Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Березинская средняя общеобразовательная школа

Игровые формы уроков русского языка

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка

Выполнила: Каменева Г.Ф.

Учитель русского языка и литературы



Цель данной работы:

показать значимость, незаменимость игры, игровых

ситуаций, игровых заданий в активизации учебного

процесса.

Выбрана не случайно: она подсказана опытом

преподавания.

Задачи:

  1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.

  2. Рассказать о дидактических играх на уроках русского языка.

  3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.


Уроки русского языка и литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока , по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Игры, викторины, всякого рода игровые занятия привлекательны для школьника любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали место в системе внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», - скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

Используя игру как метод создания психологической комфортности на уроках русского языка и литературы, удается решить основную задачу, которую ставит каждый учитель: снять страх, напряжение, комплекс неуспеха у учеников, сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Разумно и уместно использовать игру наряду с традиционными формами, так как она увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия сложного материала

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно - противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;


  1. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  2. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

  1. Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

  2. Доступность для учащихся данного возраста;

  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков с использованием игр:

  1. Ролевые игры на уроке (инсценирование);

  2. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

  3. Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

  4. Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  5. Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

Игра может быть использована не только как форма урока, но и как форма факультативного занятия, форма проведения конкурса по предмету. В ряде случаев игра может послужить и альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме, без жестокого, указующего перста педагога (хотя и по его «режиссуре») обобщить и систематизировать сведения по «пройденной» теме.

Многие игры включают в себя элементы интеллектуального состязания и КВНа, что, безусловно, делает их ярче, увлекательнее, не требует однозначного ответа, а, напротив, допускает вариативность ответов, а также подразумевают импровизацию, поскольку способы их выполнения во многом определяются личностными качествами игроков.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.


  1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

  2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

  3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

  4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

  5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

  6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

  7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

  8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.


  1. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

  2. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

В своей совокупности развивающие познавательные игры способствуют развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу умению выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке, учит детей подчинять свои действия постановленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако, совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями,

логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь литература и игры, одним из видов которых являются кроссворды, головоломки.

Очень интересны для учащихся кроссворды, в особенности те, которые составлены ими. Здесь творчество неиссякаемо. Учащиеся с охотой составляют тематические кроссворды, которые вытекают «из ткани» текста, а также те, которые знакомят с литературоведческими терминами, биографией того или иного писателя.

Такие игры представляют собой своеобразную подготовку к тестовой форме проверки знаний учащихся, позволяют выяснить, насколько ученик овладел новыми знаниями и может их применять.

В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, всё обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру.

Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе. Это могут быть также уроки- викторины, уроки - интеллектуальные бои.

В учебнике «Психология» В.А.Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже).

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.




IV. Список литературы

  1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.

  2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

  4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8

  6. «Русский язык в школе», 1989 г., №4

  7. «Русский язык в школе», 1992 г., №5

  8. «Русский язык в школе», 1993 г., №3

  9. rusedu.info

  10. http: //www, ukazka. Ru

  11. festival. 1 september.ru

  12. schools.keldysh.ru






Примеры игровых моментов на уроках.

Литература.

1. Определить по цитатам:

а) автора;

б) продолжение;

в) героя;

г) кому принадлежат слова;

д) эпоху.

  1. Продолжи логический ряд. (Образы «лишних людей»).

  2. Восстанови цепочку.(Материал народных и авторских сказок).

  3. Восстанови антипода.(Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  4. Убери лишнее понятие, героя, автора…

а) при изучении поэзии «Серебряного века»;

б) при повторении в конце темы, года;

6. Используя предметы,

а) процитируй;

б) определи,кому принадлежат;

в) одень героя, используя текст.

7. Поисковые задания.(Например, по роману А.С.Пушкина)

а) определи отчество Т.Лариной,

б) год рождения Онегина,

в) что предпринял Онегин, чтобы предотвратить дуэль?

  1. Инсценирование.

  2. Рисунки по цитате из текста.

10.Художественное чтение.

11 .Составление тестов, кроссвордов, презентаций.

12. Квадрослов.

13.Диспуты с позиций героев художественных произведений.

14Литературные бои героев художественных произведений и современников.



Игровые моменты на уроке русского языка.

Фонетика. Орфография.

  1. «Четвёртый лишний».

  2. Рифмовка двустиший.

  3. Выбери слова с ударением на какой-нибудь слог.

  4. Распредели по алфавиту.

  5. Выбери слова с согласным.

Морфология. Орфография.

I .В отгадке найдите орфограммы и объясните.
2. «Четвёртый лишний».

3.Ребусы.

4. Лото.

б.Найди слово по морфологическому признаку.

