Внеклассное мероприятие Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! (9-11 кл.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Я тоже БЫЛА, прохожий! Прохожий, остановись!...»

СЛ. 1 + Фонограмма - шум моря.

Ведущий: Море - изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное. (СЛ. 2 /) Море бессмертно: всякий его вдох возрождает из пены новую волну. (СЛ. 3 /) Море не знает покоя: с каждым его выдохом, волны, серебрясь и сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в пену.

(видеоролик Арт-видео Ч. 2); (СЛ. 4)

Ведущий: Мне имя Марина… Марина - «морская»… Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса серебрянного века, 20 века. Ее наследие велико - 13 изданных ею книг, три, вышедшие посмертно, но это лишь малая часть написанного. Другая часть рассыпана по почти недоступным изданиям. Многое осталось неопубликованным. Но без лучших стихов и поэм Марины Цветаевой сейчас уже невозможно составить полное представление о русской поэзии 20 века. (СЛ. 5 / ) 1892 год 8 октября - (стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…») - в семье тайного советника, известного филолога, профессора Императорского Московского Университета родилась дочь - Марина. Писать стихи она начинает с шести лет, печататься с 16.

(стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»)

1906 г. - Марина получает первый удар судьбы, возвращаясь из поездки в Германию, близ г. Тарусы умирает ее мама. Через четыре года, в 1910, тайком от семьи, она выпустила сборник стихотворений «Вечерний альбом», ее творчество тут же было одобрено Н. Гумилевым, В. Брюсовым, Максимилианом Волошиным, он адресовал юной поэтессе послание:

К Вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

……………………………………

Ваша книга - это весть «оттуда»,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать «Чудо есть!»

Летом 1911 г. Марина едет к Волошину в Коктебель и знакомится там со своим будущим мужем - Сергеем Эфроном. Все было, как в сказке. На пустынном берегу, Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец, с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Ему - 17 л. и с которым уже больше не расстаётся. Через полгода, в 1912 г. они поженились. Марина посвящает Сергею восхитительные стихотворения-портреты. Это ее рыцарь, воин. В его облике отразились лики героев прошлого, и в 1913 г. появилось стихотворение «Генералам 1812 г.», оно адресовано героям, молодым генералам, погибшим в Отечественной войне 1812 г., но посвящено оно мужу - Сергею Эфрону.

(«Генералам 1812 г.»)

Ведущий: 1913 г. - второй удар - смерть отца. Удачный литературный дебют (в 1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь»), счастливый брак, рождение первой дочери - Ариадны. Именно в эти годы с гениальной легкостью писались стихи.

(«Мне нравится…», обращено к мужу сестры Анастасии)

Но все, что так или иначе составляло радость бытия, - неожиданно разбивается, как волна о скалы. Первая мировая война, уход С. Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания - к лучшему они шли или к худшему. И, наконец, революция… И вновь удар - муж с белыми, за границей, она в «красной» столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым. «Все истрепала, изорвала,

Только осталось, что «два крыла»…

(Видеоролик «Я тебя отвоюю…»)

Время шло. В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения.

Публика заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студеной ночи явилась взору настороженного притихшего зала женщина в черном, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом. (Сборник «Лебединый стан») Судьба по-прежнему жестока к Марине - в этот же год, от голода, умирает ее вторая дочь - Ирина, ей всего три года.

(стихотворение «Две руки, легко опущенные…»)

1922 г. - Марина уезжает вместе с дочерью за границу, где она проведет 17 лет. «После России» - так Цветаева назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции. Так она воспринимала и свою вынужденную разлуку с Родиной. Ехала к мужу, с которым не виделась 5 лет и считала погибшим, которому путь в Россию был закрыт, - «белогвардеец». Были и вечера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но неустроенный быт, подчас кошмарный, высасывал все силы. «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, т. Е. просто медленно подыхаем с голоду. Я здесь никому не нужна. Есть - знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна». Она имела все основания сказать: «Зола эмиграции… я вся под нею - так и жизнь прошла.»

(стихотворение «Тоска по родине!»)

Она так и приняла революцию в России и оставалась непреклонной в своем отношении к происходящему: «Мерзость, которой я никогда не подчинюсь, как вообще никакому организованному насилию, во имя чего бы оно ни было, и чьим бы именем не возглавлялось.» В семье начался разлад, мужу все больше нравилось происходящее в СССР, ее сын тоже мечтает уехать на родину.

(видеоролик «В огромном городе моем - ночь»)

Характер у Цветаевой трудный, неуступчивый, но при этом она очень жизнестойкий и жизнелюбивый человек. При всей своей талантливости она ровным счетом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. «Все в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь» (из письма 1923 г.) А жизнь не баловала Марину - она преследовала ее с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездолена и страшно одинока. Ощущение круглого одиночества было для нее проклятием, источником неутихающей душевной боли. Но она никогда не жаловалась, и тем более, не упивалась собственным страданием. Она прятала это глубоко, под броней гордыни и презрительного равнодушия.

(видеоролик Арт-видео Ч. 1 «Уж сколько их упало…»)

Цветаева возвращается в Россию в 1939 г., чтобы быть рядом с мужем и дочерью и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) Родину. Она долго мечтала, что вернется «желанным и жданным гостем». Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Ариадны, начало войны, гибель мужа, высылка в далекую провинциальную Елабугу, постоянная тревога за жизнь близких ей людей, полная духовная изоляция и думы…, думы…, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

(стихотворение «Знаю, умру на заре…»)

Город Елабуга станет последним земным пристанищем неукротимой души поэтессы. «Воздух, которым я дышу, воздух, трагедии… Хватит ли у Вас сил долюбить меня до конца, то есть в час, когда я скажу: «Мне надо умереть». Ведь я не для жизни, у меня всё - пожар. Не могу жить. Все не как у людей». 31 августа 1941 г Марина Ивановна Цветаева приняла решение уйти из жизни…

(видеоролик «Посвящение М. Цветаевой»)

Ведущий: Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь,

Целую Вас - через сотни

Разъединяющих верст. М. Цветаева



© 2010-2022