Средства контроля на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Автоматизированный контроль на уроках русского языка


Ковалев С.А., Акентьева Е.И.














Содержание


Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Метод тестового контроля в школьной практике………………………..5

1.1. Современные тенденции по применению тестового контроля………………5

1.2. Проблемы контроля уровня знаний и умений учащихся на разных этапах обучения……………………………………………………………………………...7

Глава 2. Разработка тестовых заданий по разделу «Синтаксис и пунктуация»..15

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………………...34














Введение

Развитие информационных и коммуникационных технологий приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение и в сфере образования.

В связи с этим на базе лицея № 7 г. Волгограда открыта экспериментальная площадка «Педагогическое исследование потенциала средств автоматизированного контроля в реализации региональной модели управления качеством образования на основе ИКТ».

Актуальность данного проекта объясняется тем, что контроль является неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Как элемент ориентировочной деятельности, контроль имеет разные функции, главная из которых - функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как реагирует «обучающаяся система» на воздействие «обучающей», можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Быстрая обратная связь возможна, на наш взгляд, только благодаря автомтизированному контролю.

Поэтому целью нашего проекта является разработка методов и средств автоматизированного многопараметрического контроля учебной деятельности учащихся как компонента педагогического управления.

Для реализации данной цели в лицее созданы группы учителей, которые занимаются подбором электронных образовательных ресурсов в сети Интернет, их анализа с точки зрения методической и здоровьесберегающей, созданием собственных мульти- и медиа презентаций к каждой теме предметного курса.

Мы же разрабатываем тесты для осуществления предварительного, текущего и итогового контроля, то есть контроля на разных этапах урока русского языка. Такой контроль возможен и эффективен, на наш взгляд, при работе с VOTUM.

Уникальность данной системы состоит в том, что для использования её в учебном процессе не нужен компьютерный класс. Интерактивную систему тестирования VOTUM можно использовать в любом предметном кабинете, который оснащен одним компьютером или ноутбуком.

Одним из главных достоинств компьютерного тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста.

Интерактивную систему тестирования VOTUM можно использовать на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.

В процессе объяснения материала очень важно знать мнение учеников не только учителю, но и самим ученикам. Отчеты VOTUM помогают узнать мнение каждого ученика, а так же всего класса в целом в % соотношении или числовом.

Для проведения итогового контроля система опроса VOTUM просто незаменима. Различные режимы для проведения тестирования помогут учителю наиболее полно охватить весь материал, а подробные отчеты помогут выявить отстающих и преуспевающих учеников, а так же среднюю успеваемость всего класса. Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.

Применение компьютерных тестов при проверке знаний учащихся обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний.


Глава 1. Метод тестового контроля в школьной практике

1.1. Современные тенденции по применению тестового контроля

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию - то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история. Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать. В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения - трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать - с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм - с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что это суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию. Он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам.

Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и в СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, «чистой», без тестов, педагогической науки и практики.

В СССР практика тестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов. Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь.

В США против использования тестов выступали представители основных групп населения - взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств. В результате было принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это предложение не было поддержано большинством. Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет - с середины 30-х до конца 70-х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующим утверждениям:

- тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации:

- применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

- никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и личный опыт;

- в педагогике нет и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.

В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой и классовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякое средство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок о возможном унижении достоинства личности, наклеивания ярлыков. Можно сказать, что для предотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно при культурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами и испытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм является непременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.

Во-первых, тестовые методы не призваны заменять преподавателя и его личный опыт, а наоборот, призваны помогать ему, освободив его от рутинной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания.

Во-вторых, хотя точность педагогических измерений и не может сравниться с точностью физических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны, они описаны повсеместно.

1.2. Проблемы контроля уровня знаний и умений учащихся

на разных этапах обучения

В зависимости от места контроля различают следующие его виды.

По месту в учебном процессе: вводный - актуализация опорных или остаточных знаний по теме; текущий - контроль усвоения учебного материала в самом ходе познавательного процесса; тематический - итоговый по теме (или другой логически завершенной части учебного материала; итоговый - контроль усвоения учебного материала за весь курс обучения.

По форме: индивидуальный, фронтальный (массовый).

По способу: устный, письменный, практический.

