- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Афанасьева Г.Л. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Количество часов
В неделю - 2 часа
В год - 68 часа, 34 учебные недели
Базовый уровень
Классификация рабочей программы -типовая
Рабочая программа учебного предмета русский язык разработана на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта ;
Примерной программы авторского коллектива Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008
Нормативно - правовая база:
1. Закон РФ от10.07.1992 г. №3266-1 (редакция от 02.02.2004г.) «Об Образовании»
2. Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.
3. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента Государственного Стандарта, рекомендованных Министерством образования РФ №03-1263 от 07.07.2005 г..
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
5. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290
7. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на выполнение следующих задач:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально - делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально - смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка и их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять ему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально - культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Способы развёртывания материала
Календарно-тематическое планирование составлено в основном в соответствии с авторской программой, но в связи с тем, что учащиеся занимаются по новой редакции учебника для 9 класса под ред. Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. . - М., «Просвещение», 2008, то по рекомендации авторов учебника в календарно-тематическое планирование включены следующие дидактические единицы:
· Устная и письменная речь. Диалог и монолог (урок №2)
· Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения (урок №9)
· Роль указательных слов в СПП (урок №22)
· Публичная речь (урок №47)
Кроме того, здесь учитывается и слабый уровень подготовки учащихся данных классов, особенно низкая орфографическая грамотность, что предполагает целенаправленное повторение основных орфографических правил
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
На развитие речи в том числе
Сочинений
Изложений
Контрольных работ (диктантов, тестов)
1
Международное значение русского языка
1
2
Повторение пройденного в 5-8-ых классах
6
3
1
3
Сложные предложения
3
1
1
4
Сложносочинённые предложения
6
1
1
5
Сложноподчинённые предложения
19
6
2
2
2
6
Бессоюзные сложные предложения
8
3
1
1
7
Сложные предложения с разными видами связи
5
2
1
1
8
Общие сведения о языке
1
9
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи
19
4
1
1
1
Итого:
68
Литература для учащихся
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008
Литература для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999
2. Книгина М. П. Тесты по русскому языку. 9 класс. - Саратов: Лицей, 2004
3. Угроватова Т. Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. СПб: Астрель, 2008
4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации. - М.: Просвещение, 2006
5. Материалы газеты «Русский язык» за 2008 год
6. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»
7. Материалы журнала «Русский язык в школе» за 2008 год
8. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008
Дополнительные пособия:
1. Сычёва В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2007
2. Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. _ Саратов: Лицей, 2010
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
план
факт
Тема урока
Материал учебника
Тип урока
Виды деятельности
Домашнее задание
1
Международное значение русского языка
Стр. 3
Урок изучения нового материала
Беседа, лекция учителя, комплексный анализ текста
Повторить чередующиеся гласные
2Р
Устная и письменная речь. Диалог и монолог
Параграф 1, 2
Урок развития речи
Беседа, комплексный анализ текста, редактирование
Параграф 1, 2 №13
3Р
Стили языка
Параграф 3
Урок развития речи
Лекция, беседа, комплексный анализ текста
Параграф 3, №23, 24
4
Простое предложение и его грамматическая основа
Параграф 4
Урок повторения
Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам
Параграф 4, №31
5
Предложения с обособленными членами
Параграф 5
Урок повторения
Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам, словарный диктант
Параграф 5, №36
6
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Параграф 6
Урок повторения
Синтаксический разбор
Параграф 6, №38
7Р
Подробное изложение текста №6
Урок развития речи
Повторить О-Е-Ё после шипящих
8
Понятие о сложном предложении.
Параграф 7, 8
Комбинированный урок
Наблюдения
Параграф 7, 8, №44, 51
9
Разделительные и выделительные знаки препинания
Параграф 9, 10
Комбинированный урок
Анализ предложений, повторение типов союзов
Параграф 9, 10, №55
10Р
Сочинение «Любимый уголок природы»
№59
Урок развития речи
Повторить правописание приставок
11
Понятие о сложносочинённом предложении
Параграф 11. 12
Урок изучения нового материала
Анализ предложений, составление обобщающей таблицы
Параграф 11, 12, №62
12
ССП с соединительными и разделительными союзами
Параграф 13-14
Урок изучения нового материала
пунктуационный разбор
Параграф 13, №63
13
ССП с противительными союзами
Параграф 15
Комбинированный урок
конструирование предложений по данным схемам
Параграф 15, №67
14
Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Параграф 16
Комбинированный урок
Пунктуационный разбор, синтаксический разбор
Параграф 16, №69, 72
15Р
Рецензия на литературное произведение, кинофильм
Урок развития речи
Беседа, составление плана
Параграф 17, №76, вопросы стр. 47
16К
Контрольный диктант по теме «ССП»
Контрольный урок
17
Понятие о сложноподчинённом предложении
Параграф 18
Комбинированный урок
Анализ предложений
Параграф 18, №85
18
Место придаточного по отношению к главному.
Параграф 19
Комбинированный урок
Анализ предложений, составление схем.
