«Победа добра над злом в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каниева Д.Р.

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ «Новошешминская гимназия

Новошешминского муниципального

района РТ».





«Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»»







Цель:

1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ, закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, идея, «герой», сравнительная характеристика);

2) обучающая (комплексный анализ текста;

сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);

3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативных способностей учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память)

Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, учить толерантному отношению к людям)

Наглядности: портрет поэта; эскизы портрета учащихся, эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации учащихся к сказке; портрет

В. Даля, словарь В. Даля.

ТСО: интерактивная доска

Межпредметная связь: русский язык, татарский язык, ИЗО, живопись

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. приветствие

  2. посещаемость учащихся

  3. цель урока

II. Вступительное слово учителя. Эпиграф

Если сказка настоящая,

в ней прекрасно сочетаются

действительная жизнь и та,

к которой мы стремимся.

- Учитель: Волшебная страна сказок Пушкина. Где она?

Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и рисунки учащихся к сказкам)

- Учитель: Откуда она?

Слайд №2 (няня и Пушкин)

III. Выразительное чтение 4-стишия учеником:
Всё было мудро предназначено

Судьбой - и сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

2-ая ученица:

- С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря Арине Родионовне он
окунулся в мир волшебных народных сказок. Став
поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы
зачитываемся и сегодня.

Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через сказки мы учимся постигать жизнь, отличать хорошее от плохого. Пушкин создавал сказки уже в зрелом возрасте.

IV. Повторение о сказке. Беседа.

  • В чём отличие литературной сказки от народной?

  • Какие виды сказок вы знаете?

  • Как бы вы определили «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

  • Как обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

  • В чём необычность «Сказки о мёртвой царевне....»? (Написана стихами,...).

V. Работа с текстом. Фронтальный опрос учащихся.

  • Почему грустит царица?

  • Найти в тексте и зачитать этот эпизод. Назвать слова, которые вышли из современного русского языка. Дать лексическое толкование таким словам.

  • Какой эпитет подобрал автор к слову заря? (Белая)

  • Перевести на татарский язык.

  • Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря?

Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори выцвели, так долго ждёт она возвращения родного человека. В этих строчках мы видим русскую женщину, которая верно ждёт своего мужа. Рождается дочь, и царица умирает. Через некоторое время царь женится на другой.

VI. Работа с интерактивной доской (параллельно работа с текстом).

Слайд №3 (Вторая жена царя)

-Как вы определили, что это царевна?(По одежде,
короне, трону)

Учитель: Найти в тексте и зачитать о ней (дети зачитывают).

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла...

Учитель: Соответствуют ли эти строчки портрету? (на интерактивной доске)

- Да (ответы учащихся).

Учитель: Можем ли мы по двум строчкам узнать всё о ней? (Нет).

Учитель: Это только видимая внешняя красота. Обратите внимание на то, как начинается 3 строка ( с союза но). Это противительный союз. Зачитать 3-ю и
4-ую строки.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Учитель: 3-я и 4-я строки характеризуют, какая царица была на самом деле.

-Называет ли автор хотя бы одно ее положительное качество?

-Нет.

Учитель: Если сравнить с первой женой царя, то не в пользу второй жены окажется это сравнение.

Слайд №4 (Царица с зеркальцем)

  • С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).

  • Какое свойство имело зеркальце? (Умело говорить)

  • Найти и зачитать эти строки.

Дети зачитывают и говорят, что вторая царица любила только саму себя и целыми днями (в отличие от первой царицы, любившей и ждавшей своего мужа) любовалась только собой.

Учитель: Эта черта её - эгоизм, самолюбие.

  • Перевести на татарский язык.

  • Эти строки тоже говорят не в пользу второй царицы.

  • Кто был лучше?

  • Первая жена царя.

VII. Литература и другие виды искусства.
Слайд №5 (Портрет художника)

Слово учителя.

-Сказки А.С. Пушкина с давних времен привлекали внимание многих художников. Среди интересных и талантливых иллюстраторов - Владимир Михайлович Конашевич.

Одной из лучших работ являются иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-Сегодня мы с вами будем работать по его иллюстрациям.

Слайд №6 (Портрет молодой царевны). Зрительное восприятие

VIII. Работа с текстом.

  • Кто противопоставлен злой мачехе?

  • Молодая царевна.

  • Найти в тексте и зачитать.

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...


  • Это внешние или внутренние качества? (Ответы учащихся)

  • Подобрать синоним к прилагательному кроткий (Ответы учащихся).

  • О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла, похорошела молодая царевна).

  • Как она на это отреагировала? Зачитать в тексте.


Как царица отпрыгнет

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!...

  • Действия царицы характеризуют её с хорошей или плохой стороны?

  • С плохой.

Учитель: Глаголы, которые подобрал к ней автор, характеризуют её с отрицательной стороны.

- Красиво себя она ведёт?
- Нет.

Учитель: Нужно всегда следить за тем, как вы себя ведёте.