Вводный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, о понимании ими целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Так же он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Нужно отметить, что данный вид контроля не всегда используется учителями, хотя он имеет очень большое значение для успешной работы с разными категориями учащихся, также служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.

Как известно из практики, для изучения иностранного языка очень важно, чтобы у учащихся не было значительных пробелов, так как ликвидировать самостоятельно они эти пробелы не смогут. Поэтому в этом случае учителю будет весьма проблематично двигаться с группой вперед.

Есть еще один не маловажный момент. Часто в класс прибывают новые ученики. Для того чтобы они полноценно включились в работу данной группы, учитель должен знать их сильные и слабые стороны. Отметки, которые им выставляли в предыдущей школе, не всегда соответствуют действительности, так как отсутствуют объективные способы контроля, единые для всех.

Поэтому при знакомстве с новой группой целесообразно проверить уровень сформированности речевых умений.

На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить большее внимание.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает учителю выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материал. При выполнении учащимися упражнений и заданий к учителю поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения.

Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, т.е. в разные моменты цепочки уроков, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков.

Текущий контроль в ходе урока необходим, прежде всего для проверки первичного усвоения вновь разучиваемых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц.

Текущий контроль охватывает и речевые умения.

Другими важными задачами от текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как он проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность.

Итоговый контроль - интегрирующий контроль, направленный на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Отдельно хотелось бы выделить такую, наиболее распространенную форму письменного контроля, как тест.

Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового материала.

Тесты выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую.

К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления уровня достижения в определенном виде деятельности; способностей к определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.

В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Тесты могут определять уровень обученности и/или языковой компетенции учащегося относительно уровня других учащихся (нормо-ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например, уровня обученности (критериально-ориентированный).

Таким образом, результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности учащихся, для отбора их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения.

Форма контроля

Преимущества

Недостатки

Устная

способствует выработке быстрой реакции на вопрос,

развитию памяти учащихся

не является объективной и валидной благодаря «эффекту контраста»

Письменная

можно охватить одновременно

всех учащихся, гораздо удобнее обрабатывать письменные

работы, нежели устные ответы;

эффективнее развивает логическое мышление,

приучает к большей точности в ответах

невозможно проверить умение учащихся вести

беседу или высказываться по теме

Индивидуальная

возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося;

более глубокий опрос, он дает практиковаться учащимся в устной связной речи

малый охват обучающихся в ходе урока;

снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников;

может привести к относительной пассивности всего класса

Фронтальная

возможность охвата проверяющим
одновременно всех учащихся группы;

высокая активность учащихся;

высокий темп работы, который может варьироваться.

поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому;

трудности связаны со сложностью фиксации внимания на работе всех учащихся и, следовательно, возможной недостаточной объективностью оценки их ответов.

Парная

развивается диалогическая речь


Групповая

повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе

трудности комплектования групп и организации работы в них;

учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах






















Глава 2. Разработка тестовых заданий по разделу

«Синтаксис и пунктуация»

В последнее время появилось достаточное количество методической литературы с готовыми тестами. Так как такие тесты не учитывают индивидуальные особенности обучающихся конкретного класса, возникает потребность в самостоятельном составлении тестов. На первом этапе работы анализируется программное содержание по предмету, затем - составляется план теста. После этого составляются задания.

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать следующее:

1. задания теста по содержанию должны быть такие, чтобы знающий ученик выполнил сразу;

2. формулировка задания должна без двусмысленности понимания;

3. главное слово в задании должно стоять первым;

4. задания могут формулироваться не в виде вопросительного предложения, а в форме незавершённого ответа;

5. задания должны быть краткие, без лишних слов;

6. желательно, чтобы только один ответ был правильным.

Рассмотрим применение интерактивной системы VOTUM на уроках русского языка в 5 классе при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», предлагаем следующие задания:

Тема урока, содержание

Прогнозируемые результаты

Задания для автоматизированного/неавтоматизированного контроля

1.

Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Знать:

- основные признаки словосочетания;



Словосочетание - это:
1. Слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение;
2. Слово с предлогом;
3. Два или несколько слов, связанных по смыслу или грамматически;
4. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания;
5. Главные члены предложения.

- основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях.

