Рабочая программа по литературе 8 класс под редакцией В. Я. Коровина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Москаленского муниципального района Омской области


Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Краснознаменская СОШ»

_________Ламбрехт В.П. ________ Шеерман О.Н.

«___»__________2015 г. «___»______________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе___________________________________________________________________________________________________

Учитель Жукова Галина Петровна______________________________________________________________________________

Год составления 2015-2016 учебный год

Класс 8 _________________________________________

Общее количество часов по плану 70 час.___________________

Количество часов в неделю 2 час.___________________

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений

5 - 11 кл. под редакцией В.Я.Коровина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., 2010 г.

«___»_______________ 2015 г. _______________________

(подпись учителя)

Рассмотрено на заседании ШМО _____учителей русского языка и литературы ___________________________________

«___»_____________2015 г. Протокол № _____________________

Руководитель ШМО ________________ _____Ильченко С.В.

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений, 5-9 кл. под редакцией В.Я.Коровина.

Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Структура курса литературы в основной школе - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. В 8 классе особое внимание уделяется проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.

Данная рабочая программа имеет следующие цели:

воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к книге как культурной ценности;

  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника; 1. развивающие цели:

  • развивать эмоциональное восприятие текста;

  • развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;

образовательные цели:

  • обучать школьников анализу художественных произведений;

  • способствовать запоминанию основных теоретических понятий: род и жанр;

  • способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

2) продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

3) обучать аргументированно выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения, выявлять авторский замысел;

4) формировать навыки работы с теорией литературы;

5) формировать навыки работы со справочными материалами;

6) способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

7) учить проводить параллель между содержанием литературного произведения и собственным поведением.

8) использовать разнообразные приемы организации образовательной деятельности обучающихся сна основе ИКТ .

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.)

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображённого, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

Методика преподавания

Современный урок литературы - это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных и эмоциональных качеств учащихся.

В этом плане особую важность приобретает продуманность форм урока, так как от них зависит структура и методика урока.

Преобладающей является традиционная форма - комбинированный урок. Кроме того, используются нестандартные формы урока:

  • заочная экскурсия

  • литературная гостиная

  • урок-конкурс

- викторина

Особенность данной программы - активное применение информационно- коммуникационных технологий.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

Формы текущего и итогового контроля
Методы и формы организации контроля:

Текущий опрос, фронтальный опрос, тест, диагностика навыка чтения, выразительное чтение, чтение наизусть, картинный план, пересказ, чтение по ролям, творческий пересказ, тематический контроль, итоговый контроль.


Критерии и нормы оценок обучающихся
Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий.
Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга:
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
В 8 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 120-130 слов в минут вслух, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Организация обучения на основе индивидуального подхода.

Тип восприятия

В целом по классу ведущим типом восприятия информации является аудиальный - 48,0% (12 учащихся) воспринимают и запоминают информацию на слух - это аудиалы. Аудиалы хорошо успевают по гуманитарным дисциплинам. Причем большую часть информации они воспринимают и перерабатывают во время урока (в момент объяснения учителем), а не во время выполнения домашнего задания, когда необходима работа с письменным текстом. В учебной деятельности предпочитают счет и письмо, легко повторяют услышанное, чувствительны к интонации учителя.

Проблемы: легко отвлекаются, в группе часто бывают самыми разговорчивыми, любят дискуссии.

44,0% (11 учащихся) имеют ведущий тип восприятия - кинестетический. Для данной категории учащихся переработка информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков - мышечная память. Кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа. Отвечает на физическое поощрение, при общении стоит близко, касается людей.

Проблемы: характерна невысокая скорость мыслительных процессов, низкий уровень усидчивости, внимания.

У 28,0% (7 учащихся) ведущий тип восприятия - визуальный. Визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Учащиеся-визуалы успешны в предметах, связанных с невербальной коммуникацией: математике, распознавании слов, операциях с абстрактными идеями, хорошие рассказчики, имеют живую образную фантазию. Организованы, наблюдательны, как правило - спокойны.

Проблемы - с трудом запоминают словесные инструкции (переспрашивают).

Учебная мотивация -

80,0% учащихся со средним уровнем учебной мотивации. Только 20,0 % учащихся нацелены на саморазвитие и получение прочных знаний. Для данной категории учащихся важно получение хорошей оценки, развитие ума, сообразительности, смекалки.

Работоспособность-

5,0% (1 учащийся) имеют низкий уровень работоспособности, не соответствующий возрастным особенностям.

Проблемы: низкая переключаемость внимания с одной деятельности на другую, длительная включаемость в работу, повышенный уровень утомляемости, уровень долговременной памяти низкий.

71,0% (18 учащихся) с работоспособностью в пределах возрастной нормы.

Проблема: уровень развития познавательных процессов - невысокий. Необходимо обратить внимание при планировании урока на формы стимулирования, поощрения.