Учитель: Обратите внимание на речь (зачитать):

Ах ты, мерзкое стекло…

Учитель: Почему зеркальце стало мерзким ?

- Мерзким стеклом называет после того, как узнаёт, что есть моложе и красивее её.

Учитель: Зеркало отнимает у неё последнюю иллюзию. Красота исчезает.

- Зачитать следующие строки
Ученик: «Я в ней дурь-то успокою...»

Учитель: Можно ли по речи определить, что мачеха - воспитанный культурный человек?

- Нет. Она грубая.

Учитель: По речи можно определить, что это за человек. Речь мачехи - грубая разговорная лексика. Перед нами - грубая гневная баба.

- Следите за своей речью, если хотите в глазах окружающих выглядеть культурным человеком. Снова это сопоставление не в её пользу.

Учитель: Как вы понимаете выражение «чёрной зависти полна»?

  • Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.

  • Кого и для чего она позвала к себе?

  • Чернавку.

  • Почему слово Чернавка написано с большой буквы?

  • Это имя девушки.

  • Для чего она была нужна в доме?

  • Чтобы выполнять работу в доме.

Слайд №7 (Портрет В. Даля)

Учитель: В словаре В. Даля сенная девушка - это служанка.

- Что приказала сделать мачеха служанке?

- Отвести царицу в лес и оставить её на съедение
волкам.

Слайд №8 (Иллюстрация «Царевна и Чернавка в лесу»)

Учитель: Подтвердите словами из текста, что у Пушкина есть и природа.

Ученик: Вот Чернавка в лес пошла

Учитель: И чувства?

Ученик: Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась.

Учитель: И разговор?

Ученик: И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица...

Учитель: И действия?

Ученик: Не убила, не связала,

Отпустила и сказала...

Учитель: Почему служанка отпустила царевну?

Ученик: Она служила её матери, любила молодую царевну.

Слова из текста: «А как буду я царицей...»

-Она обещала отблагодарить её.

Учитель: Божьи заповеди запрещают убивать человека. Значит, служанка была религиозна.

Учитель: Какую черту характера проявила Чернавка?

Ученик: Была доброй. Совершила хороший поступок.

Учитель: Она проявила милосердие. Какие поступки в жизни нужно совершать?

Ученик: Хорошие.

Учитель: Выполнила ли Чернавка «чёрное» поручение мачехи?

Ученик: Нет.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Бог с тобой»? (Ответы учащихся)

Учитель: Это не только прощальное пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но и просьба простить её саму.

Слайд №9 (иллюстрация «Царевна возле терема богатыре

IX. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель: Возле чего оказалась молодая царевна?

-Возле терема богатырей.

  • Кто её первый встретил?

  • Пёс.

  • Почему он вилял хвостом?

- Обрадовался. Почуял, что это добрая девушка, хороший человек.

-Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди?

  • Не заперты двери у гостеприимных людей.

  • Что сделала царевна в первую очередь?

  • Прибралась в доме.

  • Как называется такая черта в человеке?

  • Трудолюбие.

Учитель: Царевна не только внешне красива, но у неё хорошие внутренние качества. Прибралась, как простая крестьянская девушка, а не вела себя как капризная царевна. Перечислим её хорошие качества.

Ученики: Красивая, добрая, трудолюбивая, скромная

Учитель: Это положительная героиня в отличие от кого?

Ученик: От мачехи

Учитель: Мачеха - это отрицательная героиня.

Слайд №10 («Встреча царевны с богатырями»)

Учитель: Чему удивились богатыри?

Ученик: Всё в доме прибрано

  • Как встретила их царевна?

  • Честь хозяевам отдала (поклонилась, поздоровалась первая с ними).

Учитель: Это признак уважения к старшим.

-Как нужно относиться к старшим?
Ученик: Уважать.

Учитель: Как вела она себя за столом?

Ученик: Скромно.

Учитель: Это одна из хороших черт положительной героини

X. Работа с текстом (продолжение)

Учитель: Как проводили свои дни богатыри?

-Всё в доме было сделано их руками.
Учитель: Как вы понимаете эпитет «золотые руки»?
Ученик: Могут выполнять любую работу.

Учитель: В прямом или переносном значении употребляется эпитет? Бывают руки из золота?

Ученик: Нет. Употребляется в переносном значении

Учитель: Ещё чем занимались братья?

Ученик: Ходили на охоту уток пострелять.

  • Родную землю защищали. Значит, они хорошие воины.

  • Полюбили ли братья молодую царевну?

  • Да.

  • Что они предложили ей?

  • Выйти замуж за одного их них.

Учитель: Выражение «Аль товар не по купцам?» - это сцена сватовства.

  • Как ответила царевна?

  • Не согласилась.

  • Почему?

  • У неё был жених королевич Елисей. Они любили друг друга.

  • На кого похожа царевна?

  • На свою маму. Она тоже верно ждала царя.

Слайд №11 (Рисунки учащихся «Королевич Елисей»)

Учитель: О чем узнала мачеха?

