Открытый урок по сказке С. Я. Маршака Двенадцать месяцев

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Н. Уразова

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 18 г. Воронежа


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


Тема: «Добро и зло» в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

  1. Вступительное слово учителя о плане работы на уроке.

  2. Проверка домашнего задания. Кроссворд по произведениям и авторам, изученным в 3-й четверти.


1М

А

3Р

У

С

Я



У




С

4Ш



2А

Л

Е

6К

С

5А

Н

Д

Р

О

В

И

Ч

А

П

У

Ф



Н

О

К

А



Т

Л

Н



А

А




С




И




Й



По горизонтали:

  1. Героиня произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»

  2. Отчество С. Есенина.

По вертикали:

  1. Герой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

  2. Что услышал Вася в подземелье?

  3. Имя Фета.

  4. Что принёс больной Марусе Вася?

III. Новая тема.

Вопросы: 1. С творчеством какого автора мы сегодня будем знакомиться? (С.Я. Маршака)

2. А какое произведение будем изучать? (подсказку вам даст зашифрованное слово)


1

2

14.

6.

19.

33.

24.

6.

3.

Тема: Добро и зло в (пьесе-сказке) С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Вопросы учителя: Каковы цели урока?

Цели:

1) Определить жанр произведения, художественные особенности, к какому роду литературы относится произведение.

2) Выяснить, какие герои несут добро и зло в произведении, на основе чего это происходит.

3) Совершенствовать навыки выразительного чтения.

4) Учить учащихся работать со справочной литературой.

Вопросы учителя: 1)Что вы знаете о авторе?

2) Какие произведения С.Я. Маршака вы читали?

Индивидуальное задание: Сообщение ученика (работа со справочной литературой) о С.Я. Маршаке

3)Каков жанр произведения?

4) К какому роду литературы относится сказка?

Задание учащимся по группам (проверка выразительного чтения учащихся)

Инсценировка сказки:


а) сцена «В классной комнате королевы» (без костюмов);


Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...

Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

Королева (про себя.) По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!

Королева. О чем это вы?

Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

б) сцена «В доме мачехи» (дочка, мачеха, падчерица);

(Инсценировка в костюмах)

Старуха. Что, на дворе метет?

Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась.

Старуха. На то и зима, чтобы метель мела.

Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да и не будет.

Дочка. А ты почем знаешь, что не будет?

Падчерица. Да ведь нынче последний день в году!

Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.

Падчерица. Куда же это, далеко?

Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.

Дочка. В лес!

Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.

Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!

Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками - в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть немудрено - так и кружит, так и валит с ног.

Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?

Падчерица. Нет.

Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.

Падчерица. Да какие же теперь подснежники - ведь зима...

Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!

Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.

Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж...

Старуха. А ты бы еще дольшеза хворостом ходила - так и совсем бы темно стало.

Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.

Дочка. Тоже придумала - с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.

Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?

Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да по­лучше гляди.

Падчерица. Не пойду я!

Дочка. Как это - не пойдешь?

Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.

Дочка. А что же - мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.

Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!

Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо - не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)

Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты - платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, - замерзай на дворе!

Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!

(Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание).

Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

в) сцена «Падчерица в лесу в поисках подснежников» (монолог).

Падчерица. Что такое? Кто это сказал? Кто здесь, кто? Нет, видно, послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и разбудила меня. А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне приснилось? Не вспомнишь сразу. Ах, вон оно что! Будто мать моя по дому с лампой идет и огонек прямо мне в глаза светит. (Поднимает голову, стряхивает рукой снег с ресниц.) А ведь и правда что-то светится - вон там, далеко... А вдруг это волчьи глаза? Да нет, волчьи глаза зеленые, а это золотой огонек. Так и дрожит, так и мерцает, будто звездочка в ветвях запуталась... Побегу! (Соскакивает с ветки.) Все еще светится. Может, тут и в самом деле избушка лесника недалеко или дровосеки огонь развели. Идти надо. Надо идти. Ох, ноги не идут, окоченели совсем! (Идет с трудом, проваливаясь в сугробы, перебираясь через бурелом и поваленные стволы.) Только бы огонек не погас!.. Нет, он не гаснет, он все ярче горит. И дымком теплым как будто запахло. Неужто костер? Так и есть. Чудится мне или нет, а слышу я, как хворост на огне потрескивает. (Идет дальше, раздвигая и приподнимая лапы густых высоких елей.)

Вопросы: 1) Что мы видим в этих сценах?

2) О чем эта сказка?

3) Кто герои сказки? Напоминают ли они фольклорных героев?

4) Какие герои явно литературные, не фольклорные?

5) Кто из героев вызывает сочувствие, а кто осуждение?

Задание в парах: Соотнесите героев сказок и черты характера, присущие каждому из них. Дополните 2-3 эпитетами (самостоятельно)

Герои сказки «Двенадцать месяцев»

Основные черты характера

положительные

Падчерица

Учитель королевы

Канцлер

Добрый, воспитанный, корректный, умный, обязательный, искренний, терпеливый, требовательный…

отрицательные

Старуха мачеха

Дочка

Королева

Капризная, грубая, злая, невежественная…

(Дети могут сами продолжить список черт характера).

IV. Итог урока. делают учащиеся. (Выясняют, кто является носителем добра и зла в сказке; что следует сделать, чтобы искоренить в себе отрицательные черты характера).

V. Мотивация оценок учителем.

VI. Дача домашнего задания: Прочитать рассказ А.П. Платонова «Никита».

Литература

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.Я. Коровина и др. ч.2. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2007. 303 с.

Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - 2-е изд. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 576 с.

© 2010-2022