24,0% (6 учащихся) имеют высокую работоспособность. Для данной группы учащихся необходимо продумывать дополнительные задания, включать их в деятельность с учащимися с низкой работоспособностью.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Для реализации программного содержания используются:

1. Базисный учебный план общеобразовательного школы М. 2003
2. Учебные стандарты школ России. М. 2004
3. Программа для общеобразовательных школ
4. Учебник «Литература» В.Я.Коровин, М. 2005
5. Газета «Первое сентября» 2008
Литература для учащихся:
1.Учебник «Литература» В.Я.Коровин, М. 2005
2.Рабочая тетрадь
3.Словарь афоризмов русских писателей. М., 2005
4.Этимологический словарь русского языка для школьников. М. ООО «Дом славянской книги»

Литература для учителя:

1.Учебные стандарты школ России. М. 2004
2.Программа для общеобразовательных школ
3. Поурочные разработки по литературе Н.В. Егорова М. 2007
4.Методические рекомендации. В.Я.Коровин. М. 2002
5.Учебник «Литература» В.Я.Коровин. М. 2005
6.Журнал «Литература в школе»

Расписание учебного времени


Развитие речи

Внеклассное чтение

1.

Всего часов по учебному плану

70 час.

12 ч.

9 час.

2.

Количество часов в неделю

2 час.

3.

Запланировано на 1 четверть

18 час.

2 ч.

2 ч.

4.

Запланировано на 2 четверть

14 час.

4 ч.

1 ч.

5.

Запланировано на 3 четверть

20 час.

4 ч.

3 ч.

6.

Запланировано на 4 четверть

18 час.

2 ч.

3 ч.

Планирование основных тем


№ п.п

Тема (раздел)

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Введение.

Устное народное творчество

Литература XVIII века.

Литература XIX века.

Литература ХХ века.

Зарубежная литература.

1 ч.

5 ч.

6 ч.

33 ч.

17 ч.

8 ч.



Календарно-тематическое планирование курса

№ урока

Дата

Тема

Технологии, методы

Форма

организации

учебной деятельности

Деятельность учащихся

Дидактиче-ское обеспечение

Предполагаемый результат

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

усвоение новых знании

Лекция, беседа, работа с книгой

Рецептивная: чтение вводной статьи «Русская литература и история»; репродуктивная: ответы на вопросы, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

Знать: понятие «художественная литература»; понимать характе­рные черты русской литературы, Инте­рес писателя к исто­рическому прош­лому, историческим судьбам всего человечества

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Хороводные и лирические песни. Исторические песни. Частушки.

репродуктивный

Проблемная лекция

Рецептивная: чте­ние статьи «Русские народные песни», исторических песен; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сооб­щение о жанрах уст­ного народного твор­чества, выразитель­ное чтение; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста;

исследовательская: сопоставление исто рических песен с бы­линами­

Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.

Знать: определе­ние понятий «на­родная песня», «историческая пес­ня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной пес­ни в русском фольклоре;

уметь определять жанровые особен­ности исторических народных песен, роль в них художественных средств

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

Объяснительно-иллюстративный

Беседа, работа с текстом

Рецептивная: чтение преданий;

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисова­ние, выразительное чтение;

поисковая: уста­новление ассоциа­тивных Связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление преданий и народных сказок, определение сходства и различия

Аудиозапись русских народных песен.

Знать: определение понятия «преда­ние», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содер­жания и художест­венной формы предания, сопостав­лять предания с на­родными сказками, определять сходное и отличное

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»


Объяснительно-иллюстративный

Проблемная лекция

Рецептивная: чте­ние статьи о древ­нерусской литературе; репродуктивная: осмысление сюже­та, событий, харак­теров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние по ролям отдельных фрагментов; поисковая: ком­ментирование текс­та, установление ассоциативных связей с произведе­ниями живописи; исследовательская:

Знать: определе­ния понятий: «ле­топись» , .«житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литера­тура», раскрывать идейно-художест­венное своеобразие произведения через образ главного ге­роя, Александра Невского, соотно­сить события дале­кого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лири­кой, обрядовой на­родной поэзией

5

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись

практикум

Проблемная лекция

1

2

3

4

5

6

7

8

9


сопоставление с произведениями устного народного творчества

6

«Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII в.

репродуктивный

Беседа, работа с текстом

Рецептивная: чтение статьи учебника,

репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ эпизодов;

поисковая: ком­ментирование ху­дожественного произведения; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Знать: определение сатирической повести, ее содер­жание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатириче­ского изображения, жанровые особен­ности сатирической повести

7

Русская литература XVIII века(обзор)

практикум

Беседа, работа с текстом

Рецептивная: чте­ние и полноценное восприятие художе­ственного произве­дения; репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсце­нирование (явл.1,2 действия 1; явл.8 действия 4), чтение по ролям (явл.8 дей­ствия 3)

Знать: автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности, его ме­сто в развитии дра­матургии и театра; историю создания пьесы и ее сцени­ческую судьбу, оп­ределение понятия «классицизм»; Дей­ствующих лиц, сю­жет комедии;

уметь обосновывать основную идею

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

репродуктивный

Творческая работа

Продуктивная, творческая: рассказ о судьбе Стародума, чтение до. ролям сцены триумфа Правдина (явл.4 дей­ствия 4);

поисковая: самос­тоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комменти­рование текста

Иллюстрации к повести, к времени её написания.

