Проблема гуманизма в повести Н. Гоголя «Шинель»

Изучение этого произведения,на мой взгляд,очень важно. Обучающие уже знакомы со многими терминологическими понятиями,владеют некоторыми методами анализа текста художественного произведения.Теперь мы начинаем учить систематизировать полученные ранее знания. Понятия "маленький человек" и "гуманизм русской литературы" осознаются,связываются благодаря подробному, детальному анализу текста. Особое внимание уделяется деталям в создании речевой характеристики персонажа. Мы говорим о преемственности  в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План открытого урока

Тема: Проблема гуманизма в повести Н.Гоголя «Шинель».

Цель: 1) проникновение в авторский замысел; 2) углубление понятия «гуманизма» в русской литературе; 3) углубление понятия «маленький человек».

Задачи: 1) работа над способами выражения авторской позиции; 2) нахождение и осмысление в тексте реалистического и фантастического; 3) развитие творческих способностей учащихся (обучение написанию сочинения по теме).

Способы обучения: 1) эвристический; 2) проблемный; 3) модельный.

Ход урока:

Вступительное слово учителя (в связи с чем и кем был введен термин «маленький человек»).

1) Применительно к какому герою повести «Шинель» можно употребить этот термин и почему?

2) Описание Акакия Башмачкина:

а) внешность; б) социальное положение (иллюстрация Кукрыниксов);

в) образ жизни; г) отношение с сослуживцами; д) цели в жизни; е) мечты.

3) Какими художественными деталями подчеркивается типичность Акакия Башмачкина? Его духовный мир?

4) Чем в жизни А.Б. стал пошив шинели?

5) Изменился ли герой? (манеры, речь, образ жизни, отношение сослуживцев, отношение начальства, внутренние изменения - отважные мысли, появление цели в жизни, осознание собственного достоинства).

6) Почему автор говорит о герое «…он как будто женился…»?

7) Поставив перед собой цели, А.Б. готов на жертвы во имя их достижения.

Какие? (вывод о пародии на жизнь настоящего человека).

8) Как вы понимаете, чем стала шинель для А.Б.?

9) Реалистично ли такое отношение к вещи? Намеренно ли Гоголь концентрирует краски, пытаясь подсказать читателю ответ? Какой?

10) Чем в жизни А.Б. становиться потеря шинели?

11) Почему умер А.Б.?

12) Почему повесть продолжается после смерти героя? Для чего введен фантастический финал? На какой вопрос он помогает ответить?

13) Во имя чего создал Гоголь образ А.Б.? (во имя гуманизма?)

Заключительное слово учителя о гуманизме как основном принципе русской литературы («…все мы вышли из гоголевской шинели…»).

© 2010-2022