- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения по повести А. Бикчентаева Прощайте, серебристые дожди
Урок внеклассного чтения по повести А. Бикчентаева Прощайте, серебристые дожди
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самигуллина Р.Г. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения по повести
А. Бикчентаева « Прощайте, серебристые дожди…»
Цель:
- прививать любовь к чтению книг;
-
работать над развитием речи учащихся;
-
воспитывать учащихся на примере героев этой повести.
Эпиграф: Дороги дарят книги.
А. Бикчентаев.
Оборудование: выставка книг А. Бикчентаева, рисунки учащихся, альбом о творчестве писателя, магнитофонная запись.
Ход урока:
I. Сообщение темы и цели урока.
П. Лирическая пятиминутка.
Чтение наизусть стихотворений башкирских поэтов, посвященных теме войны.
- На какую тему подобраны прочитанные стихотворения?
III. - Сегодня мы урок посвящаем башкирскому писателю А.
Бикчентаеву.
Анвер Гадеевич Бикчентаев родился 4 октября 1913 года в Уфе в семье служащего. В 1928-1931 годах учился в Оренбургском педагогическом техникуме, потом он работал завучем татарской школы города Архангельска. Затем учительствовал на Дальнем Востоке. В 1933 году вернулся в Уфу и начал работать в республиканской газете «Коммуна» (ныне «Кызыл тан»). В 1935- 1937 гг. проходил действительную службу в Советской Армии. В 1941 году уходит на фронт. Сначала был политруком, окончил курсы комиссаров. Работал военным корреспондентом фронтовых газет. Первая книга рассказов « Красные маки» вышла в 1944 году. В послевоенные годы писатель начал работать над крупными произведениями. В повести « Орел умирает на лету» он создал образ нашего земляка А. Матросова.
- А вы раньше встречали книги А. Бикчентаева?
Он написал роман « Лебеди останутся на Урале», роман « Я не сулю тебе рая» (1963г.), повесть « Больной оркестр», повесть « Сколько лет тебе, комиссар?»
- А как же появилась повесть А. Бикчентаева « Прощайте,
серебристые дожди...»?
( Выступает ученик. См. кн. « Прощайте, серебристые
дожди...» А. Бикчентаева, г. Уфа, 1986г., стр.3- 4)
- Да, кого только не пришлось увидеть на
фронтовых дорогах? Что только не пришлось испытать?
Говоря об этом, вспоминаются такие строки из песни:
Эх, дороги, пыль да туман...
- Ребята, вы все прочитали эту повесть. А какие эпизоды
вам больше всего запомнились?
(учащиеся пересказывают запомнившиеся эпизоды,
используя свои рисунки)
- Как солдаты относятся к командиру?
(женщина- олицетворение нежности, справедливости)
- Что сопровождает разведчиков?
(Их сопровождает дождь, ветер. Природа как бы тоже
хочет помочь партизанам. Если идет дождь, то будет
богатый урожай. Это предвещание чего- то доброго)
IV. Вывод: во время войны против врагов боролись старшие, подростки, помогали им даже животные.
- Ребята, ежедневно происходят тревожные и печальные
события в нашей стране. В это беспокойное время
Народы всех национальностей должны жить в дружбе.
Только тогда наша страна станет могучей.
V. - А теперь представьте, что вы в партизанском отряде,
после тяжелого боя сидите в землянке и пишете
письмо своим родным. Что бы вы написали?
(учащиеся пишут очень короткое письмо)
Звучит песня «В землянке» муз. К. Листова, слова А. Суркова.
VI. Проводится итог урока: выставляются оценки учащимся,
отмечается их активность.
3