовёт хотя бы на несколько мгновений отвлечься от суетных каждодневных забот, прикоснуться к великому и вечному. А это всегда необходимо человеку. Вы сегодня узнали новые сведения о создании памятника великому человеку, постарайтесь всё осмыслить, внимательно перечитайте свои записи. Работая над сочинением, старайтесь не отходить от плана. Думайте, творите, рассуждайте…


ХI.Домашнее задание.

Написать сочинение «Памятник А.С.Пушкину в Москве». (Учащиеся записывают домашнее задание).











Литература.

  1. Гапоненко П.А. Работа над сочинением - описанием памятника (VIII класс) // Русский язык в школе. - 1993 - № 1.

  2. Литературное краеведение в школах Нижегородского края. - Арзамас,1996.

  3. Пузанова Н.А. Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению // Русский язык в школе. - 1990 - № 2.

© 2010-2022