Найти верные утверждения:

1.Зависимое слово связывается с главным по смыслу.

2.Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого.

3.Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

4.В словосочетании вопрос ставится от зависимого слова к главному.

5. В словосочетании вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Какое словосочетание отличается от других по своему строению?

1. Шум волн

2. Тихо плещет

3. Блеск зари

4. Плеск моря

Уметь:

- находить главное и зависимое слово в словосочетании;

Указать словосочетания, в которых главное слово выделено верно.

1.Красивый цветок

2. Кататься на лыжах

3. Гулять по аллее

4.Пушистый котенок

5.Тетрадь учителя.

- выбирать из предложения словосочетания;

Выбрать из текста словосочетания.

Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света. Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.

- отличать нераспространенные предложения от словосочетания;

Какая пара слов является словосочетанием?

1. Берёза стройна

2. Передо мной

3. Выпал снег

4. Вышел на опушку

Какая пара слов не является словосочетанием?

1. Пришла к нам

2. Морская пена

3. Задача решена

4. Прочитал книгу

Определите строку со словосочетаниями:
1.Наступила осень, прекрасная пора
2.Возле дома, знакомая местность
3.Дети пишут, густой тростник
4.Чудесный букет, встречать радостно
5. Спускаться с лестницы, около школы

- составлять схемы словосочетаний.

Найдите словосочетания, соответствующие схеме: «прил.+сущ.»:

1. Русые волосы

2. Большие глаза

3. Скрипнула калитка

4. Над белым

Найдите словосочетания, соответствующие схеме: «глаг .+ сущ.»:

1. Легкий сон

2. Выбежать из дома

3. Я читаю

4. Смотреть молча

Найдите словосочетания, соответствующие схеме: «сущ.+сущ.»:

1. Из кустов

2. Вода из кувшина

3. Девочка с косичками

4. Затих до весны

2.

Предложение.

Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены предложения.

Знать

- отличительные признаки предложения как единицы синтаксиса;

Найти 2 неверных утверждения.

1. Предложение состоит из двух частей: главной и зависимой.

2.Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

3.В конце предложения ставится только точка.

4.Главные члены составляют грамматическую основу предложения.

5.В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

- определение предложений по цели высказывания;

По цели высказывания предложения бывают:
1. Повествовательными, вопросительными и побудительными;
2. Повествовательными, двусоставными и вопросительными;
3. Побудительными, повествовательными и односоставными;
4. Восклицательными и невосклицательными;
5. Вопросительными, восклицательными и невосклицательными.

Продолжи предложение:

1. Предложения, в которых мы сообщаем о чём - либо, называются…. (повествовательными)

2. Предложения, в которых мы побуждаем кого - либо к действию, приказываем или просим, называются …..(побудительными)

3. Предложения, в которых содержится вопрос, называются…(вопросительными).

Какой знак нужно поставить в конце предложения, если в нем спокойно сообщается о чем-либо?

а) точку; б) восклицательный знак;

в) вопросительный знак.

- грамматическую основу предложения

Грамматическая основа предложения - это:

1. Подлежащее

2. Любое словосочетание в предложении

3. Подлежащее и сказуемое

4. Сказуемое

Уметь:

- находить грамматическую основу предложения;

Найти предложение, в котором правильно определена грамматическая основа.

1.В луже отражались облака и небо.

2.Прилетели птицы и наполнили лес гомоном и пением.

3.Иглы сосен густо устилают низкие пни.

4.В зоопарк привезли пингвинов, белых медведей, тюленей.

Найти предложение, в котором неправильно определена грамматическая основа.

1.Наступила ночь

2.Северный лес спал глубоким сном

3. Из-за облаков выглянула луна.

4.Луна осветила крыши домов.

5. Уснули в саду воробьи.

- различать предложения по цели высказывания;

Соотнесите предложение с типом по цели высказывания.

1. В саду расцвели яблони и груши (повествовательное)

2. Не шумите, пожалуйста (побудительное)

3. Который час? (вопросительное)

- отличать предложение от словосочетания.

Среди данных примеров найдите 2 предложения.

1. Новое пальто

2. Ребята спешат на урок.

3.В дороге

4. Гости из Москвы

5. Мама возвращается домой.

3.

Главные члены предложения. Подлежащее.

Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Знать:

- грамматическую основу предложения;

Найти верные утверждения.

1. Грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого.

2. Грамматическая основа может состоять из сказуемого и дополнения.

3. Грамматическая основа может состоять только из сказуемого.

4. Грамматическая основа может состоять из подлежащего и определения.

- определение подлежащего;

Найти неверные утверждения.

1.Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает признак предмета.

2. Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает действие предмета.

3. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет.

4. Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- способы выражения подлежащего.

Подлежащее может быть выражено:

1. Существительным;

2.Глаголом;

3.Местоимением;

4.Словосочетанием.

Уметь:

- находить грамматическую основу предложения;

Укажите предложение, в котором нет подлежащего.
1. Погода стояла солнечная.
2. Над озером закружило листвой.
3. Озеро подёрнулось морщинами.
4. Когда наступит весна?
5. Поднимался свежий ветер.

Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является подлежащим.

- определять способы выражения подлежащего.

Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

1. Нам радостно встречать весну.
2. Северный лес спал глубоким сном.
3. Из-за облаков выглянула луна.
4. Луна осветила крыши домов.
5. Мы гуляли в лесу.

Найдите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1. Черное море притягивает туристов.
2. Малыши бережно относятся к книгам.
3. Школьники организовали экологический кружок.

4.Трое ребят побежали к реке.

Найдите предложения, в которых подлежащее выражено прилагательным.

1.Облака плывут по небу.
2.Сентябрь - капризный месяц.
3. Звёзды сумрачны и туманны.

4. Утро туманное, утро седое.
5.Скоро наступит зима.

4.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Обобщение знаний по синтаксису и пунктуации. Закрепление знаний о грамматической основе предложения и способах ее выражения. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Знать:

- определение грамматической основы предложения;

Грамматическая основа предложения - это:

1. Любое словосочетание.

2. Подлежащее и второстепенные члены предложения.

3. Подлежащее и сказуемое.

4. Сказуемое и второстепенные члены предложения.

- способы выражения подлежащего и сказуемого;

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

1. Предлогом.

2. Частицей.

3. Существительным, местоимением, глаголом.

4. Глаголом, существительным, прилагательным.

- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Расставить тире в предложениях.

Доброе начало половина дела.

У лжи ноги коротки.

Ложь зло для всех.

Детство путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

Уметь:

- выделять грамматическую основу предложения;

Выделить подлежащее:

1. На бугре мычит корова.

2. Это шапка-невидимка.

3. Я этого не перенесу.

4. Мы - ранняя проба природы.

- определять частеречную принадлежность подлежащего и сказуемого;

Определить, какой частью речи выражено сказуемое:

1. День сегодня прекрасный. (Прилагательным)

2. Дважды два - четыре. (Числительным)

3. Я этого не перенесу. (Глаголом)

4. Ученье - свет. (Существительным)

- ставить тире между подлежащим и сказуемым.

В каких вариантах ответа необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1. Бедность не порок.

2. Книга лучший подарок. (Книга - лучший подарок)

3. Закат словно зарево пожара.

4. Тамань самый скверный городишко. (Тамань - самый скверный городишко)

5.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Второстепенные члены в структуре предложения. Дополнение как второстепенный член предложения

Знать:

- определение второстепенных членов предложения;

Указать неверное утверждение:

1. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.

2. Грамматическое значение второстепенных членов

распознается по вопросам.

3. Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены.

4. Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.

- определение понятия «дополнение как второстепенный член предложения»;

Дополнение - это:

1. Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

2. Второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;

3. Главный член двусоставного предложения, который обозначает действие.

4. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.

На какие вопросы отвечает дополнение?

1. Кто? Что?

2. Где? Когда?

3. Какой? Чей?

4. О ком? На чем?

- графическое обозначение дополнения.

Графически выделить все дополнения.

Черное море притягивает туристов. Малыши бережно относятся к книгам. Школьники организовали экологический кружок. Трое ребят побежали к реке.

Уметь:

- находить дополнение в структуре предложения;

В каком предложении выделенное слово является дополнением?

1. Он хотел выбрать профессию врача.

2. Он выбрал профессию врача.

3. Он выбрал профессию врача.

4. Он выбрал интересную профессию.

- выделять дополнение как второстепенный член предложения.