Уметь: анализиро­вать текст, назы­вать персонажей, выражающих ав­торскую оценку, объяснять, как каж­дый из них оказы­вается в поместье Простаковой; да­вать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оцени­вать новый, прос­ветительский взгляд писателя на человека

9

Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

совершен­ствования знаний и умений

Лекция, беседа, работа с книгой

Продуктивная, творческая: инсце­нирование последне­го явления 5 дейст­вия; монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофа­нушке?..», подбор реплик, характери­зующих Простакову - хозяйку дома, жену, сестру, мать;

поисковая: самос­тоятельный поиск от­ветов на проблемные вопросы, комменти­рование текста; исследовательская: анализ текста пьесы

Схема характеристики героя.

Уметь; объяснять новаторство Д.И. Фонвизина - драма­турга, выражаю­щееся в многогран­ности характеров главных персона­жей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций класси­цизма, объяснять причину нравствен­ного краха Проста­ковой, победу реа­лизма в ее изобра­жении, уметь ана­лизировать ключе­вые сцены комедии

10

Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

11

Р.Р. Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизи­на «Недо­росль»

практикум

Проблемные задания.

Продуктивная, творческая: сооб­щение «Сценическая история комедии «Недоросль»,

Тексты, учебники

Уметь: отбирать литературный ма­териал для раскры­тия темы, структу­рировать его в со­ответствии с темой, идеей, умело цити­ровать, отражать в

1

2

3

4

5

6

7

8

9


сочи­нение на одну из тем

своем сочинении комедийное мас­терство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «по­единки», использо­вание антитезы, словесной детали)

12

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов. Басни

Объяснительно-иллюстративный

Проблемные задания.

Проблемная лекция

Рецептивная: чтение статьи учебника,

репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ эпизодов;

Иллюстрации к басням.

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны

13

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Репродуктивный

14

К.Ф.Рылеев. Творчество. Смерть Ермака.

Объяснительно-иллюстративный

беседа, работа с книгой

Индивидуальный, ответы на вопросы

Иллюстрации к биографии Рылеева.

Расширение литературных знаний: понятие о думе;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

15

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Истрия Пугачевского бунта

Объяснительно-иллюстративный с элементами исследования

беседа, работа с книгой

Рецептивная: чте­ние статьи в учебни­ке о Пушкине, статьи В.А. Кожевникова

репродуктивная: ответы на вопросы, сжатый пересказ ста­тьи учебника;

продуктивная, твор­ческая: сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка»; исследовательская: сопоставление рома­на и «Истории Пуга­чева»

Дополнительный материал из сети Интернет.

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»;

понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II;

уметь определять тематику романа, сопоставлять худо­жественный текст с историческим тру­дом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю вос­стания по «Истории Пугачева»

16

Роман о «веке минувшем»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17

Герои и стилистика А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Гринев и Савельич

репродуктивный

беседа

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изоб­раженных в нем со­бытий, характеров; ответы на вопросы, сжатый пересказ глав;

продуктивная, твор­ческая: рассказ рас­суждение «Почему крепостной дядька Савельич вызывает симпатию у читателя?»;

поисковая: коммен­тирование произведе­ния,

Схема сравнения двух героев.

Понимать: особен­ности жанра, роль эпиграфов;

уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказ­чика до «неожидан­ных происшест­вий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серь­езным изменениям и потрясениям

18

Антитезы в романе А.С.Пушкина: Гринев и обитатели Белогорской крепости.

Объяснительно-иллюстративный с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Репродуктивная: краткий пересказ главы «Крепость»; продуктивная, творческая: краткий рассказ о жизни Гри­нева до восстания, устное словесное рисование, срав­нительная характе­ристика Гринева и Швабрина; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста, са­мостоятельный поиск ответов на проблем­ные вопросы;

Видео-материал

Учебники, тексты, ИКТ

Понимать, что са­мостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрас­судков, обогащение его внутреннего мира;

уметь анализиро­вать текст, оцени­вая непрерывную цепь испытаний чести героя и чело­веческой порядоч­ности, давать срав­нительную харак­теристику героям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2 четверть

19

Пушкинский Пугачев.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

поисковая: коммен­тирование художест­венного текста, са­мостоятельный поиск ответов на проблем­ные вопросы;

Видео-материал

Учебники, тексты, ИКТ

Понимать: отно­шение автора и других действую­щих лиц к героине;

уметь анализиро­вать текст художес­твенного произве­дения, оценивая вы­сокие духовные ка­чества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народ­ных песен в раск­рытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способнос­ти к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа

20

«Старинные люди» и Маша Миронова.

