- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра для обучающихся 9 классов по
Интеллектуальная игра для обучающихся 9 классов по
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина Г.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интеллектуальная игра для обучающихся 9 классов.
Положение о литературном конкурсе «Что есть истина?» (по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, посвящённом 185-летию написания и первой публикации.)
По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать:
это гений, опередивший русское сознание.
Он обладал духовной силой, позволяющей ему
брать на себя напор всей бездуховной, темной мировой нечисти.
Он служил истине и Красоте, а не моде.
Для него духовность, духовная жизнь -
это не культурное времяпровождение,
а неустанная, напряженная работа над своей душой.
Ф.М. Достоевский.
1. Настоящее положение определяет порядок проведения литературного конкурса «Что есть истина?»
2. Конкурс проводится в целях раскрытия творческого потенциала школьников, воспитания у молодежи уважения к отечественным традициям, формирования у школьников системы духовно-нравственных ценностей, пробуждения любви к родному слову, знанию классической литературы.
3. Конкурс проводится по решению августовской педагогической конференции учителей русского языка и литературы.
4. Конкурс состоится 29 ноября 2014 года на базе МОБУ СОШ №29. Ответственная Никитина Г.В., руководитель РМО учителей-словесников.
5. Конкурс проводится среди обучающихся 9 классов. В команде 4 участника (по числу стихотворных пьес «Маленьких трагедий».) Следует обратить внимание при подготовке команд на знание текстов, нравственно-философский смысл трагедий, языковые средства выразительности, используемые поэтом, а также на историю создания произведения.
6. Домашнее задание для команд: подготовить афишу одной из трагедий (форма любая: плакат, рекламный ролик, мини-представление, презентация одной из пьес). Время представления 1-3 минуты.
7. Подведение итогов и награждение.
Победители и призеры Конкурса среди обучающихся определяются по количеству набранных баллов. Участники Конкурса, занявшие 1, 2 и 3 места награждаются дипломами отдела образования I, II, III степени соответственно.
Конкурс №1. История создания тетралогии.
-
«1830 год! Какой год! Какие события! Народ подавлен и раздражён!» О чём идёт речь? (1830 год -революция во Франции, крестьянские волнения в России).
-
Назовите общую тему «Маленьких трагедий» (Далее - МТ) (Жажда самоутверждения, превосходство и исключительность)
-
Зачем на самом деле граф Вальсег заказывал Моцарту «Реквием»? (выдать за своё сочинение)
-
Первоначальное название трагедии «Моцарт и Сальери»? («Зависть»)
-
Что задержало Пушкина в Болдино? (холерная эпидемия, это навело на мысль о «Пире во время чумы»)
-
Почему 1 февраля 1837 года отменили в Александрийском театре постановку «Скупого рыцаря»? ( в этот день отпевали поэта, власти боялись выступлений)
-
«МТ» - не пушкинское название. Как Пушкин назвал тетралогию? (Драматические очерки». «Опыт драматических изучений»)
-
В каких трагедиях есть намёк на личную жизнь поэта? (Скупой рыцарь - отец Пушкина, Моцарт - он сам)
-
Какая единственная пьеса изо всех была поставлена на сцене при жизни Пушкина? («Моцарт и Сальери»)
-
Какие 2 дурные вести получил А.С. Пушкин, находясь в Михайловском, где задумывался сюжет «МТ»? (казнь 5 декабристов, смерть бывшей возлюбленной Амалии Ризнич).
Конкурс № 2 Знание содержания тетралогии.
«Скупой рыцарь».
-
Назовите период времени, когда происходят события (средневековая Испания)
-
Что общего между Бароном и Альбером? (больше всего ценят независимость)
-
Устами борона открывается будущее Альбера, что с ним произойдёт после смерти отца? (богатство перекочует в карманы ростовщика)
-
Альбер победил на поединке графа Делоржа. «Геройству что виною было»? (Скупость)
-
Как предлагает жид ускорить смерть барона? (отравить ядом)
-
История старинного дублона из сундука барона? (Вдова мне отдала его, но прежде с тремя детьми полдня перед окном она стояла на коленях воя?)
-
Как звали Барона по имени? (Филипп)
-
Продолжите фразу: «Да! Если б все слёзы, пот и кровь. Что здесь творится, из недр земных все выступили вдруг…То был бы вновь потоп»
-
В чём обвиняет Барон перед герцогом своего сына Альбера? В каком мнимом преступлении?(Покушался он меня обокрасть)
-
Назовите последние строки трагедии («Ужасный век, ужасные сердца!»)
«Моцарт и Сальери».
-
Продолжите фразу: «Нет правды на земле… Но правды нет и выше».
-
Как относится к созданию музыки Сальери? ( Как к работе, ремеслу)
-
Почему Сальери разозлился, слушая игру уличного скрипача? (фальшивит) А Моцарт? (смеётся)
-
«Мне покою не даёт мой чёрный человек»? О ком идёт речь?(о заказчике реквиема)
-
Была ли поставлена трагедия на сцене при жизни поэта? (в 1832 году дважды)
-
Объясните значение слова реквием. Реквием - музыка для заупокойной церковной службы. Моцарт писал реквием летом и осенью 1791 года.
-
«Бомарше кого-то отравил». Какой слух ходил о Бомарше ходил в Париже ? (отравил двух жён).
-
«Мне пачкает Мадонну Рафаэля» О какой картине идёт речь? («Сикстинская Ма донна»)
-
Чему завидует Сальери? (природному дару Моцарта)
-
Где и когда происходят действия в трагедии? (18 век, Вена, Австрия)
«Каменный гость».