Указать предложение, в котором неверно выделено дополнение.

1. В доме стояла тишина.

2. В лесу было много малины.

3. В библиотеке я нашел нужную книгу.

4. Добавь в бульон немного воды.

6.

Определение

Второстепенные члены в структуре предложения. Определение как второстепенный член предложения

Знать:

- определение понятия «определении как второстепенный член предложения»;

Определение - это:

1. Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

2. Второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие.

3. Главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет.

4. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.

Указать вопросы, на которые отвечает определение.

1. Кто? Что?

2. Где? Когда?

3. Какой? Чей?

4. О ком? На чем?

- графическое обозначение определения.

В тексте графически выделить все определения.

Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света. Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.

Уметь:

- находить второстепенные члены в структуре предложения;

Найти предложения с определениями:

1. Перелетные птицы собираются в дальний путь.

2. На дворе идет дождь.

3. Люблю природы увяданье.

4. И мглой волнистою покрыты небеса.

- выделять определение как второстепенный член предложения

В предложениях выделить определение.

1. Хорошо в осеннем лесу!

2. Тихо падают с берез легкие листья.

3. Стеной стоят желтые колосья пшеницы.

4. Новое платье очень понравилось Маше.

7.

Обстоятельство

Второстепенные члены в структуре предложения. Обстоятельство как второстепенный член предложения

Знать:

- определение понятия «обстоятельство как второстепенный член предложения»;

Указать верное определение обстоятельства:

1. Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

2. Второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие.

3. Главный член двусоставного предложения, который обозначает действие предмета.

4. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.

Указать вопросы, на которые отвечает определение.

1. Кто? Что?

2. Где? Когда?

3. Какой? Чей?

4. О ком? На чем?

- графическое обозначение обстоятельства.

Выделить обстоятельство в предложениях:

1. Я стоял у двери и прислушивался.

2. Звезды дружно мне подмигивают.

3. Орел громко закричал и гордо расправил крылья.

4. Вечером мы возвращались домой.

Уметь:

- находить второстепенные члены в структуре предложения;

Указать предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством:

1. Весенний лед опасен.

2. Пушкин очень любил осень.

3. Звезды усеяли ночное небо.

4. Тиха украинская ночь.

- выделять обстоятельство как второстепенный член предложения

Из текста выписать все обстоятельства.

Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света. Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.

8.

Предложения с однородными членами предложения.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Знать:

- определение однородных членов предложения;

Выбрать верное утверждение:

1. Однородные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

2. Однородные члены предложения - все второстепенные члены.

3. Однородные члены предложения - члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос.

4. Однородные члены предложения - грамматическая основа и второстепенные члены предложения.

- какие члены предложения могут быть однородными;

Однородными членами предложения могут быть:

1. Подлежащее

2. Дополнение

3. Обстоятельство

4. Все члены предложения

- правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Закончить предложения.

1. Между однородными членами предложения, соединенными интонацией перечисления, запятая… (ставится).

2. Между однородными членами предложения, соединенными неповторяющимися союзами и/или, запятая… (не ставится).

3. Между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, запятая… (ставится).

Уметь:

- находить второстепенные члены в структуре предложения;

Выбрать предложения с однородными членами.

1. На ручей рябой и пестрый за листиком летит листок.

2. И берег молчал, и море было безмолвно.

3. С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

4. Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Расставить знаки препинания в предложениях.

1. В сумерках тонули сады плетни крыши домов

2. День был промозглый и ветреный.

3. Тайга оживает утром вечером.

4. Смутно поблескивает вода журчит по прибрежным камешкам.

Списать текст, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.

Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над лисьей норой жила белка. Она бегала по стволам деревьев прыгала с ветки на ветку шумела дразнилась. Старая лиса смотрела на нее и сердилась.
Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мертвой. Белка жила прямо над лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко от лисы. Вдруг лиса вскочила. Белка испугалась и убежала на дерево.

Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены).

1. Ребята полюбили героев сказки Элли Дровосека Страшилу.

2. Звезды блестят тускнеют и падают на небосклоне.

3. Охотник не пошел в лес а свернул к озеру.

4. Все мило мне твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды.

5. И небо и река были нежно синего цвета.

9.

Предложения с обращениями

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы.