исследовательский

Беседа, работа с учебником

Рецептивная: чте­ние главы 6; продуктивная, творческая: сооб­щение «История от­ношений Гринева и Маши Мироновой»; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста, исследовательская: анализ текста

Иллюстрации к повести.

21

«Капитанская дочка».

Идейное содержание

И значение повести

Репродуктивный

Беседа, работа с текстом

Репродуктивная: близкий к тексту пе­ресказ калмыцкой сказки; продуктивная, творческая: выра­зительное чтение описания бурана в степи, устное

Видео-материал

Уметь: объяснять, как изображен вос­ставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восста­ния, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и слож­ность личности Пу­гачева, роль Пуга­чева в жизни героя; сравнивать изобра­жение

1

2

3

4

5

6

7

8

9


словес­ное; поисковая: ком­ментирование худо­жественного текста; само­стоятельный поиск ответов на проблем­ныв вопросы; исследовательская: анализ художествен­ного текста

Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Исто­рии пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екате­рину II;

оценивать слож­ность и противоре­чивость человечес­кого облика Пуга­чева, мотив прев­ращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора

22

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Частично-поисковый

Беседа, работа с текстом

Продуктивная, творческая: сооб­щение «Бунтовщики- пугачевцы в изобра­жении рассказчика», характеристика об­раза Пугачева (по плану); исследовательская: сравнение историче­ской песни «Правеж» с народной разбой­ничьей песней «Не шуми, мати зеленая дубровушка...», ар­хивного документа «История Пугачева» и романа «Капитан­ская дочка»

Учебники, тексты, ИКТ

Знать, почему ро­ман «Капитанская дочка» называют поэтическим заве­щанием Пушкина; как соотносится в произведении ис­торическая правда и художественный вымысел; понимать: особен­ности жанра, идей­но-художественное содержание рома­на, место обычного человека в великих исторических со­бытиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его компо­зиции, смысл эпиг­рафов, различать ис­торическую правду и художественный вы­мысел, анализиро­вать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскры­тии характеров ге­роев; объяснять связь описания кар­тин природы с разви­тием сюжета

23

Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24

А.С.Пушкин. Стихотворения

Объяснительно-иллюстративный

Беседа, работа с учебником

Продуктивная, творческая: анализ созвучных тем, опре­деление границ те­мы, основной мысли сочинения, система­тизация отобранного материала, состав­ление плана

тексты

Уметь: обдумывать тему, ставить пе­ред собой вопросы, определяющие ход рассуждения, опре­делять основную мысль сочинения в соответствии с за­данной темой, со­ставлять план со­чинения и следо­вать логике данно­го плана при напи­сании работы, фиксировать свои мысли, читатель­ские переживания, обосновывать свою точку зрения, стро­ить развернутое высказывание, со­блюдая нормы ли­тературного языка

25

Вн. чт. Повесть «Пи­ковая дама» как вершина пушкинской прозы

Частично-поисковый

Беседа, работа с текстом

Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ сюжета;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование портретов трех жертв Германна;

поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы,

Иллюстрации к драме «Пиковая дама». Презентация учащихся

Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную про­блематику, особен­ности жизненной философии героя,

уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произве­дениями пушкинс­кой прозы; объяс­нять художествен­ное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп по­вествования), раз­личие в музыкаль­ной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью ис­полнителя от своего времени

1

2

3

4

5

6

7

8

9

26

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермон­това. Своеоб­разие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

исследовательский

Беседа, работа с текстом

Рецептивная: чте­ние поэмы и статьи учебника;

репродуктивная:

ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сооб­щение о Лермонтове; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста

Понимать, что зна­чил Кавказ для Лер­монтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера;

знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавка­зом, историю созда­ния поэмы, ее сю­жет, понимать тему и идею произ­ведения;

уметь выявлять структурные осо­бенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль моно­лога в раскрытии внутреннего мира героя

27

Судьба сво­бодолюбивой личности в поэме

Репродуктивный

Проблемные задания

Рецептивная: пе­речитывание текста и полноценное его восприятие; репродуктивная: пересказ жизни Мцы­ри в монастыре, продуктивная, творческая: устное словесное рисование - описание утра поисковая: коммен­тирование текста, самостоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос,

Понимать духов­ный мир, мысли и чувства героя, тра­гические противо­речия между огром­ными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пей­заж, портрет, де­таль, изобрази­тельно-выразитель­ные средства); уметь давать ха­рактеристику лите­ратурному герою

28

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтичес­кой поэмы


Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа, работа с книгой

Рецептивная: чте­ние статей учебника «Поэма Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики»; продуктивная: творческая:

Знать: черты ро­мантизма как лите­ратурного направ­ления, определе­ние понятия;

уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее свое­образие особенно­стями романтизма,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

