Урок по литературе для 6 класса В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»     Цели:  - помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; - углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа; - учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; - продолжить работу по развитию речи.       Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя. 2. Развивать читательскую культуру. 3. Развивать творческие способности, воображение учащихся. 4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову. 5. Отрабатывать монологическую речь. 6. Обучение анализу поступков героев через слова, действия. 7. Формирование у школьников таких нравственных качеств, как честность, доброта, долг. 8. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.                                     ХОД УРОКА    1. Орг. момент. - Постановка цели и задач урока. Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких. Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.   2. Фронтальный опрос. - Что является завязкой рассказа? - Исполнилась ли мечта мальчика - получить “пряник конем”?   Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором. - Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? - Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? - Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?   3. Словарная работа. Увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой. Бадога – длинные поленья. Заполошная – суетливая. Шаньга – булочка с творогом, ватрушка. Заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцем. Поскотина – пастбище, выгон. Яр – крутой край оврага. • Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. • Очень трудно признаться в содеянном. • Душевное раскаяние очень мучительно. • Раскаяние приносит облегчение. • Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости. Мальчика поддразнивают ----- вытряхнул ягоды в траву ---- в туесок натолкал травы, тем самым обманул бабушку --- украл калачи ---- сделал обманщицей бабушку.   4. Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов. - Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? - Как герой оказался в зависимости от Саньки?   5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах. - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? - Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. - Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам?   6. Физминутка - Почему герой решил обмануть бабушку? - Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?   7. Работа с текстом (выборочное чтение). - Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? - Какова развязка истории?   8. Работа по иллюстрации. - Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок. - Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку?   9. Тестирование. (Приложение 1)   10. Домашнее задание. Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” Читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.   11. Выводы.   Приложение 1   Тест по рассказу В.П.Астафьева “Конь с розовой гривой”   1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку; в) шаньга. 3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток? а) Алёша; б) Миша; в) Коля. 4. Что произошло с матерью героя? а) Она утонула; б) Её сбила машина. 5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его? а) Васяна; б) Петровна; в) Феня. 6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Цели:

- помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;

- углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа;

- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

- продолжить работу по развитию речи.

Задачи:

1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя.

2. Развивать читательскую культуру.

3. Развивать творческие способности, воображение учащихся.

4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.

5. Отрабатывать монологическую речь.

6. Обучение анализу поступков героев через слова, действия.

7. Формирование у школьников таких нравственных качеств, как честность, доброта, долг.

8. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.





ХОД УРОКА


1. Орг. момент.

- Постановка цели и задач урока.

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

2. Фронтальный опрос.

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить "пряник конем"?


Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: "А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой"? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

3. Словарная работа.

Увал - пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Туесок - берестяная корзина с тугой крышкой.

Бадога - длинные поленья.

Заполошная - суетливая.

Шаньга - булочка с творогом, ватрушка.

Заимка - земельный участок вдали от села, освоенный его владельцем.

Поскотина - пастбище, выгон.

Яр - крутой край оврага.

• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.

• Очень трудно признаться в содеянном.

• Душевное раскаяние очень мучительно.

• Раскаяние приносит облегчение.

• Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости.

Мальчика поддразнивают ----- вытряхнул ягоды в траву ---- в туесок натолкал травы, тем самым обманул бабушку --- украл калачи ---- сделал обманщицей бабушку.

4. Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов.

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах.

- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого.

- Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам?

6. Физминутка

- Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

7. Работа с текстом (выборочное чтение).

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: "День был ясный, летний". Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки?

- Какова развязка истории?

8. Работа по иллюстрации.

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

- Почему бабушка купила все-таки "пряник конем" обманувшему ее внуку?

9. Тестирование. (Приложение 1)

10. Домашнее задание.

Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Читать рассказ В.Г. Распутина "Уроки французского".

11. Выводы.


Приложение 1


Тест по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

1. Как зовут бабушку героя?

а) Михайлова;

б) Николаевна;

в) Петровна.

2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

а) калач;

б) булку;

в) шаньга.

3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

а) Алёша;

б) Миша;

в) Коля.

4. Что произошло с матерью героя?

а) Она утонула;

б) Её сбила машина.

5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

а) Васяна;

б) Петровна;

в) Феня.

6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

а) корзинка;

б) ведерко;

в) туесок.



© 2010-2022