Рабочая программа элективного предмета Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации »


10-в класс















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации » составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03. 2004), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы). В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.

Общая характеристика элективного предмета.

Элективный курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" должен помочь учащимся увидеть многообразие видов деятельности, связанные с усвоением трудных орфограмм и пунктограмм русского языка. Курс предполагает широкий выход за рамки предмета, его углубленное изучение и способствует реализации интереса ребенка к выбранному предмету. Занятия создают условия для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку. Формирует умения учащихся грамотно говорить и писать. С этой целью учащимся предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (орфограмма, пунктограмма, правило, принцип написания) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место. Часы на изучение русского языка к 10 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

ЦЕЛЬ КУРСА: обобщение полученных знаний по орфографии и пунктуации за курс 5-9 классов, а также закрепление навыков грамотного письма, активизирование внимания учащихся к собственной письменной речи

Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:

  • углубить знания о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

  • овладеть способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоить коммуникативную, языковую и лингвистическую (языковедческую), культуроведческую компетенции.

Основные принципы обучения:

1.Дидактические принципы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

2. Принцип научности является важнейшим принципом обучения, так как требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, чтобы обучение максимально задействовало раскрытие достижений науки, знакомило школьников с историей науки и перспективами развития данной отрасли знаний.

3. Принцип связи теории и практики. В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.

Программа предусматривает использование следующих технологий обучения:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • ИКТ;

  • технологии творческих мастерских;

  • технология подготовки к ЕГЭ.

Механизмы формирования ключевых компетенций учашихся: проектная деятельность, практическая деятельность, обработка информации, IT-технологии, механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, решение нестандартных, занимательных задач, проблемный способ изложения новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала, публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах, проведение олимпиад, дискуссий, групповая работа, парная работа,

При изучении курса проводится 4 вида контроля:

-Вводный контроль-контроль в начале учебного года; формы: контрольные работы, тестирование.

-текущий - контроль в процессе изучения темы; формы: устный опрос и письменные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, орфографические диктанты, тестирование.

-итоговый - контроль в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы, итоговая контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки

УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

-Проблемы правописания, анализировать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (орфограмма, пунктограмма, правило, принцип написания) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место.

УЧЕНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

-Ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

В учебном плане МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на элективный предмет отводится в 10 классе 17 часов из федерального компонента.(0,5 часа в неделю)

Используемый УМК:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов ОУ.-М.:Просвещение,2013

Учебно - тематический план


Тема

Содержание учебного
материала

Всего часов

Теория

Практика


К/р

1

Особенности письменного общения

Особенности письменного общения

1

1

2

Орфография

Орфограммы в корнях. Правописание приставок. Орфограммы в суффиксах. Орфограммы в окончаниях. Правописание сложных слов. Правописание предлогов Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание числительных

12

4

8

3

Пунктуация простого предложения и сложного предложения

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания в сложных предложениях

3

1

2

4

Тест

1


1

Содержание образовательной программы

1. Особенности письменного общения(1ч)

2.Орфография(12ч)

1 Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

2. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

3. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

4. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

5. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

6. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

7. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

8. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

9. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

3.Пунктуация простого предложения и сложного предложения (3ч)

1. Пунктуация простого предложения

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

2 Пунктуация сложного предложения

Знаки препинания в сложных предложениях.

4. Итоговая работа - тест(1ч)

КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Тема

Вид контроля

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Итоговая работа

Тестирование

28.12



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 класса

УЧЕНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • Проблемы правописания, анализировать их, исходя из представления об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах, где каждый элемент (орфограмма, пунктограмма, правило, принцип написания) находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ему место

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

УЧЕНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике

1.Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М.: Дрофа, 2000.

2.Лингвистический энциклопедический словарь под редакцией В.Н.Ярцевой.

3.Розенталь Д.С. Словарь трудностей русского языка. М., 2003

4.Розенталь Д.С. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003

Литература для учителя

1.Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. М.: Дрофа, 2000.

2.Горшкова А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. М.: Дрофа, 2002.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1986.

4.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

Программные средства.

1.Операционная система Windows ХР.

2.Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837

3.Программа-архиватор WinRar.

4.Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.

5.Мультимедиа проигрыватель.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ те-мы

Коли-чество часов

Тема урока

Тип урока

Методы обучения

Содержание урока

Виды, формы

контроля

Дата проведения

Примечание

Особенности письменного общения

1

Особенности письменного общения

Лекция

Составление таблиц-памяток

Инд. Зад.



2.Орфография

1

Орфография как система правил правописания. Роль орфографии в письменном общении людей.

Лекция

Составление таблиц-памяток

Опрос теории

Инд. Зад.

1

Разделы русской орфографии. Правописание морфем.

Урок-практикум

Выполнение тестовых заданий по орфографии

Карточки

Тестовые задания

1

Принцип единообразного написании морфем - ведущий принцип русского правописания (морфологический)

Урок-практикум

Выполнение тестовых заданий по орфографии

Опрос теории

Тестовые задания

1

Правописание корней. Правописание гласных и согласных в корне. Правописание иноязычных элементов (лог, фил, гео).

Урок-практикум

Работа с текстом, правописание проверяемых и непроверяемых гласных

Опрос теории

Тестовые задания

1

Группа корней с чередованием (скак-, клан-, мак-) Корни с полногласным и неполногласным сочетанием (оро/ра, оло/ла и т.п.).

Урок-практикум

Работа с текстом, правописание чередующихся гласных в корне

Работа со словарем.

Опрос теории

Тестовые задания

1

Правописание приставок. Приставки русские и иноязычные. Приставки пре- и при-.

Урок-практикум

Работа с текстом

Опрос теории

Тестовые задания

1

Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных.

Урок-практикум

Работа с текстом, правописание чередующихся гласных в корне

Опрос теории

Тестовые задания

1

Суффиксы глаголов. Написание -е- и -и- в глаголах с приставкой обез- (обезлесеть - обезлесить)

Урок-практикум

Работа с текстом

Опрос теории

Тестовые задания

1

Н - НН в полных и кратких причастиях.

Урок-практикум

Работа с текстом

Опрос теории

Тестовые задания

1

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний. Различение окончаний -е- и -и- в существитльных.

Урок-практикум

Выполнение тренировочных упражнений

Опрос теории

Тестовые задания

1

Слитные, дефисные и раздельные написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико - семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Урок-практикум

Выполнение тренировочных упражнений

Опрос теории

Тестовые задания


1

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Урок-практикум

Выполнение тренировочных упражнений

Опрос теории

Тестовые задания

Пунктуация

Пунктуация простого предложения

1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Урок-практикум

Работа с текстом

Опрос теории

Тестовые задания

1

Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями.

Урок-практикум

Выполнение тренировочных упражнений

Опрос теории

Тестовые задания

1

Знаки препинания в сложных предложениях.

Урок-практикум

Выполнение тренировочных упражнений

Опрос теории

Тестовые задания

1

Итоговая работа. Тест.

Урок-контроля

Самостоятельная работа учащихся






© 2010-2022