29

Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

вырази­тельное чтение наи­зусть отрывка, рассказ о Мцыри по плану; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы;

Исследователь­ская: анализ текста

проявившимися в поэме, оценивать лирически припод­нятый язык поэмы, определять стихо­творный размер

Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произ­ведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, просле­дить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

30

Н.В. Гоголь -писатель-сатирик. История соз­дания комедии «Ревизор» и ее первой по­становки

Объяснительно-иллюстративный

Проблемная лекция

Рецептивная: чтение статьи учебника о пи­сателе, статьи «За­мысел, написание и постановка «Ревизора»; продуктивная, творческая: заочная экскурсия «19 апреля 1836 гада - первое представление «Ре­визора» в Александ­рийском театре», со­общения учащихся «Постановка «Реви­зора» в Москве».

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, историче­ские события, отра­женные в комедии, творческую и сце­ническую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и им­ператора Николая I, противоречивые оценки пьесы со­временниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение совре­менников и импе­ратора к пьесе Н.В.Гоголя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

31

Хлестаков и «Миражная интрига» (1,2 действие)

Частично-поисковый

Беседа, работа с учебником

Рецептивная: чте­ние замечаний для актеров «Характеры и костюмы», репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сооб­щение «Николаевская Россия во времена Гоголя», чтение по ролям, устное словес­ное рисование исследовательская: анализ текста пьесы, образов чиновников

Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России пер­вой половины 19 века, обстоятель­ства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтвер­ждать примерами из первого действия пьесы повсемест­ность произвола и беззакония влас­тей, изображенных Гоголем, почувст­вовать нарастание страха, стремитель­ность развития первого действия, определять завязку действия комедии

32

«Ревизор»: (3 действие). Семейство Городничего

Объяснительно-иллюстративный

Проблемная лекция

Репродуктивная:

пересказ (прошлое Хлестакова); продуктивная, творческая: устное словесное рисование сцен, чтение по ро­лям , вырази­тельное чтение мо­нолога Хлестакова, исследовательская: анализ текста

Уметь анализиро­вать поступки, по­ведение, характер Хлестакова в раз­личных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаи­моотношения с другими персона­жами; объяснять роль пятого дейст­вия в раскрытии истинного лица Хлестакова;

уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения; понимать, что та­кое хлестаковщина

3 четверть

33

«Ревизор» (4 действие). Разоблачение пороков чиновничества

Репродуктивный

Проблемные задания

Продуктивная, творческая: связный рассказ о городничем, чтение

Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «ми­ражной интриги», называть средства создания образа

1

2

3

4

5

6

7

8

9


по ролям; со­ставление таблицы-схемы «Поведение чиновников и Хлеста­кова»;

поисковая: коммен­тирование художест­венного текста исследовательская: анализ IV, V действий комедии, сопос­тавление разноречи­вых оценок Хлеста­кова

Пе­тербурга («страхо­точивого города), объяснять значение «немой сцены», ее симво­лический смысл, композицио­нную роль, сочета­ние комического с драматическим; оценивать язык ко­медии, авторское отношение к изоб­ражаемому; исполь­зовать в своей речи выражения, став­шие «крылатыми»

34

«Ревизор» (5 действие). Хлестаковщина как общественное явление

Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа, работа с книгой

Продуктивная, творческая: рецен­зия на самый комич­ный эпизод в «Реви­зоре»; сообщение «О чем свидетельствуют «говорящие» фами­лии в комедии?»; исследовательская: два монолога на сце­не

Уметь делать обоб­щенные выводы о героях комедии, объяснять: конф­ликт и сюжет худо­жественного произ­ведения, как в дейс­твии драматическо­го произведения об­наруживаются осо­бенности характе­ров героев, отноше­ние драматурга к изображаемой им жизни; сравнивать сюжеты драматиче­ского и эпического произведений, оп­ределять компози­ционные элементы комедии, наблюдать над речью дейст­вующих лиц, выде­лять слова и выра­жения персонажей, характеризующие их, определять роль ремарок в пьесе.

35

Р/Р. Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор»

исследовательский

Беседа, работа с текстом

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая:

Знать: содержание изученных произве­дений, теоретико-литературные понятия;

уметь: узнавать героя по

1

2

3

4

5

6

7

8

9


развер­нутый ответ на про­блемный вопрос; исследовательская: анализ текста

портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике; анализи­ровать прочитанные произведения, оце­нивать поступки героев, их речь; соз­давать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации

36

«Шинель» -одна из пе­тербургских повестей

Репродуктивный

Проблемные задания

Рецептивная: чте­ние наиболее запом­нившихся фрагмен­тов текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: заочная экскурсия «Гоголев­ский Петербург - го-род призраков»; чте­ние по ролям диалога Акакия Акаиевича с Петровичем и генера­лом во время аудиен­ии, рассказ о восприятии жизни безымянного моло­дого человека, под­бор цитат, составле­ние словаря для ха­рактеристики персо­нажа