Знать:

- определение обращения;

Закончи предложения

1. Обращение-это слово или сочетание слов, которое ...

2. Роль обращения обычно выполняет ...

3. Обращение нужно отличать от ...

- способы выражения обращения;

Установите соответствие:

1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3. «Вот что, князь, тебя смущает?»

4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

В. Князь - подлежащее.

С. Гости - обращение.

Д. Князь- обращение.

Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам:

1. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и березы не грызите кору.

2.Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

3.Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

4.Ну, гостья дорогая, подбрось и ты хворосту в огонь.

Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь!

4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!

Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий!

3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.

4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

- правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Вставьте нужные цифры

Обращение может стоять в ... предложения.

  1. В начале предложения

  2. В конце предложения

  3. В середине предложения

Выбери правильные ответы

Обращение обычно выделяется ...

  1. Запятыми

  2. Восклицательным знаком

  3. Вопросительным знаком

  4. Тире

Уметь:

- находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего,

Укажите предложение с обращением

А) Ваша телеграмма застала меня врасплох,. уважаемая Анна Михайловна.

Б) Вы откуда приехали в наш город?

В) Родилась моя бабушка Матрена Тимофеевна под Киевом в тихой деревне.

Установите соответствие:

1. Подлежащее.

2. Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

В каком предложении нет обращения?

1. Ребята, вероятно, уже все в сборе?

2.Взвейтесь кострами, синие ночи!

3.Ты, видимо, меня не услышал.

4.Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

- расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями,

Выпишите предложение с обращением, расставьте знаки препинания:

А) Тебе я снова посвящаю свои небрежные стихи!

Б) Я прошу Вас, Ольга Ивановна, выполнить мою просьбу.

В) Моя подруга Леночка Кирилова живет в большом городе.

Укажи предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

1. Звени звени златая Русь, волнуйся неуёмный ветер!

2. Русский язык должен стать мировым языком!

3. Вот тёмный тёмный сад!

Поставь, где нужно запятые, выбери правильный ответ

1. Мама (1) а (2) мама (3) разреши мне немного погулять!

А. 1,2,3

Б. 1,3

В. 1,2.

2. Милый (1) вы (2) мой (3)выручите меня!

А. 1,2,3

Б. 3

В. 1,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

2) Внемлите братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство, о Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде

10.

Простые и сложные предложения

Простое предложение. Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Знать:

- определение простого предложения;

Укажите верное продолжение определения:

«Простым называется предложение…

а) …, имеющее одну грамматическую осноау».

б) …, состоящее более чем из 5 слов».

в)…, имеющее две и более грамматические основы».

г) …с однородными членами».

- определение сложного предложения;

Укажите верное продолжение определения:

«Сложным называется предложение…

а) …с однородными членами».

б) …, имеющее две и более грамматические основы».

в) …, состоящее более чем из 5 слов».

г) …, в котором есть и подлежащее и сказуемое».

- отличие простого предложения от сложного;

Найдите верное утверждение:

1.В простом предложении одна грамматическая основа

2.В простом предложении три грамматических основы

3.В простом предложении нет грамматической основы

4.В сложном предложении одна грамматическая основа

- способы связи частей в сложном предложении;

Найдите неверное утверждение:

1.Простые предложения связаны при помощи союза

2.Простые предложения связаны при помощи интонации

3. Простые предложения связаны при помощи запятой

4. Простые предложения связаны по смыслу.

- правила пунктуации в сложном предложении.

1.Перед союзом И в сложном предложении запятая:

а) ставится; б) не ставится.

2.В бессоюзном сложном предложении запятая:

а) ставится; б) не ставится

Уметь:

- определять структуру предложения;

Определите вид предложения по структуре:

Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом.

1) простое;

2) сложное.

- отличать простое предложение с второстепенными членами от сложного предложения;

Укажите простое предложение

А.1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

2. Поговорка - не полное суждение, а только его часть.

3.Глаза боятся, а руки делают.

4. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется.

Б. 1.Труд человека кормит, а лень портит.

2. Снег глубок - год хорош.

3. Где сосна взросла, там она и красна.

4.Пословица - меткое, образное изречение.

Укажите сложное предложение

А.1.Ты не вейся, чёрный ворон, над моею головой.

