Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Пояснительная записка Количество часов В неделю – 2 часа В год - 68 часа, 34 учебные недели Базовый уровень Классификация рабочей программы –типовая Рабочая программа учебного предмета русский язык разработана на основе: Федерального Государственного Образовательного Стандарта ; Примерной программы авторского коллектива Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенц... В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Количество часов

В неделю - 2 часа

В год - 68 часа, 34 учебные недели

Базовый уровень

Классификация рабочей программы -типовая

Рабочая программа учебного предмета русский язык разработана на основе:

Федерального Государственного Образовательного Стандарта ;

Примерной программы авторского коллектива Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.

Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008

Нормативно - правовая база:

1. Закон РФ от10.07.1992 г. №3266-1 (редакция от 02.02.2004г.) «Об Образовании»

2. Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.

3. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента Государственного Стандарта, рекомендованных Министерством образования РФ №03-1263 от 07.07.2005 г..

4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

5. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23290

7. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования»

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на выполнение следующих задач:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально - культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально - делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально - смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка и их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять ему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально - культурным компонентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать номы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования

Способы развёртывания материала

Календарно-тематическое планирование составлено в основном в соответствии с авторской программой, но в связи с тем, что учащиеся занимаются по новой редакции учебника для 9 класса под ред. Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. . - М., «Просвещение», 2008, то по рекомендации авторов учебника в календарно-тематическое планирование включены следующие дидактические единицы:

· Устная и письменная речь. Диалог и монолог (урок №2)

· Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения (урок №9)

· Роль указательных слов в СПП (урок №22)

· Публичная речь (урок №47)

Кроме того, здесь учитывается и слабый уровень подготовки учащихся данных классов, особенно низкая орфографическая грамотность, что предполагает целенаправленное повторение основных орфографических правил


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

На развитие речи в том числе

Сочинений

Изложений

Контрольных работ (диктантов, тестов)

1

Международное значение русского языка

1


2

Повторение пройденного в 5-8-ых классах

6

3

1

3

Сложные предложения

3

1

1

4

Сложносочинённые предложения

6

1

1

5

Сложноподчинённые предложения

19

6

2

2

2

6

Бессоюзные сложные предложения

8

3

1

1

7

Сложные предложения с разными видами связи

5

2

1

1

8

Общие сведения о языке

1


9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи

19

4

1

1

1

Итого:

68



Литература для учащихся

Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008

Литература для учителя

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999

2. Книгина М. П. Тесты по русскому языку. 9 класс. - Саратов: Лицей, 2004

3. Угроватова Т. Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. СПб: Астрель, 2008

4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации. - М.: Просвещение, 2006

5. Материалы газеты «Русский язык» за 2008 год

6. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»

7. Материалы журнала «Русский язык в школе» за 2008 год

8. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008

Дополнительные пособия:

1. Сычёва В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2007

2. Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. _ Саратов: Лицей, 2010



Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

план

факт

Тема урока

Материал учебника

Тип урока

Виды деятельности

Домашнее задание

1

Международное значение русского языка

Стр. 3

Урок изучения нового материала

Беседа, лекция учителя, комплексный анализ текста

Повторить чередующиеся гласные

Устная и письменная речь. Диалог и монолог

Параграф 1, 2

Урок развития речи

Беседа, комплексный анализ текста, редактирование

Параграф 1, 2 №13

Стили языка

Параграф 3

Урок развития речи

Лекция, беседа, комплексный анализ текста

Параграф 3, №23, 24

4

Простое предложение и его грамматическая основа

Параграф 4

Урок повторения

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам

Параграф 4, №31

5

Предложения с обособленными членами

Параграф 5

Урок повторения

Синтаксический разбор, конструирование по данным схемам, словарный диктант

Параграф 5, №36

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Параграф 6

Урок повторения

Синтаксический разбор

Параграф 6, №38

Подробное изложение текста №6

Урок развития речи

Повторить О-Е-Ё после шипящих

8

Понятие о сложном предложении.