Знать: обстоятель­ства жизни Н.В. Го­оля в Петербурге в 30-е годы, творчес­кую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказ­чика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечно­го титулярного со­ветника» в начале повести, изменение стиля повествова­ния от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей, при вы­разительном чтении отразить стилисти­ческие полюсы сме­шного и страшного

37

Гуманистиче­ский смысл повести «Шинель»

Репродуктивный

Проблемные задания

Продуктивная, творческая: развер­нутый ответ на вопрос «Чем стала шинель в жизни Акакия

Уметь: анализиро­вать текст повести, делать выводы об изменениях в порт­рете, поведении, речи, настроении Башмачкина с по­явлением шинели; оценивать отноше­ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Ака­киевича?»; составле­ние киносценария по эпизодам (групповая работа); исследовательская: сопоставление ил­люстраций к повести Б. Кустодиева и Кук­рыниксов, сопостав­ление «Шинели» с «Пиковой дамой», «Станционным смот­рителем» А.С. Пушкина

автора к изобра­жаемому, роль «зна­чительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной де­тали и фантастики в повести; сопоставлять лите­ратурные произве­дения, выявлять об­щие мотивы, темы и своеобразие каждого из них;

уметь выражать свое отношение к героям и событиям

38

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Репродуктивный

Проблемные задания

Рецептивная: чте­ние наиболее запом­нившихся фрагмен­тов текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная,

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Знать : содержание произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

39

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Подготовка к домашнему сочинению.

Частично-поисковый

Беседа, работа с учебником

40

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Частично-поисковый

проблемные вопросы

Рецептивная: чте­ние статьи учебника, чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные

Знать: автора, со­держание рассказа; уметь выявлять нравственные проб­лемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа

1

2

3

4

5

6

7

8

9


вопросы, устано­вление ассоциатив­ных связей с произве­дениями живописи; самостоятельное формулирование вопросов по тексту

41

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально- нравственные проблемы

репродуктивный

Самостоятельная работа

Рецептивная: чтение статей учебника книги «Читаем, думаем, спорим...»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ с опорой на

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизнен­ную

42

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

Репродуктивная: подробный пересказ двух частей текста;

продуктивная, творческая: устное словесное рисование ; составление расска­за об Иване Васильевиче;

поисковая: самос­тоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы;

исследовательская: сравнение первой и последней редакции рассказа; анализ эпи­зода «На балу», со­поставление сцен «На балу» и «Экзе­куция», установление сходства и различия в построении эпизо­дов

Знать: тему и идею рассказа;

уметь: определять раскрытия жизнен­ных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета компози­ции, изобразитель­но-выразительных средств, художест­венных деталей для характеристики Ге­роев в разных си­туациях, роль анти­тезы как способа построения расска­за; выявлять автор­ское отношение к героям, давать ха­рактеристику пер­сонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

43

Вн.чт. Нравст­венные проб­лемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

исследовательский

Беседа, работа с учебником

Рецептивная: пе­речитывание главы «Новый взгляд» (оп­ределение ее куль­минационного значе­ния); репродуктивная: пересказ глав 11-16 (переходный воз­раст), главы 19 (от­рочество); поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного произ­ведения (глава «Старший брат»); исследовательская: сопоставление гла­вы «Отрочество» с другими главами, оп­ределение ее отли­чий (в чем отрочест­во, с точки зрения Л. Н. Толстого, отли­чается от детства)

Понимать прояв­ления возрастных особенностей ге­роя, определять художественные средства изобра­жения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен приро­ды в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окру­жающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н.Толстого (ста­новление внутрен­него духовного ми­ра человека, раз­витие его души)

44

Р.Р. Пейзажная лирика поэтов второй поло­вины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А Фет

Объяснительно-иллюстративный с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Рецептивная: чте­ние статьи учебника, стихотворений, репродуктивная: пересказ содержания статьи, предваряю- щей тексты стихотворений;

продуктивная,

Уметь: выразитель­но читать стихотво­рение, подчеркивая эмоциональный па­фос, объяснять сос­тояние души лири­ческого героя, чувс­тво родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно- вы­разительных средств в раскрытии идеи произведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9


творческая: вырази­тельное чтение; исследовательская: анализ текста

45

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

репродуктивный

Аналитическая беседа

Рецептивная: чте­ние статьи о писате­ле, о героях рассказа А.П.Чехова «О любви»; репродуктивная: краткий пересказ произведения; продуктивная, творческая: сообщение о Чехове, рассказ «История любви Алехина и Анны Алексеевны

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и Любовью;

выявлять отноше­ние автора к герою, роль пейзажа в рассказе

46

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа

Рецептивная: чте­ние статьи о писате­ле «Историзм Л.А.Бунина»,чтение текста рассказа; продуктивная, творческая: сообще­ние об И.А. Бунине; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста; исследовательская: сопоставление рас­сказа И.Бунина и рассказа А.П.Чехова «О любви»