  1. «Я загадала слово».

  2. «Мячик».

  3. «Кто быстрее?»

10. «Кто быстрее, кто больше».

II .Игра «Кто хорошо знает ...»
12. « Подскажи словечко».

13.В какой морфеме находится звук ...

Лексика.

  1. Загадки.

  2. Кроссворды.

  3. Отгадай слово по лексическому значению.

  4. Замени словосочетание одним словом.

  5. Найти синонимы и антонимы.

  6. «Откуда пришло слово» (Григорян)

  7. Определи, среди людей какой профессии родился фразеологизм...

  8. Игра «Переводчик».

  9. Вспомни фразеологизмы на заданную тему, слово.

  10. Рисунки по фразеологизмам.

Словообразование. Орфография.

  1. Составь слово из морфем разных слов.

  2. Из одного большого слова составь много новых.

  3. Кто больше прочитает слов по часовой стрелке.

4. Шифровальщик.

  1. Удочка (разбор по составу), выудить.

  2. Составь слово по заданным морфемам.

  3. «Любимое число» (в классе 14 человек).

  4. Кто быстрее, кто больше.

  5. Сгруппируй слова по суффиксам.

Пунктуация. Синтаксис.

  1. Найди ошибку в письме, объявлении.

  2. Продолжи предложение.

  3. Построить по данной схеме предложение.

  4. Выписать из художественного текста предложения с обращением, бессоюзное…

  5. Шуточные диалоги.

  6. «Подскажи словечко».






Фрагменты игровых моментов по разделам.

Фонетика.

Орфография.



Все эти рифмы дают хороший материал и для повторения различных разделов грамматики. При изучении написания Ъ и Ь знаков дети с удовольствием выполняют замену словами -отгадками

  1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).

  2. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье).

  3. Вход в здание (подъезд).

  4. Снежная буря, метель (вьюга).

  5. Служащий, разносящий почту (почтальон).

  6. Мясной отвар (бульон).

  7. Идущий в пищу, пригодный для еды (съедобный).

Разобрать слова - отгадки по составу, сделать фонетический разбор слов: вьюга, подъезд, отгадать загадки.

Кто вперед?

  • Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

  • Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы)

  • Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

  • Буквы значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется (Алфавит)

Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

  1. Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

  2. Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

  3. Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ : 1 -кэ

Объяснительный диктант с орфографическим и пунктуационным заданием.

ВРУНИШКА ЧИЖ

  • Здравствуй! - Ёж сказал Чижу.

  • Здравствуй! - Чиж сказал Ежу.


  • Где ты был, приятель Чиж?

  • Я брат Ёж, летал в Париж.

  • Это ложь! - воскликнул Ёж.

- Ну и что ж...

Задание: объяснить правописание слов на шипящую и постановку знаков препинания.

3. ЗАДАНИЕ: "Кто быстрее" (Ответить на вопрос ).

А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).

В) Какие буквы всегда маленькие? Сказала Й сестре родной :

  • Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я - ужасно редко.

  • Ну, редко - это не беда, Иные буквы - никогда! И много их?

-Да целых три: Сестра и с ней 2 брата.

Зовут их так

- Не говори

Скажите вы , ребята ! ( ъ и _ь , _ы ).

Г) Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

Д) Что стоит посредине земли? ( М)

Е) Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

Ж) Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)




Словообразование.

Орфография.




Валя на проталинке

Промочила (валенки)

Валенки у Валеньки

Сохнут на (завалинке).

(Указать суффиксы существительных, объяснить правописание безударных падежных окончаний существительных.) и т.п.

Увлеченно решают ребята лингвистические задачи: сгруппируй слова по суффиксам -лучик, наладчик, огурчик, рассказчик, апельсинчик, мячик ...

Игра « Кто быстрей, кто правильней?».

Ученики определяют слово по морфемам из других слов.

1.Корень тот же, что в слове ценный, приставка, как в слове окружность, суффикс тот же, что в слове перегородка, окончание, как слове пятёрка. (Оценка). 2.Суффикс и окончание из слова терпеливый, приставка из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый).

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

1 ЗАДАНИЕ: отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее проверить?

1 команда

- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза ).

2 команда

- Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко-

Не пролезет даже кошка. (Скворечник ).

1 команда

- Лежит веревка,
Шипит,плутовка
Брать ее опасно-
Укусит. Ясно? (Змея ).

2 команда

- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит
На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова).

Игра «Кто быстрей, кто больше».

Учащиеся записывают сложные слова:

  1. вариант - слова, обозначающие названия лиц, с корнем -вод (пчеловод, садовод);

  2. вариант - слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый) и черты его характера (трудолюбивый, самостоятельный).

