- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи по тексту Л. Н. Толстого Лебеди
Урок развития речи по тексту Л. Н. Толстого Лебеди
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белова С.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи в 5 Б классе.(18.12.2015г.) - учитель - Белова С.В.
Тема: Обучение монологу на основе сказки Л.Н.Толстого "Лебеди".
Цель: Научить создавать собственный монолог(устный и письменный) на основе литературного произведения, опираясь на схематичное изображение текста.
Задачи:
• развивать критическое мышление, творческое воображение;
• воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
• воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
• уметь прогнозировать последующие события;
• проявлять готовность к литературному творчеству, способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
Используемые приёмы: наращивание текста через предикативные центры предложений, прогнозирование, составление синквейна, дискуссия.
Оборудование: презентация, музыкальные произведения, рисунки детей.
Ход урока.
Мотивационный момент с моментами просмотра презентации и прослушивания музыки. Прогнозирование темы урока.
. «Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, - он, этот человек, никогда не поймёт искусства, не поймёт красоты жизни…» (народный артист СССР С.В.Образцов). Пусть эти слова будут эпиграфом нашего урока. Мы будем говорить о смысле, заложенном в этих словах. О том, что радует и удивляет вас в окружающей природе, и о том, откуда появляется у людей вместо бережного и нежного отношения к природе чёрствость, бездушность.
Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация имеющихся знаний. - Не случайно на доске - ваши рисунки с изображением лебедей, не случайно презентация представляет нам удивительных белоснежных птиц в полете и покое, не случайно прослушанные музыкальные произведения связаны с верной и красивой птицей - лебедем. потому что на уроке мы будем составлять устный и письменный монолог-повествование о прекрасных лебедях
Сравнение текстов разных стилей.
- Как выглядят эти прекрасные птицы? Давайте сравним описание лебедя в научном и художественном стиле. В чём различие?
«Лебеди относятся к роду птиц семейства утиных. Длина до 180 см, вес до 13 кг. Существует 6 видов. Встречаются в Евразии, Америке, Австралии. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь, который занесён в Красную книгу».
«Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царём птиц. У него белоснежное оперенье. На длинной гибкой шее меленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности воды.
- Интересно, почему верность лебединая?
- Потому что пары лебедей сохраняются на всю жизнь?
- Как это?
- Да так, лебедь один раз в жизни выбирает себе подругу и верен этому выбору до конца.
- Надо же?!
Литературная викторина («мозговой штурм»).
Задание даётся по подгруппам. К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Мне хочется предложить вам викторину. Определите, из каких произведений эти строки.
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь - поверх текучих вод,
Лебедь белая плывёт». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
«Лебеди стаей летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Впереди старые, сильные лебеди, сзади те, кто были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья». (Л.Н.Толстой «Лебеди»).
«Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел - все белые , как снег, с длинными гибкими шеями…Это были - лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря…» (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»).
«Мой-то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей: подплывёт к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой… Дескать, у меня свой дом есть. Три дня это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот всё равно как человек тоскует». (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Работа с крылатыми выражениями.
- Не только писатели в своём творчестве обращались к образу лебедя. Есть песня Е.Мартынова «Лебединая верность». Как вы понимаете это выражение? Какие ещё крылатые выражения со словом «лебедь» вы знаете? (лебединая шея, лебединая походка, лебяжий пух).
Стадия подготовки к написанию собственного монолога.
1.лебедь, летит - транскрипция(на доске).Что является показателем мягкости в этих и других словах?
2.Многозначность слов, например. стадо - группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот; земля - Планета, грунт. поверхность, страна. Лететь - быстро бежать, радоваться и прямое значение - передвигаться по воздуху, махая крыльями.
3. Перевод на другие языки:
армянский : вода - джур, лебедь - карап, джахаль - молодой, парав - старый, тхэрнумэн - летят.
узбекский - вода - су, лебедь - оккуш, лететь - учаду.
азербайджанский: вода - су, лететь -чуарцин, лебедь - дурна, молодой - цаван, старый - гожа.
кабардинский:
лебедь - каз, вода - псы, лететь - хьята.
Вы догадались, что именно эти слова будут участвовать в построении нашего монолога - повествования о лебедях.
4. Какой же лебедь не летает? Составьте с глаголом лететь другие слова с помощью приставок: залететь, прилететь, улететь, влететь, слететь, налететь.
Как вы думаете, нужны ли нам антонимы для составления монолога?
Молодой - ?(старый), сильный - ?(слабый), светлый - ?(темный), день-? (ночь)
Работа над составлением монолога .
учащимся раздаются схематичные тексты с предикативными центрами предложений, которые они должны "наращивать", создавая свой собственный текст.
Выслушивание полученных монологов учащихся.
Составление синквейна в группах.
- Сейчас мы попробуем обобщить наши чувства, наше отношение к этим прекрасным птицам в синквейне. (Лебеди. Большие, белоснежные. Волнуются, тоскуют, переживают. Лебединая верность, преданность, дружба. Прекрасные).
Стадия рефлексии.
Итог урока. Выслушиваются мнения детей.
Подводя итог урока, вернёмся к словам, которыми мы начали урок.
- Какими качествами обладает человек, который не пройдёт мимо выпавшего из гнезда птенца? Человек, для которого не останется незамеченной красота прекрасной птицы? (Чувством прекрасного, человечностью, ответственностью, бережным отношением к природе).
- Я уверена, что в вашем сердце и животные, и растения всегда найдут защиту.
Актуализация личного опыта. Рефлексия.
- Что взволновало вас, что заставило задуматься?
- В заключение хочу поблагодарить вас за работу, особенно тех, кто принял активное участие в уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.