Знать автора, факты его жизни и твор­ческой деятель­ности, содержание рассказа;

уметь: определять тему рассказа, оце­нивать особенности бунинской прозы и бунинского историз­ма; объяснять роль пейзажа произведе­ния, его связь с настроением героев, сопоставлять произ­ведения, раскры­вающие одну про­блему

1

2

3

4

5

6

7

8

9

47

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сю­жетная линия рассказа и его подтекст

Частично-поисковый

проблемные вопросы

Рецептивная: чте­ние статьи о писате­ле;

репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пе­ресказ любого фраг­мента; продуктивная, творческая: чтение по ролям;

поисковая: коммен­тирование художест­венного текста; исследовательская: анализ рассказа

Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравствен­ные проблемы произведения, оп­ределять его худо­жественную идею; уметь давать срав­нительную харак­теристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора

48

А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении , ее современное звучание и смысл.


Частично-поисковый

проблемные вопросы


Репродуктивная: сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом».

ИКТ -интеграция. Куликовская битва в истории России.

Углубление литературных знаний ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.

Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;

Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.

49

А.Блок «На поле Куликовом»


Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа

50

С.Есенин. «Пугачев»

Объяснительно-иллюстративный

проблемные вопросы

Репродуктивная: сообщения учащихся, аналитическое чтение


1

2

3

4

5

6

7

8

9

51

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

репродуктивный

Аналитическая беседа

Рецептивная: чтение статьи о писателе; репродуктивная:

пересказ текста рас­сказа;

поисковая: коммен­тирование художест­венного текста

Знать автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности; понимать сложный путь творчества писателя;

уметь определять жанр произведения, сопоставлять худо­жественное произ­ведение с мемуа­рами и дневниками

52

Вн.чт.

М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

репродуктивный

Аналитическая беседа

Рецептивная: чте­ние рассказа и ста­тьи о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ текста; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы; исследовательская: анализ рассказа

Знать: автора, факты его жизни и творческой дея­тельности, содер­жание рассказа; понимать автор­ский замысел; уметь определять реальное и фанта­стическое в расска­зе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые пи­сателем для опи­сания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении

4 четверть

53

Писатели улыбаются.

репродуктивный

Аналитическая беседа

Репродуктивная:

ответы на вопросы, пересказ рассказа; продуктивная,

Знать авторов, фак­ты их биографии и творческой дея­тельности, содер­жание рассказов; уметь определять тему и основные мотивы произведе­ний, анализировать характеры героев, роль художественно-выразительных средств, деталей для раскрытия внут­реннего мира героев

54

Тэффи «Жизнь и воротник».

репродуктивный

Аналитическая беседа

Репродуктивная:

ответы на вопросы, пересказ рассказа; продуктивная, творческая: сооб­щение о писателе, устный психологиче­ский портрет матери

1

2

3

4

5

6

7

8

9

55

М.Зощенко. «История болезни»

репродуктивный

солдата; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста

56

А.Т. Твардов­ский - поэт-гражданин. История соз­дания поэмы «Василий Теркин»

исследовательский

Беседа, работа с учебником

Репродуктивная:

ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сооб­щения о Твардов­ском; составление плана рассказа о писателе, цитатного плана статьи учебни­ка

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы;

понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотноше­ние жизненной правды и художе­ственного вымыс­ла, тему исторической памяти

57

Поэма «Васи­лий Теркин» -книга про бойца и для бойцов

репродуктивный

Беседа, выразительное чтение

Продуктивная, творческая: вырази­тельное чтение главы «О награде», сообще­ние о военной биог­рафии Василия Тер­кина, о встречах Теркина на дорогах войны; презентация сочинения о характе­рах старого и моло­дого солдата (по гла­ве «Два солдата»); поисковая: коммен­тирование художест­венного текста, на­блюдение над стили­стикой по главе «О

Знать содержание глав,

уметь анализиро­вать, как автор создает живой и убедительный на­родный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную сте­пень обобщенности в образе героя, своеобразное во­площение черт русских богатырей

1

2

3

4

5

6

7

8

9


награде»; исследов: анализ глав «Переправа», «Гармонь», «На привале», «О войне»

58

Композиция и язык поэмы«Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

репродуктивный

Беседа, выразительное чтение

Рецептивная: чте­ние начала главы «Теркин ранен»; продуктивная, творческая: чтение по ролям главы «О себе», характеристи­ка Василия Теркина; исследовательская: анализ главы «От автора»;стилистиче­ский анализ глав «Поединок», «Смерть и Воин»

Понимать жанро­во-стилевые и сю­жетно- композицио­нные особенности поэмы;

уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает закончен­ность поэме, роль авторских отступ­лений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав; уметь находить сходство и различие между автором и его героями

59

Вн.чт.

