Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных (5 класс)

Предлагаю Вам технологическую карту урока открытия новых знаний на тему "Три склонения имен существительных". Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим по ФГОС. Урок содержит материал для повторения, для формирования умения определять склонение имен существительных. Направлен на развитие логического мышления, умение анализировать, систематизировать, делать общие выводы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Три склонения имен существительных.

УМК: Русский язык. 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С.И. Львова, В.В. Львов. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013.

Класс: 5

Цели:

- деятельностные: формировать умение реализовывать новые способы действия, создать условия для усвоения темы, развивать мышление, умение анализировать, систематизировать, делать общие выводы, развивать навык самоконтроля.

-содержательные: повторить склонения имен существительных; формировать умение определять склонения имен существительных; развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(1 минута)

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час! Слайд №1

П2; К2.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

(4 минуты)


1) - Сегодня придётся начать урок с просьбы к вам. Есть ли у кого-то из вас ручка c красной пастой? Спасибо, иначе мне нечем будет проверить ваши тетради и выставить вам пятёрки, которые вы, я на это надеюсь, заработаете на сегодняшнем уроке. На самом деле ручку я купила совсем недавно, но всё дело в том, что вчера проверяла сочинения учеников девятого класса, и она закончилась. А закончилась потому, что исправляла много ошибок в окончаниях имен существительных. Вместо «в тетради», пишут в «тетраде», вместо «о помощи» пишут «о помоще». Ребята, а как вы думаете, почему ученики допустили такие ошибки? Чего не учли они при написании окончаний имен существительных?

2) Совершенно верно. Девятый класс…Наверное, уже и забыли, что при написании окончаний необходимо чётко знать тип склонения имени существительного. Только в этом случае можно написать слово правильно. А поскольку впереди, совсем через несколько уроков, мы будем писать изложение, я посчитала необходимым поговорить о склонении имен существительных на нашем уроке. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: «Склонение имен существительных» СЛАЙД №2

3) Ребята, сформулируйте, глядя на тему, цель нашего урока. СЛАЙД № 3


  1. Отвечают на вопросы учителя о том, что девятиклассники допустили ошибки в падежных окончаниях имён существительных потому, что забыли склонение данной части речи и не учли его при написании слов.



  1. Открывают тетради, записывают дату, наименование работы, тему урока.



  1. Формулируют, исходя из темы цель урока.

Повторить склонения имен существительных. Закрепить умение определять склонения имен существительных.

Р1; Р2; Р9; П1; П2; П3; П18; Л4.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

( 5 минут)



1) Как вы думаете, какое слово в теме является ключевым?

2) Правильно, основное понятие - это имя существительное. Давайте, вспомним, что это такое, закончив мои предложения. СЛАЙД № 4

Игра «Закончи предложения»:

1. Все предметы, окружающие нас, мы можем назвать при помощи…

2. Имя существительное - это…

3. Имя существительное имеет постоянные и…

4. К постоянным признакам имени существительного относятся…

5. Падеж и число являются…

6. Собственное имя существительное отличается от нарицательного тем, что…

7. Важным постоянным морфологическим признаком является род. Приведу примеры существительных разного рода…

8. Поскольку имя существительное является самостоятельной частью речи, оно способно выполнять синтаксическую функцию, а именно…



  1. Молодцы! А давайте-ка докажем на примере существительного тот факт, что данная часть речи имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки. К примеру, возьмем слово «изложение». СЛАЙД №4 Как вы думаете, почему я выбрала именно это слово? Определите у него постоянные и непостоянные морфологические признаки. (Один ученик определяет пост. признаки; 2-й - непост. признаки)

- Какую синтаксическую функцию оно может выполнять в предложении?


  1. Имя существительное.

2) Продолжение предложений:

1. Существительное.

2. Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?

3. Непостоянные признаки.

4.Одушевленое/неодушевленное, собственное/нарицательное, род, склонение.

5. Непостоянными признаками.

6. Всегда пишется с заглавной буквы.

7. Парта, стол, окно (примеры).

8. Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.



  1. Пост. признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.

Непост. признаки: ед.ч., Им. п.

Слайд 5.

П1; П3; П4; К5; К12; Р5; Р9; Л6; Л9.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

(7 минут)


1) А как вы думаете, чем интересно данное слово с точки зрения орфографии?

2) Совершенно верно, в нем есть корень с чередованием. Ребята, а какие корни с чередованиями гласных вам известны? От чего зависит их написание?

3) Вспомним правописание корней с чередованиями. Посмотрите на следующие высказывания и определите, какое из них верное, а какое неверное. Слайд №6 Работа с последующей взаимопроверкой

Игра «Верный/неверный»:

1. Правописание всех корней с чередованиями зависит от наличия/отсутствия суффикса - А.

2. В слове «изл?гать» пишется буква А.

3. Слово «р?сток» является исключением, в нём пишется буква О.

4. В слове «пол?жить» пишется буква О, потому что корень оканчивается на Ж.

5. В корне слова «распол?гать» пишется буква А.

6. В слове «р?скошные» есть корень с чередованием, в нем пишется перед С буква О.

7. Слово «зар?стает» имеет корень -РАСТ.

8. В слове «выр?щенный» перед Щ пишется буква А.

А сейчас я попрошу вас обменяться тетрадями с соседом.

Взять ручку с черной пастой и исправить ошибки, если они есть.

Оценить работу, если 1-2 ошибки - оценка 4.

3-4 ошибки - оценка 3.

Больше 4 ошибок - оценка 2.

1) С точки зрения орфографии слово интересно тем, что в нём есть корень с чередованием.

2) Известные корни с чередованиями: ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС. Их написание зависит от наличия определенных условий.

СЛАЙД № 7

3) 1. Неверно.

2. Верно.

3. Верно.

4. Неверно.

5. Верно.

6. Неверно.

7. Верно.

8. Верно.


Проверяют и оценивают работу соседа.

П1; П3; П14; К9; Р5; Р8; Л6; Л9; Л10.

5) Этап реализации построенного проекта.


(6 минут)

  1. Ребята, среди слов, правописание которых мы проговаривали, вспоминая чередования, было только одно имя существительное. Вспомните, какое. Докажите, что оно относится к данной части речи. Определите морфологические признаки этого слова.



  1. Каким образом вы определи склонение?

  2. Обратимся к таблице на стр. 73. Внимательно рассмотрите таблицу.

- Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению?

- А как же определите склонение, если существительное стоит, например, в родительном падеже?

  1. СЛАЙД №8

Существительное: росток. Оно является существительным, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО? Пост. признаки: нариц. неодуш., м.р., 2-е скл.

Непост. пр.: ед.ч, им.п.

  1. по окончанию.

3) Проговаривают, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонениям.

- Склонение определяется только по начальной форме.

П1; П4; К5; К8; Р8; Л1; Л4.

Физкультминутка.

(2 минуты)

А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Попрошу вас встать, если я называю существительное 1-го скл., то вы выполняете наклоны туловища влево-вправо, 2-го скл. - 2 раза хлопаете в ладоши, 3-го скл. - 3 раза топаете ногами.

Ёлка, снег, ель, зима, мороз, лыжня, холод, метель, снежинка, узор, оттепель, шуба, пуховик, стужа, лёд, капель, поземка, сугроб.

Выполняют упражнения под музыку.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(11 минут)

1) Ну вот немного и разогрелись. Ведь на улице не так тепло, потому что зима хозяйничает на дворе. Кстати, а к какому склонению относится данное слово? А в зимнее время года так хочется попасть в теплый солнечный летний денёк. Ну, например, на берег реки или моря, а ещё лучше на лесную опушку или в зеленую чащу. Вот я бы с удовольствием отправилась в лес за грибами и ягодами, взяв с собой лукошко. Ребята, а вы бы поддержали меня? Знаете, мечты иногда сбываются. И пусть не в реальности, а лишь только в нашем воображении, но я думаю, что задание, которое мы сейчас будем выполнять позволит нам не только закрепить навык определения склонения существительных, но и даст возможность хотя бы на несколько мгновений почувствовать лето. СЛАЙД № 9.

Ребята, разделите тетрадный листок на три колонки, как показано у меня на доске.

Задание: запишите слова, распределив их по склонениям, работая в паре со своим соседом по парте.

Поляна, солнце, трава, ягода, степь, кустарник, рожь, облако, зелень.

2) Молодцы! Даже не хочется покидать такую красивую лесную полянку. Ребята, а каких животных можно встретить в лесу? Название каждого животного, названного вами, является именем существительным, а, значит, имеет склонение. Следующее задание - цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: ,

Слайд 11 Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань. 112 + 211= 323

Слайд 12.Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза 223-112=111.

Ребята, какие животные могут быть как лесными, так и домашними? Как вы думаете, какие природные факторы необходимы для поддержания жизни лесных животных?

Выполняют задание. Проверка.

Зачитывают каждое склонение отдельно. СЛАЙД № 10.







Записывают примеры в тетрадь. Затем все вместе проверяем.

П2; П3; К6; Р1; Р4; Р5; Л9.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

( 5 минут)



Учитель: Я попрошу вас поработать в группах. Перед вами КАРТОЧКИ с рядами слов, в которых перечислены все ресурсы природы, необходимые для поддержания жизни не только животных, но и человека. Мы с ними познакомимся, а заодно выполним задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения. Карточки.

Задание «Третий лишний»

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Все ресурсы, которые даёт нам лес, являются важными. Ни без одного из них не смогут жить животные, для которых необходимы пища, вода, солнечное тепло.

Проверка по эталону. Слайд №13. Отвечают, обосновывают свой выбор.

1 ряд: зелень.

2 ряд: лес.

3 ряд: трава.

4 ряд: воздух.

П1; П4; К5; К10 Р1; Р2; Р8 Л1; Л4.

8) Этап рефлексии учебной деятельности.


(5 минут)


Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации, побывали в летнем лесу. Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения: Слайд № 15.

1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.

2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…

4. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы…

5. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…

7. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…

Рефлексия

Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута Пришла пора выбрать самых активных участников урока и оценить их деятельность.

Я начала урок с просьбы и закончу его тоже просьбой. Ребята, выберите из смайликов, которые лежат у вас на столе тот, который отражает ваше настроение и поднимите их, чтобы мы все могли видеть с каким настроением вы уходите с этого урока.

Домашнее задание: СЛАЙД № 16.

  1. П. 56, 559.

  2. Написать мини-сочинение «Лесная поляна».


Заканчивают предложения.

П3; П5; К5; К12; К13; Р9; Л7.









Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода

Задание «Третий лишний». Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения.

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода





© 2010-2022