-
Где и когда происходит действие трагедии? (эпоха Возрождения, Испания, Мадрид)
-
«Дон Гуан из ссылки самовольно в Мадрид явился». За что был сослан? (убил на дуэли командора)
-
Лауре 18 лет, когда на её глазах дон Гуан убивает человека, Дона Карлоса, что её волнует?( «Убит! Прекрасно! В комнате моей! Куда я выброшу его»?
-
Как представился сначала дон Гуан донне Анне? (Диего де Кальвадо)
-
Почему донна Анна вышла замуж за командора, дона Альвара? («Мать моя велела. Мы были бедны. Дон Альвар богат»).
-
Дон Жуан - герой произведений каких ещё авторов? (Жан Батист Мольер, Байрон, Тирсо де Молина).
-
В д. Гуане смешаны правда и ложь, честь и интрига. Какой приём в основе? Дайте ему определение.( оксюморон).
-
Приведите пример кощунственного поведения д. Гуана. (приглашает статую на свидание и др.)
-
Чки отличается дон Гуан от донов Жуанов? (Традиционно - развратник, у Пушкина - рыцарь, готовый постоять за своё достоинство)
-
За что наказан дон Гуан? (отсутствие человеческой этики, благородства).
«Пир во время чумы».
-
Зачем молодой человек организовал пир? (средство забвения)
-
Зачем на пир пришла Лаура? (из страха одиночества)
-
Что выражает песня Мери? (отношение народа к бедствиям)
-
В чём смысл открытого финала последней пьесы? (Пушкин взывает к разуму и нравственной ответственности перед самим собой и людьми).
-
«Ага! Луизе дурно»! Отчего Луиза потеряла сознание? (Увидела телегу, наполненную мёртвыми телами)
-
Что случилось три недели назад у Вальсингама? (умерла мать)
-
Кого похоронил Председатель? (жену Матильду)
-
Какое историческое событие лежит в основе пьесы? (Лондонская чума 1665 г)
-
Выражение: «Пир во время чумы» - стало фразеологизмом, что оно обозначает?
-
К чему призывает священник пирующих? (Прекратить пир, не кощунствовать).
Конкурс №3. Философский смысл «Маленьких трагедий».
-
Продолжи фразу: «Власть золота относительна, и есть такие человеческие ценности…» (которые не продаются и не покупаются)
-
Продолжи фразу: «Деньги без власти не приносят…» (Независимости)
-
Что обусловило нравственное падение Сальери? (зависть)
-
Пушкин передал Моцарту часть своей души. Чем они похожи? (талант, жизнерадостность, духовность)
-
В чём нравственная ущербность дона Гуана? (бесчеловечность)
-
Не смерть прославляет А.С. Пушкин в «Маленьких трагедиях», а что? (сопротивление человека смерти)
-
Гедонизм - этическое учение, возникшее в Древней Греции, которое целью жизни и высшим благом признаёт наслажденье. О каких наслажденьях идёт речь в «Маленьких трагедиях»? (власть, богатство, слава, любовь)
-
В «Маленьких трагедиях» разрываются родственные, дружеские и вообще человеческие связи. В этом Пушкин видел трагедию своего времени. Назовите персонажей, которые разрушили эти связи. (Барон- Альбер - отец и сын; Донна Анна - командор (муж-жена), Моцарт - Сальери (друзья).
-
Почему название одной из трагедий не «Дон Жуан» или «Дон Гуан», а «Каменный гость».(Название говорит о неотвратимости наказания, о возмездии)
-
Что делает «МТ» при всей их катастрофичности светлыми? (Человек многогранен и бесконечен, в нём много хороших качеств).
Конкурс №4. Языковые средства выразительности тетралогии.
-
Проклятый жид, почтенный Соломон (оксюморон).
-
Что дам тебе в заклад - свиную кожу?(метонимия)
-
Все сундуки фламандских богачей, как талисман, оно вам отопрёт (сравнение).
-
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки (градация).
-
Заветный дар любви переходи сегодня в чашу дружбы (метафора)
-
«Председатель остаётся погруженным в глубокую задумчивость» (мелким шрифтом дано примечание в тексте) (ремарка)
-
Моцарт и Сальери (оксюморон или параллелизм).
-
Дублон старинный, в моих подвалах верных (инверсия)
-
Благородный рыцарь, горькая бедность, прекрасная дама постоянные эпитеты)
-
Но божество моё проголодалось (ирония, скрытая насмешка)
Конкурс №5.
Афиша. Команда представляет афишу «Маленьких трагедий» в произвольной форме.
Список использованной литературы.
-
1.Маленькие трагедии. А. С. Пушкин «Художественная литература. Москва» 1983 г.
-
Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - М.: Правда, 1981
-
Т.9/дневники, воспоминания, письма 1815-1830 г.г./Сост. М.П. Ерёмина.
-
Живые страницы: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский - В воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах/Сост. и коммент. В.В. Лунина/Научная редакция Д.Д. Благого. - М.: Изд-во "Детская литература", 1970. - 543 с.
-
Друзья Пушкина. Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х т./Сост. биографические очерки и прим. В.В. Кунина.- М.: Правда, 1985.
-
Последний год жизни Пушкина / Сост., вступ. очерки и примеч. В.В. Кунина. - М.: Правда, 1989. - 704 с., 8 л. ил.
Игра состоялась 29 ноября 2014 года в МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский Иркутской области.
7