- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ урока Подготовка к написанию сжатого изложения
Самоанализ урока Подготовка к написанию сжатого изложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Короткова Е.Н. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ урока
Школа МКОУ «Любанская СОШ имени А.Н.Радищева» класс __9___
предмет _ русский язык__ Ф.И.О.учителя _Короткова Елена Николаевна
Тема урока __Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе (ОГЭ)
№
1.
Место данного урока в системе уроков. Тип урока.
Данный урок являлся уроком развития речи. Тема предыдущего урока - «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» На предыдущем уроке читали текст Терри Добсона , в котором ученики выделили проблему культуры поведения; находили в тексте СПП, определяли вид придаточных. Уроки связаны тематически. Данный урок является пятым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году(1 урок - 18.09.14 «Изложение с творческим заданием», 2 урок - в рамках диагностической работы 21.10.14, 3 урок - 27.11.14 «Изложение по упр. 241», 4 урок - в рамках диагностической работы 24.12.14). Обучающиеся уже знакомы с понятиями «микротема», «ключевые слова», умеют применять приёмы сжатия текста, знакомы с критериями оценивания.
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока: урок развития речи.
Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
2.
Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
Цели урока:
Образовательные:
-
Повторить приемы сжатия текста.
-
Научить применять приёмы сжатия на практике
-
Познакомить с публицистическим жанром - письмо
-
Дать новые сведения о деятельности академика Д.С.Лихачёва
Развивающие: Развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения (в частности, относительно сжатия текста и проблем, затрагиваемых в нём), делать предположения и выводы.
Воспитательные:
Побудить обучающиеся к размышлению над проблемами поведения человека в обществе, культуры речи.
Задачи:
-
Актуализировать знания по сжатию текста
-
Познакомиться с жанром «публицистическое письмо»
-
Актуализировать знания о деятельности Д.С.Лихачёва
-
Выделить микротемы и наметить «пути» сжатия текста
-
Воспитывать у учащихся культуру общения, чувство уважения к окружающим, к себе, к родному языку.
-
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные цели - в работе по анализу текста (выделение темы, проблем, микротем, применение приёмов сжатия);
2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей - через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные цели - через подбор материала для презентации о Д.С.Лихачёве, вопросно-ответную форму работы по тексту «Писем о добром и прекрасном», воспитывающих у учащихся такие качества, как «уважение к собеседнику», «культура речи», «умение учиться на образцах правильной речи»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.
3.
Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.
Краткая характеристики 9 класса, с которым было проведено учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 46%: из 26 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 12 человек. Ребята активные, эмоциональные, являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов, мероприятий по русскому языку и литературе.
Среди них ученики с хорошей дикцией, владеющие навыками выразительного чтения, именно они выступали на уроке наряду с учителем. Имеются слабые учащиеся (4 человека) , испытывающие трудности в восприятии абстрактной лексики. В связи с этим для работы на уроке был взят несложный и сравнительно короткий текст. Ребята активные, эмоциональные, являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов, мероприятий по русскому языку и литературе.
4.
Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.
Этапы урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Проблемное объяснение нового знания
-
Практическая работа
-
Самостоятельная работа
-
Подведение итогов (рефлексия)
-
Домашнее задание
Данную структуру урока считаю оптимальной, так как она даёт возможность в начале урока актуализировать знания по теме урока, что необходимо для углубления знаний по теме и восприятия новых сведений. Совместная деятельность учителя и учеников на 2, 3, 4-ом этапах даёт учащимся уверенность в своих силах.
5.
Оценка содержания каждого этапа урока.
-
Организационный момент был направлен на создание у учащихся положительного настроя на урок, цели своей достиг.
-
Актуализация знаний была проведена в вопросно-ответной форме, учащиеся активно работали, отвечали чётко, так как теоретический материал по данной теме усвоен прочно. Использована презентация (памятка «Как писать сжатое изложение»- слайды 2, 3, 4 и слайды 5, 6, 7 - информация о жанрах и особенностях публицистического стиля) для более успешной актуализации. Этап цели достиг - учащиеся вспомнили всё пройденное по данным темам.
-
Проблемное объяснение нового знания. На данном этапе учитель и заранее подготовившиеся ученики ввели понятие нового жанра - «публицистическое письмо», дали информацию об авторе публицистических «Писем о добром и прекрасном» Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. На экране слайд 8, 9. Далее учащимся предложили вспомнить, что отличает изложение сжатое от изложения подробного (слайд10). Учащиеся заинтересованно слушали учителя и одноклассников. Цель достигнута- учащиеся самостоятельно сформулировали познавательную задачу- знакомство с новым жанром.
-
Практическая работа. Учащиеся самостоятельно знакомились с текстом публицистического письма (у каждого на парте распечатка текста) Коллективно выделяли главную мысль, микротемы, делили на абзацы, подчёркивали ключевые слова. (Слайд 11) Комментировали все действия. Работали активно. Цель этапа достигнута: учитель подвёл учащихся к созданию текста сжатого изложения.
-
Самостоятельная работа учащихся. На данном этапе урока ученики самостоятельно создавали текст сжатого изложения, опираясь на выделенные микротемы (на слайде)
-
Подведение итогов урока (рефлексия) Учащиеся совместно с учителем подвели итог проделанной работе, сформулировали высказывания о своих чувствах, эмоциях, пережитых во время работы на уроке. Высказывания по теме текста были очень эмоциональными. Все учащиеся выразили уверенность в том, что на экзамене справятся с данным видом работы. Психологический настрой на написание изложения положительный. Учащиеся убедились: чем больше читаешь, общаешься с интересными людьми, чем внимательнее слушаешь объяснения учителя на уроках, тем легче создавать собственные связные устные и письменные высказывания. Цель этапа - формирование личной ответственности за результат своей деятельности - достигнута.
-
Домашнее задание было связано с темой урока и темой проанализированного текста. Учащимся предложено написать сочинение по одной из трёх тем: «Что важнее: образование или воспитание?», «Прозвища», «Влияние книг на наше развитие». Это сочинение будет являться продолжением разговора о культуре поведения , позволит учащимся попробовать свои силы в создании текста публицистического стиля, будет являться частью подготовки к написанию экзаменационного сочинения.
6.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности ( через выделение главной информации в тексте).
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 12 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их внимания, видов памяти.
На данном занятии использовались технологии:
здоровьесберегающие технологии,
технологии коллективного сотрудничества,
технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Актуализация полученных ранее знаний (повторение теоретического материала).
3. Проблемное объяснение нового знания (объяснение нового материала).
4. Практическая работа (коллективная работа с текстом)
5. Самостоятельная работа (закрепление знаний, умений и навыков учащихся)
6. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание, связанное с темой урока.
На уроке была использована общеклассная форма работы, так как конечная цель уроков подобной тематики - подготовка всего класса к экзамену (ученики, хорошо владеющие навыками выразительной речи, вслух читали тексты и комментировали все действия при работе по сжатию)
На данном уроке были использованы следующие комплексы методов:
-
Словесные (беседа - на этапе актуализации знаний; Объяснение - на этапе изучения нового)
-
Наглядные (презентация)
-
Практические (на этапе практической работы)
-
Репродуктивные (на этапе самостоятельной работы)
-
Метод самоконтроля (на этапе проверки)
В ходе урока дети повторили приёмы сжатия текста, осознали новое для себя понятие «публицистическое письмо». Научились видеть главное в тексте, исключать второстепенное. Повторили правила письменного изложения текста. Задумались о культуре речи, собственной манере общения с окружающими.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. цели урока достигнуты, задачи решены. Принципы научности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью соблюдены