2. Хлеб - батюшка, вода - матушка.

3. Курица по зёрнышку клюёт, да сыто живёт.

4.Наделала синица славы, а море не зажгла.

Б.1.Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Собака лает - ветер носит.

4. Волк каждый год линяет, а обычаи не меняет

Выберите среди указанных предложений сложное:

1.В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав.

2. В комнате стояла тишина, нарушаемая только шелестом переворачиваемых листов тетради.

3. Полил дождь как из ведра, и все скрылось.

Выберите среди указанных предложений простое:

1.Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье .

2.Снег на воротнике таял весьма заметно, несмотря на то что было холодно .

3. Мягкий синеватый отсвет озаряет неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушенную белым инеем .

- применять правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Какое предложение сложное? (знаки препинания не расставлены!)

а) Кирила Петрович оставил его и обратился к новому исправнику.

б) Накануне праздника гости начали съезжаться иные останавливались в господском доме и во флигеле.

в) Медведь обнюхивал бочку потом тихонько до неёдотрагивался колол себе лапы толкал её сильнее.

г) Француз не смутился не побежал и ждал нападения.

Укажи предложение, в котором знаки препинания проставлены неверно.

1) Блеснула вспышка молнии, и осветила лес.

2) Дождь забарабанил по крыше, но вскоре затих.

3) В лесу мы набрали много грибов, ягод.

11.

Прямая речь. Диалог

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, в тексте с диалогом

Знать:

- определение прямой речи как способа передачи чужой речи;

Найди верное продолжение предложения

Прямая речь - это слова какого-либо лица, переданные

а) с изменениями; б) без изменения; в) с сокращениями.

- определение диалога как способа передачи чужой речи;

Найди неверное продолжение предложения

Диалог - это разговор

а) двух лиц; б) одного человека; в) нескольких лиц

- правила постановки знаков препинания при прямой речи;

Найди верное утверждение

1.Прямая речь заключается в скобки

2.Прямая речь выделяется запятыми

3.Прямая речь не выделяется

4.Прямая речь заключается в кавычки

Найди неверное утверждение

После прямой речи перед словами автора ставится

1.Запятая

2.Восклицательный знак

3.Вопросительный знак

4.Точка.

Уметь:

- находить прямую речь в предложении и правильно ее оформлять

Укажите номер предложения, в котором допущена ошибка при оформлении прямой речи

1) "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", - писал И.С. Тургенев.

2) В известном стихотворении в прозе И.С. Тургенев восклицает - "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

3) "Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни", - утверждал русский критик Д.И. Писарев.

4) Среди других высказываний о языке хочется вспомнить слова русского писателя Сергея Довлатова: "Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять."

- оформлять косвенную речь как способ передачи чужой речи;

Укажите номер предложения, в котором косвенная речь передана без ошибок

1) В сказке "Орел-меценат" сокол спрашивал орла, знаешь ли ты о том, что Бонапарт умер.

2) В сказке "Орел-меценат" сокол спрашивал орла, знаешь ли ты о том, что Бонапарт умер?

3) В сказке "Орел-меценат" сова подтвердила, надо науки и искусства изучать.

4) В сказке "Орел-меценат" сокол спрашивал орла, знает ли он о том, что Бонапарт умер.

Укажите номер предложения, в котором косвенная речь передана неверно

1) В сказке "Как один мужик двух генералов прокормил" один из генералов сказал, что ему хочется испить кофейку.

2) В сказке "Как один мужик двух генералов прокормил" один из генералов спросил другого, что же они будут делать?

3) В сказке "Как один мужик двух генералов прокормил" один из генералов спросил другого, что же мы будем делать.

4) В сказке "Как один мужик двух генералов прокормил" один из генералов сказал, что нужно разойтись и что-нибудь поискать съестное.

- расставлять знаки препинания в диалоге.

Расставьте знаки препинания в диалоге: Сказала мама

Апельсин!

Нет, абрикос воскликнул сын.

Арбуз раздался папин бас.

А дочь вздохнула

Ананас!

Расставьте знаки препинания в диалоге:

Воробей и Синица

Угадай Синица какое у людей самое страшное оружие? Ружьё? Э-э, не угадала! Пушка Опять не угадала! Какое же тогда Воробей? Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей! (Н. Сладков)


Проверочная работа


1. Словосочетание состоит:

а) из главного и зависимого слова;

б) основного и добавочного слова;

в) главного и второстепенного слова.

