Конспект урока литературы по теме: Урок-викторина по повести Н. В. Гоголь Заколдовнное место

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Матырская основная общеобразовательная школа»











Конспект урока литературы

Для 5 класса

По теме: «Урок-викторина по повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».









Разработала: учитель литературы

Эрмиш Анастасия

Андреевна



2015 год

Цели:

  • Показать характер изображения писателем народной жизни;

  • Выявить соотношение реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя.

Планируемые результаты:

  • Знание содержания и героев повести;

  • Понимание соотношения фантастики, реальности и вымысла;

  • Умение определять типы речи;

  • Объяснять значение устаревших слов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • Выразительное чтение эпизодов повести;

  • Поиск реальных и фантастических элементов;

  • Характеристика героев эпизодов;

  • Участие в коллективном диалоге;

  • Устные ответы на вопросы.

Методические приемы:

  • Беседа;

  • Игра;

  • Анализ эпизодов;

  • Выразительное чтение.

Оборудование:

  • Текст повести;

  • Проектор;

  • Портрет Н.В. Гоголя;

  • Раздаточные материалы.

Ход урока

Эпиграф урока



Если вы не сделаете свои мечты реальностью,

реальность отнимет ваши мечты.

Эрик Пио





  1. Рефлексия настроения. Смайлики. (3 мин)

Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.

А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!



  1. Мотивация, целеполагание. (2 мин)

Цель нашей работы - раскрыть значение терминов "реальность" и "фантастика" на примере повести. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Создание аппликации.


  1. Актуализация знаний. (5 мин)

  • Назовите дату рождения Н.В. Гоголя.

  • Где родился Гоголь?

  • Как называлось учебное заведение, в котором учился Гоголь?


  1. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий. Понятие «Реальность» и «Фантастика». (25 мин)

Обратимся к словарям.

Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

РЕАЛЬНОСТЬ - (от позднелат. realis действительный) существующее в действительности.

Фанта́стика (от др.-греч. φανταστική - искусство воображения, фантазия) - жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.

ФАНТАСТИКА , -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники). 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.).

  1. Подведение итогов урока. (5 мин)

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как Н.В. Гоголь показывает реальность и фантастику в "Заколдованном месте".

6. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение». (5 мин)

  • Труднее всего мне было…

  • На уроке я смог…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Я понял, что…

  • Мне показалось важным…

Домашнее задание:

  1. Чему научила вас повесть Н.В. Гоголя? (Ответ в тетради)

  2. Нарисовать иллюстрацию к повести «Заколдованное место».



© 2010-2022