Параграф 7, 8

Комбинированный урок

Наблюдения

Параграф 7, 8, №44, 51

9

Разделительные и выделительные знаки препинания

Параграф 9, 10

Комбинированный урок

Анализ предложений, повторение типов союзов

Параграф 9, 10, №55

10Р

Сочинение «Любимый уголок природы»

№59

Урок развития речи

Повторить правописание приставок

11

Понятие о сложносочинённом предложении

Параграф 11. 12

Урок изучения нового материала

Анализ предложений, составление обобщающей таблицы

Параграф 11, 12, №62

12

ССП с соединительными и разделительными союзами

Параграф 13-14

Урок изучения нового материала

пунктуационный разбор

Параграф 13, №63

13

ССП с противительными союзами

Параграф 15

Комбинированный урок

конструирование предложений по данным схемам

Параграф 15, №67

14

Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Параграф 16

Комбинированный урок

Пунктуационный разбор, синтаксический разбор

Параграф 16, №69, 72

15Р

Рецензия на литературное произведение, кинофильм

Урок развития речи

Беседа, составление плана

Параграф 17, №76, вопросы стр. 47

16К

Контрольный диктант по теме «ССП»

Контрольный урок

17

Понятие о сложноподчинённом предложении

Параграф 18

Комбинированный урок

Анализ предложений

Параграф 18, №85

18

Место придаточного по отношению к главному.

Параграф 19

Комбинированный урок

Анализ предложений, составление схем.

Параграф 19, №88, 89

19Р

Деловые документы (автобиография, заявление)

№92

Урок развития речи

Беседа, составление плана, слово учителя

Домашнее сочинение

20

Союзы и союзные слова в ССП

Параграф 20

Комбинированный урок

Контрольный словарный диктант

Параграф 20, №93

21

Правописание омонимичных частей речи

Стр. 60-61

Урок повторения

Составление обобщающих таблиц

Теория, №96

22

Роль указательных слов в СПП

Параграф 21

Комбинированный урок

Анализ предложений, пунктуационный р

Параграф 21, №100

23 Р

Подробное изложение

№106

Урок развития речи

24

СПП с придаточными определительными

Параграф 22

Комбинированный урок

Анализ предложений, графический диктант, пунктуационный р

Параграф 22, №115, 116

25

СПП с придаточными изъяснительными

Параграф 23

Комбинированный урок

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Параграф 23, №118, 117

26Р

Сжатое изложение №123

Урок развития речи

27

СПП предложения с придаточными обстоятельствен

Параграф 24

Урок-блок

Блочная подача материала. Лекция учителя

Параграф 24, выучить блок,

28

СПП с придаточными места и времени

Параграф 25

Комбинированный урок

анализ предложений, пунктуационный разбор

Параграф 25, 129, 127

29

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Параграф 26

Урок-практикум

Анализ предложений, работа на карточках, цифровой диктант

Параграф 26, №147, 152

30

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Параграф 27

Урок изучения нового материала

Анализ предложений, пунктуационный разбор, составление схем

Параграф 27, №156, 158

31К

Контрольный диктант

Урок контроля

32

СПП с несколькими придаточными

Параграф 28

Урок изучения нового материала

Анализ предложений, составление схем

Параграф 28, №169, 170

33

Синтаксический разбор СПП

Параграф 29

Урок изучения нового материала

Синтаксический разбор

Выучить план разбора, №176

34Р

Сочинение-рассуждение «Роль природы в формировании внутреннего мира человека»