2. Предложение отличается от словосочетания:

а) количеством слов;

б) смысловой и грамматической законченностью;

в) ничем не отличается.

3. Какого вида предложений по цели высказывания не существует:

а) повествовательного;

б) восклицательного;

в) побудительного;

г) вопросительного.

4. В конце предложения не может ставиться:

а) запятая;

б) точка;

в) вопросительный знак;

г) восклицательный знак.

5. В сложном предложении:

а) одна грамматическая основа;

б) две и более грамматических основ.

6. Перед союзом и в сложном предложении запятая:

а) ставится;

б) не ставится.

7. Какие знаки препинания не существуют:

а) разделительные;

б) завершающие;

в) ограничительные;

г) выделительные

8. Прямая речь - это слова какого-либо лица, переданные:

а) с изменениями;

б) без изменения;

в) с сокращениями.

9. Диалог - это разговор:

а) двух или нескольких лиц;

б) одного человека.

10. При помощи чего не связываются предложения в тексте:

а) повторением одного и того же слова;

б) заменой существительного местоимением;

в) с помощью однокоренных слов;

г) синонимов;

д) предлогов.


11.Какое предложение является сложным:

а) Мои сыновья увлекаются охотой, а я люблю рыбалку.

б) Мои сыновья увлекаются охотой, а не рыбной ловлей.

в) Мои сыновья увлекаются и охотой, и рыбной ловлей.

12. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [ ], и [ ]. (Знаки препинания НЕ расставлены).

а) На высоком и необычайно глубоком небе проступали звезды.

б) Пришло лето и наступили жаркие дни.

в) Ветер срывал с деревьев листья и ронял их на землю.

13.На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении:

А..Поблекли (1) и заговорили первые ручьи (2) зазеленела береза у дороги.

а)1

б)2

в)1,2

Б. Пришло лето (1) и наступили жаркие (2) и засушливые дни.

а)1

б)2

в)1,2

14. В каком предложении нет однородных членов?

1) Ребята бегали по поляне и весело прыгали.

2) Светило солнце, и звонко пели птицы.

3) На поляне нет ни деревьев, ни кустарников.

15.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1. Окно закрывали гардины и солнечный свет почти не проникал в комнату.

2. Орион - одно из самых ярких созвездий, украшающих зимнее небо.

3. Везде: по стенам домов, на беседках, на оградах - лепился бесконечный плющ.

4. Солнце взошло и незаметно позолотило верхушки вековых деревьев.

16.Отметьте предложение, которому соответствует данная характеристика: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми и дополнениями. (Знаки препинания не расставлены)

1. Взяла она частые решета мелкие сита просеяла муку.

2. На соревнования собрались гимнасты боксеры футболисты.

3. Два дня ходил Иван-царевич по лесам и по горам.

17. 1. Прочитайте текст. Выделите основы в предложениях. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях текста:

1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев и лесная жизнь заметно оживилась.

2. Зиме конец! Весна пришла! на все голоса защебетали птицы.

3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами мышки купались в прохладной утренней росе белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы.

5. Все были рады весне! 6. Все думали Хорошо, что стало светлее и теплее!

2. Укажите номер предложения, соответствующего схеме:

[ ], [ ], [ ].

3. Укажите номера предложений с прямой речью:

4. Установите соответствие между этими предложениями и схемами:

№ предложения

Схема предложения

«П!» - а.

А: «П!»



Заключение

Подводя итоги, хочется отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

Работая в классах, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, делаем вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля знаний учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Тестовый контроль позволяет организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления.

Применяемый нами подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании методов позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально. Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками: большая вероятность выбора ответов наугад и невозможно проследить логику ученика. Таким образом, применение тестовых технологий в учебном процессе не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения.

Список использованной литературы

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 2002.

  2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. - М., 1994.

  3. Кадневский В.М. История тестов. - М., 2004.

  4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.

  5. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. - М., 2002.

  6. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - СПб., 1997.

  7. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. - М., 2002.

  8. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. - М., 2002.

  9. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.,1997.

42


© 2010-2022