Конспект урока по русскому языку: Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. (5 класс)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе к учебнику под редакцией М.М.Разумовской. По типу урок комбинированный с применением разных форм и методов. Домашнее задание поискового характера.Урок расчитан на категорию учащихся среднего уровня.задачи урока: обеспечить знания учащихся понятием существительное общего рода. уметь правильно употреблять их в речи. уметь определять род несклоняемых имён существительных посредством фронтального опроса, групповой работы и индивидуальной.               
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Задачи О: обеспечить знания учащихся понятием о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи. Обеспечить умения учащихся определять род несклоняемых существительных посредством фронтального опроса, групповой работы и индивидуальной.

Р: создать условия для развития умения объяснять и доказывать свою точку зрения посредством фронтального опроса.

В: возбудить готовность к решению самостоятельных задач, активности в нахождении существительных общего рода и определении рода несклоняемых имен существительных.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дети и гости! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке.

2. - Ребята, посмотрите вокруг себя и скажите, больше слов какой части речи вас окружают? (сущ)

- действительно, имя существительное- самая представительная, наиболее самостоятельная часть речи, ведущая часть речи в грамматике. А почему , как вы думаете?(имеет род , число, падеж, склонение). А что называют имена существительные?( людей, животных, растения, предметы, явления действительности).

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение имени существительного, но для начала поиграем в игру «Да-нетка». Я буду задавать вопросы, а вы , если со мной согласны, ставите +, если нет- Готовы? (слайд1)

  1. Имя существительное- это главный член предложения?

  2. Имя существительное обозначает предмет?

  3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?

  4. Слово «Казань» нарицательное или собственное?

  5. Имя существительное имеет 3 рода?

  6. Все эти слова существительные: дом, тетрадь, зимний?

  7. Человек- это одушевленное существительное?

  8. Все ли эти слова существительные среднего рода: окно, на столе, поле, море?

  9. В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами?

А теперь проверим, как вы справились с заданием.(слайд 2)

2. Выполним следующее задание у доски с объяснением. Вставить окончание, определить род и склонение сущ-х(слайд 3)

Глубок… ноч…, остр… нож…, детск… плач…, спел… рож…, дрежеск… помощ…, лесн… глуш…, зелен… камыш…

3. Запишите слова в И.п., ед.ч, распределив в 3 столбика по родам.(слайд 4) сам-но

Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, ночи, мячи, умницы.

А теперь давайте проверим, справились ли вы с работой.

3. Изучение нового материала.

Вернемся к слову умница. О ком идет речь? О мальчике или девочке? Мы можем определить род только по одному слову? (нет) почему?

В предложениях найдите слова, которые можно отнести и к м.р., и к ж.р (слайд 5)

  1. «Умница!,- сказала бабушка внуку.

  2. Тихоня не торопился домой.

  3. Наша Маша- хвастунишка.

- Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут сделать это?

А что обозначают эти слова? Найдите окончания у этих слов?

Вывод: существительные с окончаниями -а,я общие как для м.р, так и для ж.р. значит это существительные какого рода? (общего). Род можно как определить? (по опорным словам)

4.Составьте с существительным общего рода по два предложения, чтобы их можно было отнести к м.р и ж.р. (слайд 6)

1 ряд- задира, 2 ряд- бедняжка, 3 ряд- непоседа.

Физминутка: называю имена существительные, а вы хлопаете и приседаете, если это слово общего рода.

Счастье, неженка, жестокость, задира, разоренье, труженик, лодырь, недотрога, березка, адвокат, радость, бедняжка.

5.Есть в русском языке существительные м.р, которые можно отнести к существительным общего рода: геолог, парикмахер, адвокат, астроном, врач. Ученые насчитали таких слов не менее 200.

Прочитаем материал в учебнике на стр.240.

6 Наш язык се время пополняется новыми словами, которые приходят из других стран. Как называются такие слова?. Они несклоняемые, т.е не изменяются, их род нужно запомнить.(слайд 7)

К м.р относятся слова: конферансье, маэстро, шимпанзе, кенгуру.

К ж.р. мисс, мадам, фрау, леди.

К ср.р досье, кафе, меню, пальто, ателье.

7. Допишите окончания в слова, связанные грамматически с существительными.(слайд 8)

Авторитетн… жюри присудил… первое место гимнастам.

По новому шоссе мчал…сь светло-голубое такси.

Тепл… шерстян… кашне согревал… горло.

8. Запомните! Слова КАКАО и КОФЕ употребляются как слова двух родов: ароматное какао- ср.р, терпкий кофе- м.р. в современном русском языке слово кофе- м.р, но допустимо употребление и в среднем роде: сгущеное кофе с молоком (слайд 9)

9. определите род имен существительных(слайд 10)

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

  1. Есть на земном шаре города, озера, реки, название континентов, которые иноязычного происхождения и не склоняются. Род таких существительных можно определить родом тех слов, которыми их можно заменить. Например Тбилиси- это город в Грузии, город м.р.

  2. Допишите окончания: (слайд 11)

Полноводн… Конго течет среди тропических лесов.

Древн… Конго славилось искусными резчиками по дереву.

  1. Итог: что для вас было трудным сегодня на уроке? (слайд 12)

  2. Домашнее задание: упр.713- все. Упр 714- для самостоятельной работы (воспользуйтесь различными средствами информации) (слайд13)



© 2010-2022