Рабочая программа по русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы

______________ /Никитина Р. Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Козлова Н. Г../

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ с. Николаевка ______________ /Муллаянов Р. З./

Приказ № ____от «__» августа 2014 г.

(МП)

Рабочая программа

по русской литературе для 7 класса

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель русского языка и литературы

Саакян Уралия Халитовна

Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла МКОУ СОШ с. Николаевка

Протокол № ______ от

«___» _______ 2014 года

Руководитель ШМО __________/ФИО/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ СОШ с. Николаевка от _______ г. №___ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного (или среднего) общего образования МКОУ СОШ с. Николаевка;

-Учебный план МКОУ СОШ с. Николаевка на 2014-2015 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ СОШ с. Николаевка на 2014-2015 учебный год;

-Положение МКОУ СОШ с. Николаевка «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Программа реализована в учебнике-хрестоматии:

«Литература». Ч.1,2. 7 кл., автор Коровина В.Я.

Программа рассчитана на 102 часа, что соответствует рекомендациям авторов программы.

Сведения об УМК

Цель и задачи учебного предмета

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

▪ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

▪ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

▪ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

▪ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предпочтительные формы контроля

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.


Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Учебно- тематический план

Содержание

Кол-во часов по планированию

На развитие речи

Введение

1


Устное народное творчество

3


Из древнерусской литературы

5

1

Из литературы XVIII века

3


Из литературы XIX века

48

5

Из литературы XX века

24


Из зарубежной литературы

7


Повторение

5


Итого

102


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Особенности класса

Общеобразовательный

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

-глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

-стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

-написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-логичное и последовательное изложение содержания;

-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

-обнаруживается владение основами письменной речи;

-в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

-совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

-большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (102 часа)

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2

Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа

3

Карело-финский эпос «Калевала»

4

в/ч

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

5

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

6

Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

7

«Повесть о Петре и Февронии».

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

9

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

10К

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

11

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

12

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

13

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

14

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

15

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы

16

Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.

17Р

Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12»

18

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

19

Образ автора в отрывке из поэмы.

20

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

21

Смысл сопоставление Олега и волхва.

22

Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

23

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

24**

А. С. Пушкин «Дубровский». Тема крестьянского восстания в творчестве Пушкина. Спор Троекурова и Дубровского.

25**

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского

26**

А. С. Пушкин «Дубровский». История жизни Владимира Дубровского.

27**

Образы крестьян в повести

28**

Образ Марии Кирилловны. Идеал женщины, по Пушкину

29Р

Сочинение по повести «Дубровский»

30

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

31

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

32

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора.

33

Особенности сюжета и художественной формы поэмы

34-35

в/ч

А. Толстой «Князь Серебряный»

36

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

37

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

38

Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

39

Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

40

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий.

41

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

42

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

43

Трагедия Тараса Бульбы

44

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

45-46Р

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

47К

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

48

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

49

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

50

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

51

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

52

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»

53

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

54

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

55

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

56

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

57

Смысл противопоставления генералов и мужика.

58

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

59К

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

60

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

61

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

62

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

63

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

64

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

65

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

66

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

67

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

68

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

69

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

70

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

71

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

72

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

73

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

74

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

75

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

76-77Р

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

78

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»

79

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.

80

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова

81

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

82

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

83

Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

84

Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

85

Герои рассказа и их поступки.

86

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

87

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

88

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

89

Песни на слова русских поэтов 20 века

90

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

91

Р. Бернс «Честная бедность».

92

Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

93-94

Японские хокку. Особенности жанра.

95-96

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

97

Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

98

Итоговое тестирование

99

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

100

Повторение

101

Повторение

102

Повторение




Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Основная литература:

Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2007

Дополнительная литература для учителя:

  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005

  • Интернет-ресурсы.

Ученика:

Коровина В. Я.. .В.П. Журавлев, В.И.Коровин.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»

КИМ . Литература : 7 класс.

Учебно-практические издания

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Папка «Контрольные и диагностические материалы», «Тесты по русской литературе»

Учебно-наглядные издания и пособия

Плакаты, таблицы, портреты писателей, альбомы демонстрационного материала

Учебно-методические пособия

Методические разработки, презентации и конспекты уроков.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога и. т.д.