-Что молодая царевна жива.

Учитель: Мачеха решила наказать Чернавку рогаткой.

XI. Работа со словарем. Лексическая работа.

Учитель: Это простонародное слово. Рогатка - это железный ошейник. Он применялся как средство наказания.

  • Успокоилась ли мачеха?

  • Нет.

- Что она решила?

  • Сама пойти и убить молодую царевну.

  • Какое дело она задумала: плохое или хорошее?

  • Плохое.

XII. Работа с интерактивной доской.

Слайд №12 (Иллюстрация «Царевна и нищая черница»)

Учитель: Обратите внимание, что существительное черница. Оно написано с маленькой буквы,

-Как она была одета?

  • Действительно ли это была черница (люди, которые служат Богу)?

-Нет, под одеждой скрывалась злая мачеха.- Она не та, за кого себя выдает.

  • Как встретил пёс черницу?

  • Стал громко лаять, словно не хотел пускать её в дом.

  • Значит, пёс почувствовал плохого человека. Зачитать, как он встретил молодую царевну. Так же?

  • Нет. На этот раз он хотел спасти царевну.

Учитель: Этот эпизод является самым напряжённым и называется кульминация.

  • Почему царевна встретила черницу приветливо?

  • Она подумала, что люди, которые служат Богу, не могут совершить зло, и поэтому она протянула ей хлеб.

  • Что бросила черница?

  • Яблоко.

  • Какое оно? Назвать в тексте имена прилагательные.

-Наливное, молодое, золотое, свежее, душистое, спелое.

Учитель: Обратите внимание на обилие гласной О. Но какое оно былона самом деле?

-Отравленное.

Учитель: Обратите внимание на слово будто (стр.54). Значит, автор хочет сказать нам, что яблоко принесёт несчастье героине.

Учитель: Обратите внимание на то, как ушла черница. Найти в тексте и зачитать.

-Поклонилась и пропала.

Учитель: Пропала, как нечистая сила. Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с нечистой силой. Перевести на татарский язык.

  • Куда упала царевна?

  • Под образа (икону).

  • Икона - это символ надежды, веры, спасения. Автор надеется на её спасение.

  • Как пёс встретил братьев?

  • Начал грозно выть.

  • Народная примета. Это не к добру.

  • Что он сделал?

  • Проглотил яблоко и издох.

-Почему гибель царевны братья назвали «жертвой
злобе»?

-Она оказалась жертвой злой мачехи.
XIII. Работа с интерактивной доской

Слайд №13 (Елисей отправляется на поиски любимой)

-Все ли понимают его горе?

  • Нет. Одни смеются, другие отворачиваются.

Учитель: Люди бывают разные.

  • К кому обратился за помощью Елисей в первый раз?

  • К Солнцу.

Слайд №14 («Елисей обращается к Солнцу»)

Учитель: Как он называет Солнце? Ученики: Свет наш, солнышко

-Свет ты мой.

Учитель: Помогло солнышко?

-Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу.

Учитель: Подобрать синоним.

  • Луна.

Учитель: Когда мы называем месяц, а когда луна?

- Луна -полная, в конце месяца, месяц выходит в начале месяца.

Учитель: С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к Месяцу?

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок...

- Помог ли Месяц Елисею?

-Нет, он посоветовал обратиться за помощью к Ветру.-

-Какой у Елисея ветер?

-Могучий.

-Обратите внимание на то, как переживает Елисей.

-Подсказал ли ветер, где находится его любимая?

-Да.

-С какого раза Елисею помогли?

-С третьего.

-На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е. волшебное.

  • Где он посоветовал искать царевну?

  • В горе, в глубокой норе.

  • Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием называется олицетворение.

  • Каким образом Елисей спасает царевну?

Слайд №15 (рисунок ученика «Царевна просыпается»)

- Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.

  • Что произошло со злой мачехой?

  • Она умерла.

  • Обратите внимание на выражение «взяла и умерла». От чего она умерла?

  • От зависти, от злости.

  • Каким не нужно быть?

  • Как мачеха.

Учитель: Золотое правило нравственности звучит так: «Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой». Запомните эти слова, ребята.

  • Любит ли мачеха кого-нибудь?

  • Она любит только себя.

  • Кого любит первая царица?

  • Царя.

  • Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга?

  • Да.

Учитель: Любовь - это и есть добро, которое победило зло.

- Сопоставив три семейные пары, какие можно назвать семьями?

-Первую и третью.

- Какой должна быть крепкая семья? (Ученики перечисляют).

-Можно ли это произведение назвать сказкой?
- Да.

XIV. Работа в тетради. (Ученики записывают элементы сказки)

  1. Вывод урока

  2. Задание на дом.

1-я группа Заполнить таблицу, подобрать прилагательные

Первая царица

Злая мачеха

Молодая царевна2-я группа. Написать мини-сочинение на тему: «Какие качества ценил

А.С. Пушкин»?

XVII. Комментирование оценок.

© 2010-2022