Параграф 19, №88, 89
19Р
Деловые документы (автобиография, заявление)
№92
Урок развития речи
Беседа, составление плана, слово учителя
Домашнее сочинение
20
Союзы и союзные слова в ССП
Параграф 20
Комбинированный урок
Контрольный словарный диктант
Параграф 20, №93
21
Правописание омонимичных частей речи
Стр. 60-61
Урок повторения
Составление обобщающих таблиц
Теория, №96
22
Роль указательных слов в СПП
Параграф 21
Комбинированный урок
Анализ предложений, пунктуационный р
Параграф 21, №100
23 Р
Подробное изложение
№106
Урок развития речи
24
СПП с придаточными определительными
Параграф 22
Комбинированный урок
Анализ предложений, графический диктант, пунктуационный р
Параграф 22, №115, 116
25
СПП с придаточными изъяснительными
Параграф 23
Комбинированный урок
Анализ предложений, пунктуационный разбор
Параграф 23, №118, 117
26Р
Сжатое изложение №123
Урок развития речи
27
СПП предложения с придаточными обстоятельствен
Параграф 24
Урок-блок
Блочная подача материала. Лекция учителя
Параграф 24, выучить блок,
28
СПП с придаточными места и времени
Параграф 25
Комбинированный урок
анализ предложений, пунктуационный разбор
Параграф 25, 129, 127
29
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
Параграф 26
Урок-практикум
Анализ предложений, работа на карточках, цифровой диктант
Параграф 26, №147, 152
30
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
Параграф 27
Урок изучения нового материала
Анализ предложений, пунктуационный разбор, составление схем
Параграф 27, №156, 158
31К
Контрольный диктант
Урок контроля
32
СПП с несколькими придаточными
Параграф 28
Урок изучения нового материала
Анализ предложений, составление схем
Параграф 28, №169, 170
33
Синтаксический разбор СПП
Параграф 29
Урок изучения нового материала
Синтаксический разбор
Выучить план разбора, №176
34Р
Сочинение-рассуждение «Роль природы в формировании внутреннего мира человека»
Урок развития речи
Стр. 118 (вопросы), подготовиться к орфоэпическому диктанту, №182
35
Урок-зачёт по теме СПП
Стр. 118
Урок систематизации и обобщения
Уплотнённый опрос
№183
36
Понятие о БСП. Интонация в БСП
Параграф 31, 32
Комбинированный урок
Анализ предложений, пунктуационный разбор
Параграф 31, 32, №190
37Р
Как писать реферат на лингвистическую тему
Урок развития речи
Слово учителя, беседа
38
Запятая и точка с запятой в БСП
Параграф 33
Комбинированный урок
пунктуационный разбор, составление схем
Параграф 33, №191
39
Двоеточие и тире в БСП
Параграф 34-35
Комбинированный урок
Анализ предложений
Параграф 34, №196, 198
40Р
Сочинение-описание по портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина
Урок развития речи
Стр. 139 (вопросы)
41
Урок-зачёт по теме БСП
Урок систематизации и обобщения
Уплотнённый опрос
Параграф 36, №204
42К
Контрольный диктант по теме «БСП»
Урок контроля
43
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях
Параграф 37
Комбинированный урок
Синтаксический разбор, составление схем
Параграф 37, №209, 212
44
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Параграф 38
Комбинированный урок
Пунктуационный разбор, графический диктант, анализ предложений
Параграф 38, №217
45
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи
Параграф 39
Комбинированный урок
Синтаксический разбор, составление схем
Параграф 39, №218
46Р
Изложение фрагмента о Ларре №219
№219
Урок развития речи
Повторит Н-НН во всех частях речи, слова
47Р
Публичная речь. Как писать конспект статьи
Урок развития речи
Слово учителя, устный монологический ответ
48К
Контрольный синтаксический разбор
Урок контроля
Контрольный словарный диктант
Подготовиться к орфоэпическому диктанту
49
Русский литературный язык и его стили Русский язык как национальный язык русского народа
Урок-практикум
Комплексный анализ текста
Подготовиться к конференции
50
Повторение. Фонетика и графика
Параграф 41
Урок повторения
тестирование, орфоэпический диктант
Параграф 41, №230
51
Повторение. Лексика и фразеология
Параграф 42
Урок повторения
Лексический разбор, сообщения, работа со словарями
Параграф 42, №233
52
Морфемика Словообразование
Параграф 43-44
Урок повторения
Морфемный анализ, фронтальный опрос
Параграф 43, №241
53
Орфограммы в корнях слов и приставках
Урок повторения
Работа с обобщающими таблицами
№244
54
Функции Ь
Урок повторения
работа на карточках, объяснительный диктант
Стр. 167-169, №246
55
Морфология
Параграф 45
Урок повторения
Теоретический опрос, морфологический разбор
Параграф 45, №247
56Р
Контрольное подробное изложение
Урок развития речи
57
Правописание окончаний
Урок повторения
Объяснительный диктант, работа с таблицей
Параграф 45, №248
58
Правописание окончаний существительных, прилагательных причастий и глаголов
Урок повторения
Объяснительный диктант, работа с таблицей, работа на карточках, перфокарта
№249
59Р
Контрольное сочинение-рассуждение
Урок развития речи
60
Правописание предлогов, союзов, частиц
Урок повторения
Теоретический опрос, работа на карточках, словарный диктант
Стр. 172-173
61
Синтаксис. Словосочетание
Параграф 46
Урок повторения
62К
Контрольное тестирование
Урок контроля
63
Типы односоставных предложений Синтаксический разбор простого предложения
Параграф 46
Урок повторения
Анализ предложений
№252
64Р
Отзыв на фильм
Урок развития речи
65
Однородные члены предложения
Параграф 46
Урок повторения
пунктуационный разбор
№254
66
Обособленные члены предложения Вводные слова и конструкции
Параграф 46
Урок повторения
пунктуационный разбор
№255
67
Способы оформления чужой речи
Параграф 46
Урок повторения
Графический диктант, составление схем, конструирование по данным схемам
№№261
68
Виды сложных предложений
Параграф 46
Урок повторения
Анализ предложений, составление схем, пунктуационный разбор
№262, 264
Итого: 68 часов