Самоанализ урока Подготовка к написанию сжатого изложения

Карта самоанализа данного урока составлена с учётом требований ФГОС. Данный урок являлся уроком развития речи. Тема предыдущего урока -  «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» На предыдущем уроке читали текст Терри Добсона , в котором ученики выделили проблему культуры поведения; находили в тексте СПП, определяли вид придаточных. Уроки связаны тематически. Данный урок является пятым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году. Обучающиеся уже знакомы с понятия...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока

Школа МКОУ «Любанская СОШ имени А.Н.Радищева» класс __9___

предмет _ русский язык__ Ф.И.О.учителя _Короткова Елена Николаевна

Тема урока __Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе (ОГЭ)




1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Данный урок являлся уроком развития речи. Тема предыдущего урока - «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» На предыдущем уроке читали текст Терри Добсона , в котором ученики выделили проблему культуры поведения; находили в тексте СПП, определяли вид придаточных. Уроки связаны тематически. Данный урок является пятым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году(1 урок - 18.09.14 «Изложение с творческим заданием», 2 урок - в рамках диагностической работы 21.10.14, 3 урок - 27.11.14 «Изложение по упр. 241», 4 урок - в рамках диагностической работы 24.12.14). Обучающиеся уже знакомы с понятиями «микротема», «ключевые слова», умеют применять приёмы сжатия текста, знакомы с критериями оценивания.

Тип урока:

комбинированный.

Вид урока: урок развития речи.

Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить приемы сжатия текста.

  2. Научить применять приёмы сжатия на практике

  3. Познакомить с публицистическим жанром - письмо

  4. Дать новые сведения о деятельности академика Д.С.Лихачёва

Развивающие: Развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения (в частности, относительно сжатия текста и проблем, затрагиваемых в нём), делать предположения и выводы.

Воспитательные:

Побудить обучающиеся к размышлению над проблемами поведения человека в обществе, культуры речи.

Задачи:

  1. Актуализировать знания по сжатию текста

  2. Познакомиться с жанром «публицистическое письмо»

  3. Актуализировать знания о деятельности Д.С.Лихачёва

  4. Выделить микротемы и наметить «пути» сжатия текста

  5. Воспитывать у учащихся культуру общения, чувство уважения к окружающим, к себе, к родному языку.

  6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные цели - в работе по анализу текста (выделение темы, проблем, микротем, применение приёмов сжатия);

2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей - через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели - через подбор материала для презентации о Д.С.Лихачёве, вопросно-ответную форму работы по тексту «Писем о добром и прекрасном», воспитывающих у учащихся такие качества, как «уважение к собеседнику», «культура речи», «умение учиться на образцах правильной речи»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Краткая характеристики 9 класса, с которым было проведено учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 46%: из 26 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 12 человек. Ребята активные, эмоциональные, являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов, мероприятий по русскому языку и литературе.

Среди них ученики с хорошей дикцией, владеющие навыками выразительного чтения, именно они выступали на уроке наряду с учителем. Имеются слабые учащиеся (4 человека) , испытывающие трудности в восприятии абстрактной лексики. В связи с этим для работы на уроке был взят несложный и сравнительно короткий текст. Ребята активные, эмоциональные, являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов, мероприятий по русскому языку и литературе.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Проблемное объяснение нового знания

  4. Практическая работа

  5. Самостоятельная работа

  6. Подведение итогов (рефлексия)

  7. Домашнее задание

Данную структуру урока считаю оптимальной, так как она даёт возможность в начале урока актуализировать знания по теме урока, что необходимо для углубления знаний по теме и восприятия новых сведений. Совместная деятельность учителя и учеников на 2, 3, 4-ом этапах даёт учащимся уверенность в своих силах.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

  1. Организационный момент был направлен на создание у учащихся положительного настроя на урок, цели своей достиг.