Кто быстрее подберёт не менее двух слов на каждый вариант орфограммы?

Несколько наиболее трудных слов дети записывают и разбирают по составу; например: воззвание, расчистка.

3. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный дес...ть бе...заботный рису...шь к...пуста

з...лёный ст...лбовая

цв...тной ш...рстяной

ра...свет б .сцветный

пиш...шь чита...шь

т...атр ап…льсин

1 ЗАДАНИЕ: составить слово из морфем, указать лексическое значение этих слов.

(Карточки могут остаться лишние). (Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись, не потерялись! 1 ученик из команды.)

1 команда - приготовить.

ПРИ-, - ИТЬ , - ГОТОВ -, О-, -ЕТЬ -, -БЕЖ -, - УТ ;

2 команда - расписка

РАС -, - ПИС -, К , А , У , -ЛИС -, - ИТЬ -.

2 ЗАДАНИЕ: Отгадать слова.

1 команда

- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же - в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).

2 команда

- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом - по мне на уроки пойдете. ( Расписание ).


Составьте из одного большого слова: предпринимательство новые слова за 30 секунд.( 1 человек зачитывает).

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

- Найди родственные слова. Выдели корень.

При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.

Если после корня - А,

В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: "Ноги вытер? Вытирай!"

При изучении написания приставок ПРЕ- и ПРИ- полезно использование "веселых" рифм.

У корня в недругах, представь-ка. Есть дама гордая - Приставка, А злит она его одним -Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

1. Приближение.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной -Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ-, несомненно.

2. Присоединение.

Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело -Помни, что ПРИ- говорят обо всем, Что добрые руки приделали.

3. Нахождение.

На пригорке придорожном

В пригороде приморском

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому - приволье.

4. Неполнота действия.

Язык прикусил - не совсем откусил. Пригорела - не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой ПРИ-.

Приставка ПРЕ -

1. В значении "очень".

Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой или очень сякой -ПРЕ- мы пишем при этом.

2. Сходна с ПЕРЕ-.

Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь - не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-, Там только ПРЕ- ставить надо...

Лексика.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания; Подчеркни « лишнее» слово по горизонтали. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Творческое списывание с элементами занимательности «Подскажи словечко!».

1 .Осень лесу каждый год платит золотом за (вход).

(В.Берестов.)

2.Листья с ветром улетели, и деревья (почернели).

(А.Чепуров.)

З.Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе

собаки (мокнут), даже лаять не (хотят). (С.Михалков)

Отгадай слово по лексическому значению.

Небольшая книжка, листы который скреплены или сшиты,

называется (брошюрой). Группа специалистов, которые

решают вопрос о присуждении награды на конкурсах или
выставках, называется (жюри).

1 ЗАДАНИЕ Найти значение слов (кто быстрее).

  1. команда - предложение

  2. команда - лавка

-Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит это какие слова? (многозначные)

Методические рекомендации Игровые формы уроков русского языка


2 ЗАДАНИЕ: Кто больше прочитает слов по часовой

стрелке и против часовой стрелки.

( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Учитель: Итак, это последний город, в котором мы с вами

сегодня побывали, но в стране русского языка, еще есть

много других городов, и их мы с вами обязательно

посетим, но не сегодня. А сейчас, выходя из ворот,

ведущих в эту чудесную страну, хочется прочитать вам

такое стихотворение.

6. Карточка. Игра «Справочное бюро»

Использовать словарь.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс. «Составная часть чего-либо»).

ЗАГАДКА ШУТКА Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

  • Это чёрная?

  • Нет, это красная.

-А почему она белая?

- Потому что зелёная.

О чём они вели разговор?

Задание: объяснить постановку знаков препинания; указать, какое значение имеет слово зелёный в этой загадке ('незрелая, неспелая' ягода, спутники вели разговор о смородине). Значит, слово зелёный входит ещё в один синонимический ряд: незрелый, неспелый, зелёный

Игра « Почтальон»

Цель- Закрепить знания учащихся но подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.



Морфология.

Орфография.





Игра « Кто быстрей, кто больше».

Учащиеся подбирают (по вариантам) прилагательные к существительным сад, яблоко.

Игра «Кто хорошо знает местоимение?»

  1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа?

  2. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам?

  3. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

  4. Назовите слова, образованные с местоименным корнем.

С записанными словами далее возможны различные варианты работы.

«Выбери три слова» (ЛОТО)(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей 1

При изучении имени существительного провожу дидактические игры "Четвертый лишний". Из каждой группы предложенных слов исключить лишнее.

  1. Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

  2. Врач, "Скорая помощь", лекарства, троллейбус.

  3. Портрет, акварель, кисть, портьера.