А.Платонов. Картины вой­ны и мирной жизни в рас­сказе «Воз­вращение»

Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа

Рецептивная: чтение статьи о писателе;

репродуктивная: пересказ; продуктивная, творческая: чтение в лицах (первый раз­говор старшего сына Петра с отцом), уст­ное словесное рисо­вание (портрет Петра); поисковая: установ­ление ассоциативных связей с произвед. живописи, комментир. чтение художествен­ного текста; анализ текста

Знать факты жизни и творческой дея­тельности писателя, содержание расска­за, его сюжет, опре­делять смысл наз­вания рассказа, уметь анализиро­вать текст, объяс­няя состояние че­ловека, вернувше­гося с войны, стол­кнувшегося с труд­ными обстоятель­ствами мирной жи­зни, чувства жены героя и его детей, переживших тяго­ты войны; наблю­дать за языком пи­сателя, объяснять его отношение к изображенному

60

Вн.чт.

А.Платонов. Картины вой­ны и мирной жизни в рас­сказе «Воз­вращение»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

61

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Объяснительно-иллюстративный с элементами беседы

проблемные вопросы

Продуктивно-творческая: отзыв на прочитанную книгу

Уметь написать отзыв на самостоя­тельно прочитан­ную книгу, обосно­вать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (че­рез сюжет, особен­ности построения, характеры персона­жей), как выражае­тся авторское отно­шение в произве­дении, определить художественные достоинства произведения

62

В.П.Астафьев. Автобиогра­фичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

репродуктивный

Аналитическая беседа

Репродуктивная:

пересказ по плану, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сос­тавление плана рассказа, устное словесное рисование (портреты бабушки, учителя), составление речевой характеристики ба­бушки; поисковая: комментирование художественного произведения

Знать: автора, факты его жизни и творческой дея­тельности; сюжет рассказа, его ге­роев;

уметь определять основную мысль рассказа (непрехо­дящая историче­ская память наро­да), отмечать не­принужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать челове­ческие характеры и взаимоотношения между людьми

63

Русские поэты о Родине, родной природе. Художествен­ное своеобра­зие лирики Н.Рубцова

Объяснительно-иллюстративный

Работа с учебником

Рецептивная: чте­ние стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сооб­щение о поэте, выра­зительное чтение;

Знать автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности; «ви­деть» творческий почерк поэта;

уметь анализиро­вать произведение, находить и опре­делять роль лите­ратурных приемов и средств,

1

2

3

4

5

6

7

8

9


поисковая: установ­ление ассоциативных связей с произведе­ниями музыки; исследовательская: анализ текста

исполь­зуемых автором для выражения чувств

64

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Объяснительно-иллюстративный

Работа с учебником

репродуктивная: художественный пе­ресказ содержания трагедии; продуктивная, творческая: сообще­ние о Шекспире; инс­ценирование эпизодов первого действия, вы­разительное чтение монологов, словесные портреты героев; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста; исследовательская: анализ текста (сцена 5, акт 3)

ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира.

Знать автора, фак­ты его биографии и творческой дея­тельности; понимать обста­новку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средне­вековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий , метафоричность речи героев, опре­делять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бес­ценности и вечно­сти любви

65

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Объяснительно-иллюстративный

Лекция, беседа

Рецептивная: чте­ние сонетов, репродуктивная:

ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вырази­тельное чтение, сооб­щение о Меркуцио - «о замечательней­шем лице изо всей

Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль ме­тафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный раз­мер;

понимать иноска­аельность языка сонетов, богатство выражения челове­еских

1

2

3

4

5

6

7

8

9






трагедии»; о монахе брате Лоренцо,




66

Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Частично-поисковый

Комментированное чтение

Знать: содержание пьесы .

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

67

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

68

Дж. Свифт. Слово о писателе.

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

репродуктивный

Беседа по прочитанному

Рецептивная: чте­ние статьи о писате­ле, чтение первой части о стране лили­путов; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказы трех час­тей книги; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста

Знать автора, фак­ты его биографии и творческой дея­тельности, содер­жание произведения; уметь пересказы­вать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать перенос­ный смысл исполь­зованных бытовых деталей

69

В. Скотт. Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман.

Частично-поисковый

Аналитическая беседа

Рецептивная: чте­ние статьи о писате­ле, статьи «Старые нравы»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказы; продуктивная,

Знать: автора и факты его биогра­фии и творческой деятельности, со­держание произве­дения;

понимать: истори­ческое время, изо­браженное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие

1

2

3

4

5

6

7

8

9


творческая: сооб­щения о короле Ри­чарде Львиное серд­це; защитнике угне­тенных Робин Гуде, молодом рыцаре Айвенго; исследовательская: сравнительный ана­лиз романа В.Скотта и произведения А.С. Пушкина «Капитан­ская дочка»

исто­рического романа, сопоставлять его с романом А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии

70

Итоги года и задание на лето.




© 2010-2022