Урок развития речи

Стр. 118 (вопросы), подготовиться к орфоэпическому диктанту, №182

35

Урок-зачёт по теме СПП

Стр. 118

Урок систематизации и обобщения

Уплотнённый опрос

№183

36

Понятие о БСП. Интонация в БСП

Параграф 31, 32

Комбинированный урок

Анализ предложений, пунктуационный разбор

Параграф 31, 32, №190

37Р

Как писать реферат на лингвистическую тему

Урок развития речи

Слово учителя, беседа

38

Запятая и точка с запятой в БСП

Параграф 33

Комбинированный урок

пунктуационный разбор, составление схем

Параграф 33, №191

39

Двоеточие и тире в БСП

Параграф 34-35

Комбинированный урок

Анализ предложений

Параграф 34, №196, 198

40Р

Сочинение-описание по портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина

Урок развития речи

Стр. 139 (вопросы)

41

Урок-зачёт по теме БСП

Урок систематизации и обобщения

Уплотнённый опрос

Параграф 36, №204

42К

Контрольный диктант по теме «БСП»

Урок контроля

43

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

Параграф 37

Комбинированный урок

Синтаксический разбор, составление схем

Параграф 37, №209, 212

44

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Параграф 38

Комбинированный урок

Пунктуационный разбор, графический диктант, анализ предложений

Параграф 38, №217

45

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи

Параграф 39

Комбинированный урок

Синтаксический разбор, составление схем

Параграф 39, №218

46Р

Изложение фрагмента о Ларре №219

№219

Урок развития речи

Повторит Н-НН во всех частях речи, слова

47Р

Публичная речь. Как писать конспект статьи

Урок развития речи

Слово учителя, устный монологический ответ

48К

Контрольный синтаксический разбор

Урок контроля

Контрольный словарный диктант

Подготовиться к орфоэпическому диктанту

49

Русский литературный язык и его стили Русский язык как национальный язык русского народа

Урок-практикум

Комплексный анализ текста

Подготовиться к конференции

50

Повторение. Фонетика и графика

Параграф 41

Урок повторения

тестирование, орфоэпический диктант

Параграф 41, №230

51

Повторение. Лексика и фразеология

Параграф 42

Урок повторения

Лексический разбор, сообщения, работа со словарями

Параграф 42, №233

52

Морфемика Словообразование

Параграф 43-44

Урок повторения

Морфемный анализ, фронтальный опрос

Параграф 43, №241

53

Орфограммы в корнях слов и приставках

Урок повторения

Работа с обобщающими таблицами

№244

54

Функции Ь

Урок повторения

работа на карточках, объяснительный диктант

Стр. 167-169, №246

55

Морфология

Параграф 45

Урок повторения

Теоретический опрос, морфологический разбор

Параграф 45, №247

56Р

Контрольное подробное изложение

Урок развития речи

57

Правописание окончаний

Урок повторения

Объяснительный диктант, работа с таблицей

Параграф 45, №248

58

Правописание окончаний существительных, прилагательных причастий и глаголов

Урок повторения

Объяснительный диктант, работа с таблицей, работа на карточках, перфокарта

№249

59Р

Контрольное сочинение-рассуждение

Урок развития речи

60

Правописание предлогов, союзов, частиц

Урок повторения

Теоретический опрос, работа на карточках, словарный диктант

Стр. 172-173

61

Синтаксис. Словосочетание

Параграф 46

Урок повторения

62К

Контрольное тестирование

Урок контроля

63

Типы односоставных предложений Синтаксический разбор простого предложения

Параграф 46

Урок повторения

Анализ предложений

№252

64Р

Отзыв на фильм

Урок развития речи

65

Однородные члены предложения

Параграф 46

Урок повторения

пунктуационный разбор

№254

66

Обособленные члены предложения Вводные слова и конструкции

Параграф 46

Урок повторения

пунктуационный разбор

№255

67

Способы оформления чужой речи

Параграф 46

Урок повторения

Графический диктант, составление схем, конструирование по данным схемам

№№261

68

Виды сложных предложений

Параграф 46

Урок повторения

Анализ предложений, составление схем, пунктуационный разбор

№262, 264

Итого: 68 часов



© 2010-2022