  2. Актуализация знаний была проведена в вопросно-ответной форме, учащиеся активно работали, отвечали чётко, так как теоретический материал по данной теме усвоен прочно. Использована презентация (памятка «Как писать сжатое изложение»- слайды 2, 3, 4 и слайды 5, 6, 7 - информация о жанрах и особенностях публицистического стиля) для более успешной актуализации. Этап цели достиг - учащиеся вспомнили всё пройденное по данным темам.

  3. Проблемное объяснение нового знания. На данном этапе учитель и заранее подготовившиеся ученики ввели понятие нового жанра - «публицистическое письмо», дали информацию об авторе публицистических «Писем о добром и прекрасном» Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. На экране слайд 8, 9. Далее учащимся предложили вспомнить, что отличает изложение сжатое от изложения подробного (слайд10). Учащиеся заинтересованно слушали учителя и одноклассников. Цель достигнута- учащиеся самостоятельно сформулировали познавательную задачу- знакомство с новым жанром.

  4. Практическая работа. Учащиеся самостоятельно знакомились с текстом публицистического письма (у каждого на парте распечатка текста) Коллективно выделяли главную мысль, микротемы, делили на абзацы, подчёркивали ключевые слова. (Слайд 11) Комментировали все действия. Работали активно. Цель этапа достигнута: учитель подвёл учащихся к созданию текста сжатого изложения.

  5. Самостоятельная работа учащихся. На данном этапе урока ученики самостоятельно создавали текст сжатого изложения, опираясь на выделенные микротемы (на слайде)

  6. Подведение итогов урока (рефлексия) Учащиеся совместно с учителем подвели итог проделанной работе, сформулировали высказывания о своих чувствах, эмоциях, пережитых во время работы на уроке. Высказывания по теме текста были очень эмоциональными. Все учащиеся выразили уверенность в том, что на экзамене справятся с данным видом работы. Психологический настрой на написание изложения положительный. Учащиеся убедились: чем больше читаешь, общаешься с интересными людьми, чем внимательнее слушаешь объяснения учителя на уроках, тем легче создавать собственные связные устные и письменные высказывания. Цель этапа - формирование личной ответственности за результат своей деятельности - достигнута.

  7. Домашнее задание было связано с темой урока и темой проанализированного текста. Учащимся предложено написать сочинение по одной из трёх тем: «Что важнее: образование или воспитание?», «Прозвища», «Влияние книг на наше развитие». Это сочинение будет являться продолжением разговора о культуре поведения , позволит учащимся попробовать свои силы в создании текста публицистического стиля, будет являться частью подготовки к написанию экзаменационного сочинения.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

Метод урока по типу познавательной деятельности:

частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности ( через выделение главной информации в тексте).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 12 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их внимания, видов памяти.

На данном занятии использовались технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Актуализация полученных ранее знаний (повторение теоретического материала).

3. Проблемное объяснение нового знания (объяснение нового материала).

4. Практическая работа (коллективная работа с текстом)

5. Самостоятельная работа (закрепление знаний, умений и навыков учащихся)

6. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание, связанное с темой урока.

На уроке была использована общеклассная форма работы, так как конечная цель уроков подобной тематики - подготовка всего класса к экзамену (ученики, хорошо владеющие навыками выразительной речи, вслух читали тексты и комментировали все действия при работе по сжатию)

На данном уроке были использованы следующие комплексы методов:

  1. Словесные (беседа - на этапе актуализации знаний; Объяснение - на этапе изучения нового)

  2. Наглядные (презентация)

  3. Практические (на этапе практической работы)

  4. Репродуктивные (на этапе самостоятельной работы)

  5. Метод самоконтроля (на этапе проверки)

В ходе урока дети повторили приёмы сжатия текста, осознали новое для себя понятие «публицистическое письмо». Научились видеть главное в тексте, исключать второстепенное. Повторили правила письменного изложения текста. Задумались о культуре речи, собственной манере общения с окружающими.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. цели урока достигнуты, задачи решены. Принципы научности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью соблюдены



© 2010-2022