Дидактические и развивающие игры

Аудио- и видеоприложения

Фонохрестоматия к учебнику

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Электронные ресурсы:

1. ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

2. writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

3. Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. CD-ROM OOO «Дрофа», 2004


Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Таблицы, схемы, раздаточный материал

Компьютерные и ИКТ средства

Ноутбук, компьютерная анимация, мультимедийные приложения

Технические средства обучения

Телевизор, DVD , диски.

Демонстрационные пособия

Таблицы, альбомы с портретами писателей

Экранно-звуковые пособия

Телевизор, DVD, ноутбук

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Учебные игры

Дидактические, интеллектуальные, викторины-игры





Список литературы



Литература, рекомендованная для учителя

Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. - 3-е изд., стереопит. - М.: Дрофа, 2010.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Волгоград: Учитель, 2008.

Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. - М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2007.

Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. - М.: Просвещение, 2009.

Литература, рекомендованная для учащихся

Коровина В.Я. Литература: 7 класс: учебник в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2007 г.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 кл.- М.: Просвещение 2008

Дополнительная литература



Приложения к программе



Приложения к программе

Контрольная работа по творчествуА. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

  1. Укажите годы жизни А. С. Пушкина:1) 1802 - 1841 2) 1789 - 1828 3) 1799 - 1837 4) 1805 - 1840

  2. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова:1) 1799 - 1837 2) 1814 - 1841 3) 1795 - 1829 4) 1801 - 1845

  3. Назовите город - место рождения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.1) Петербург 2) Москва 3) Киев 4) Тула

  4. Как называется привилегированное образовательное учреждение для дворянских детей, в котором в 1811-1817 гг. учился А. С. Пушкин?1) Царскосельский лицей 2) Благородный пансион Московского университета 3) Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге 4) Кембриджский университет

  5. В какое время года Пушкиным «овладевал бес стихотворства»?1) зима 2) весна 3) лето 4) осень

  6. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?1) ребенка 2) второстепенный персонаж 3) человека, не имеющего высокого чина 4) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

  7. Какова основная тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) осуждение детей, забывающих своих родителей 2) изображение жизни «маленького человека» 3) реалистическое описание почтовой станции

  8. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя? 1) горшки с бальзамином 2) картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне 3) кровать с пестрой занавеской

  9. Каким предстаёт в «Песне...» М. Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич? 1) жестоким, бессердечным властителем 2) добрым царём-батюшкой 3) справедливым и мудрым правителем

  10. За что бился в кулачном бою купец Калашников? 1) хотел показать свою удаль перед царём 2) за младших братьев 3) за честь семьи 4) за родину

  11. Укажите название стихотворения М. Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы». 1) «Смерть Поэта» 2) «Тучи» 3) «Парус» 4) «Бородино»

  12. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина? 1) «Повесть временных лет» 2) «История государства Российского» Н. М. Карамзина 3) исторические хроники

  13. Каким стихотворным размером написана поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…»)? 1) хорей 2) ямб 3) амфибрахий 4) анапест

  14. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» («По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел…»)? 1) ямб 2) дактиль 3) амфибрахий 4) анапест

  15. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «бедный чёлн», «стремился одиноко», «вознёсся… горделиво»?1) гипербола 2) сравнение 3) олицетворение 4) эпитет

  16. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэмах «Полтава», «Медный всадник: «Горит восток зарёю новой», «В гранит оделася Нева»?1) метафора 2) антитеза 3) гипербола 4) эпитет

  17. Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Полтава», Лермонтовым в «Песни про… купца Калашникова»: «Как пахарь, битва отдыхает», «Побледнел, как осенний лист», «Повалился,будто сосенка»? 1) гипербола 2) литота 3) метафора 4) сравнение


  1. Назовите фамилию поэта - правнука Ганнибала, «арапа Петра Великого»?

  2. Назовите фамилию поэта, который обладал разнообразными талантами: редкой музыкальностью (виртуозно играл на скрипке, рояле, пел арии, сочинял музыку), рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками?

  3. Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…».

  4. Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье…».

  5. В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова использованы эпитеты «жизнь трудная», «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»? