- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Падежные окончания существительных в форме множественного числа
Технологическая карта урока Падежные окончания существительных в форме множественного числа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевчук А.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
3"а"
Тема
Падежные окончания существительных в форме множественного числа.
Цель
-
Формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.
-
Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умения обобщать и синтезировать знания, аргументировать и доказывать мнения.
-
Воспитывать добросовестность, активность, наблюдательность.
Тип урока
Урок изучения нового
Ход урока
Технология деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
(УУД)
1. Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня у нас необычный урок! К нам пришли гости, поэтому...
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам еще прийти!
Обучающиеся проверяют подготовку мест к уроку.
Коммуникативные:
Умение слушать.
2. Минутка чистописания
-Для того, чтобы узнать какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания, отгадайте загадку.
Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву ... (к)
- Что вы можете сказать о звуках , который обозначает буква «к»?
- Откройте свои тетради. Запишите четырнадцатое апреля. Классная работа.
( запись с комментированием)
- На следующей строке запишите заглавную букву "К" и строчную букву "к".
К к
- Запишите сочетания букв.
Ко кл ка
- Запишите слова и объясните их написания по следующему алгоритму: разделить слова на слоги, поставить ударение, определить место орфограммы и объяснить ее.
Коля, ключик, какао, рассвет, тетрадь, чаща, моря.
[к]- звук согласный, глухой, парный, твердый
[к']- звук согласный, глухой, парный, мягкий
Открывают тетради, записывают число, классная работа, заглавную и строчную букву "к", сочетания букв.
Ко/ля (удар. падает на гласную букву "о", орфограмма - заглавная буква "К" в имени собственном), клю/чик (удар. падает на гласную букву "ю", орфограмма находиться в суффиксе - "ик", проверочное слово ключика, "и" сохраняется, пишу ключик) , ка/ка/о (удар. падает на вторую гласную букву "а", словарное слово, надо запомнить), рас/свет (удар. падает на гласную букву "е", удвоенная согласная буква "с", перед глухой согласной пишем букву "с"), тет/радь ( удар. падает на гласную букву "а", парные согласные "д/т", проверочное слово тетради), ча/ща (удар. падает на гласную букву "а", правила ча-ща пиши с буквой "а"), мо/ря (удар. падает на гласную букву "я", безударная гласная в корне слова, проверочное слово- море).
Познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные:
Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
3. Повторение ранее изученного
- Что общего между этими словами?
-Что вы знаете об имени существительном?
-Посмотрите внимательно на наши слова, какое слово лишнее? Почему?
-Чем отличаются существительные в форме мн. ч, от формы ед.ч. ?
- Давайте поработаем в парах. Сейчас каждая пара, устно будет изменять наши существительные ,из формы ед.ч в форму мн.ч.Проверяем.
- Какое слово у вас не изменилось? Почему?
- Прочитай стихотворение.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
(Аркадий Иосифович Хайт)
-О чем это стихотворение?
-Давайте поработаем в парах. Исправьте стихотворение.
- Какие существительные, которые не меняют формы вы тут заметили? Выпишите их. Определите их род. Выделите в словах окон.
-Род неизменяемых имен существительных надо запоминать. В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю
-Какой вывод можно сделать?
-Это существительные.
-Часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы: Кто? Что? Существительное имеет род, склонение. Изменяется по числам и падежам.
-Моря т.к.существительное в форме мн. ч, а все остальные ед. ч.
-Существительные в форме мн. ч обозначают несколько предметов.
-Какао. В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму. Эти слова пришли в русский язык из других языков.
- О том, как нельзя говорить.
Метро(с.р.), кенгуру(м.р), кино(с.р), шоссе(с.р), шимпандзе (м.р.); окон- нулевое
- Что существительные могут быть в формах ед.ч. и мн.ч, а также могут иметь не изменяемую форму, которая не имеет окончание.
Познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные:
Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
4.Изучение нового материала
-Прочитайте про себя отрывки известных вам произведений. Как они называются?
-Кто автор этих строк?
- Выпишите глагол + существительное во множественном числе. Определите род, падеж, склонение, выделите окончания
- На какие две группы можно разделить эти существительные во множественном числе?
- Посмотрите внимательно на склонен. сущ. .Какой вывод из этого можно сделать вывод?
- Где мы можем проверить наше предположение? Открываем учебник на стр. 119
- Запишем кратко.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- 1-Мойдадыр,
2- Путаница.
-Корней Чуковский
- умываются (кто?) мышата (начальная форма мышонок, муж. род, Им.п, 2 скл, окон -а), умываются (кто?) котята (н.ф котёнок, муж.род.Им.п, 2 скл , окон -а), умываются (кто?) утята( н.ф. утёнок, муж род, Им.п, 2 скл , окон -а), умываются (кто?) жучки(н.ф. жучок, муж род, Им.п,2 скл , окон -и), умываются (кто?) паучки(н.ф паучок, муж род, Им.п, 2 скл , окон -и) , гуляют (кто?) рыбы( н.ф.раба жен. род, Им.п, 1 скл, окон -ы ),летают(кто?) жабы(н.ф. жаба , жен.род, Им.п, 1 скл, окон -ы), изловили(кто?) мыши(н.ф.мышь, жен.род, Им.п., 3 скл, окон -и ), посадили (кто?) мыши (н.ф.мышь, жен.род, Им.п., 3 скл, окон -и)
- Окончания -ы/-и, -а/-я
- У слов разных склонений нередко используются одинаковые падежные окончания.
-Учебник
-
Сущ. в форме Им.п., мн.ч.
1-е скл.
2-е скл.
3 скл.
-ы/-и
- ы/-и; -а/-я
-и
- Окончания существительных -ы/-и, -а/-я в форме мн. ч , Им.п.
- Окончания существительных -ы/-и, -а/-я в форме мн. ч , Им.п.
Познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные:
Умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
5. Закрепление нового материала
-Придумайте предложение, употребив в нем существительное в форме Им.п , мн.числа. Выделите окончание.
Варианты учащихся.
Познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
6. Физкультминутка
- Вспомогательное слово у этого падежа "Нет" (Р. п. )
- Падежный вопрос "Кому" (Д. п. ).
- Предлоги у этого падежа О, об (П. п).
- Этот падеж имеет 2 вспомогательных слова( дать , подойти к)
(Д. п. )
- Существительное в этом падеже - подлежащее (И. п).
- Без предлога не употребляется (П. п).
- "Щедрый падеж" (Д. п. ).
- Падеж работяга (Т. п. ).
-У каких падежей, падежный вопрос Что? (И, п. , В. п. ).
Встают со своих мест и показывают табличку с названием падежа, о котором идет речь.
Коммуникативные:
Умение слышать, слушать и понимать.
7. Изучение нового материала
-Давайте поработаем в группах. Определите склонение данных существительных: сёстры, дни, ткани. Просклоняй их. Запишите в таблицу. Выделите окончания.
- Что общего в окончаниях имен сущ. в форме множественного числа?
- Более подробно остановимся на этом уже на след.уроке.
-
Падеж
Падежные вопросы
1 -е скл.
2- е скл.
3 -е скл.
И.п.
Что?
сёстр-ы
дн-и
ткан-и
Р.п.
Чего?
сестёр
дн-ей
ткан-ей
Д.п.
Чему?
сёстр-ам
дн-ям
ткан-ям
В.п.
Что?
сестёр
дн-и
ткан-и
Т.п.
Чем?
сёстр-ами
дн-ями
ткан-ями
П.п.
О чем?
о сёстр-ах
о дн-ях
о ткан-ях
- Повторяются окончания в независимости от склонения, в Д.п,Т.п.,П.п.
Познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию.
Коммуникативные:
Умение слышать, слушать и понимать партнера.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
8. Рефлексия
- А сейчас подведем итоги.
- Чему вы сегодня научились?
-Оцените свою работу на уроке.
Регулятивные:
Оценивать успешность усвоения материала.
9