  4. Шкаф, ковер, диван, полки.

  5. конверт, телеграмма, деньги, марка.

  6. Аудитория, студенты, знамена, преподаватель.

1 ЗАДАНИЕ: отгадать, о какой части речи говорится в стихах и рассказать о ней.

1 команда

- Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где. (Наречие).

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).

2 команда

- Мы самые главные,

Мы самые умные,

1команда

- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное )

2 команда

- Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали,"
"Солнце ушло"
Настоящее время -
Проходящее теперь:
"Мою окно",
"Закрываю дверь".

А в будущем:

"Я полечу на ракете,

Хочу побывать

На далекой планете". (Глагол )

7. «От каждой буквы - столбик - словочитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово. Условия:

  1. Это должны быть слова, например, только 11-склонения;

  2. Слова не должны повторяться;

  3. Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с к о р п у с к о р п у с

Р к о у к у

О н г с р г

Т о к о р

п о

б

Объяснительный диктант с элементами занимательности

«Подскажи словечко!».

1.Не шумит в реке камыш, 2.В лесу под щебет, звон и свист

Не шумит под полом (мышь). Стучит лесной (телеграфист):

В этот час такая тишь! «Здорово, дрозд-приятель!»

Только слышно: «Спи, (малыш)!» И ставит подпись: (дятел).

«Подскажи словечко!»

Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе (зонтик).

Через несколько минут опустился (парашют).

Задание: написать слова (отгадки); объяснить, почему их называют исключениями.

ЗАДАНИЕ: Конкурс капитанов.

Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку.

  1. команда - парты, занятия, урок, полет, походы, огурец. (По числу -2 группы )

  2. команда - книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание. (По родам -3 группы ).

ЗАДАНИЕ: "Четвертый лишний"

(Найти лишнее слово и объяснить почему).

(1 человек от команды).

  1. команда - существительное, наречие, сказуемое, предлог.

  2. команда - частица, предлог, наречие, союз.




Пунктуация.

Синтаксис.


При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление. Дополнение.

Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, Тут же отыщутся дополнения.

(Рисую книгу (что? вин.пад.). Спорю с товарищем (с кем? тв.пад.).

Дети быстро и с удовольствием запоминают вполне доступные для них строчки и используют

это при синтаксическом разборе предложений.

Определение. Обстоятельство.

Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и какой? - ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты.

На вопросы: где? когда? Как? откуда? и куда? Обстоятельства всегда Дадут ответ вам, да-да-да.

При изучении знаков препинания при однородных членах предложения хороши такие строчки:

Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят.

Для лучшего запоминания главных членов предложения можно также использовать "веселые" рифмы.

Когда перед вами задача - найти Главные члены предложения, Прежде всего, отыщи глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружишь этот глагол Между другими словами, То подчеркни его поскорее Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнем без сомнения, И полюбуйся - перед тобой Главные члены предложения.

При изучении словосочетания дети нередко путают понятия грамматическая основа предложения и словосочетание. Устранить это могут помочь строчки

Внимание! Внимание! Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

И кто тут главный -

- без труда

Вопрос определяет. Вопрос от главного идет

К зависимому слову, И никогда - наоборот. Запомни как основу.


Осложненное списывание с элементами занимательности -«Подскажи словечко!». Первый снежок

Сделай первый (шажок).

Сделай первый (шажок) -

Упал на (лужок).

Вставай снежок,

Вставай (дружок)!

Полежу до ночи,

Я ошибся (очень).

Задание: поставить недостающие знаки препинания.

1. Карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов. Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

  1. осенний день;

  2. урок начался;

  3. купить книгу;

  4. в лесу.

Ответ: 1); 3).

2. Карточка - тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

  1. Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

  2. Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)

  3. Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)

  4. Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

С:

Синтаксис и пунктуация рядышком идут,

Держатся за руки, песенки поют.

П:

Заблудились слова в беспорядке, Потеряли места в суете, Так давайте же, ребята, поможем, Им в нелегкой и грустной судьбе.

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

  1. команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

  2. команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

2, ЗАДАНИЕ: Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.

"Сова жила в великом замке "Каштаны". Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка

был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.

Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином". Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте

ошибки, если они есть.

1 команда - Прашу ножать если незапускают.

2команда - Прошу падергать если ниаткрывают.

2 ЗАДАНИЕ: "Кто больше!»

Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и

сочинительный.

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал. (1 уч-к из команды выходит с листом и читает, что получилось).

  • маленький котенок,

  • пушистый котенок,

  • гулял по крыше,

  • громко мяукал,

  • гулял и мяукал.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть

Однажды они пошли

Вдруг из кустов

Потом ребята долго вспоминали как

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.


© 2010-2022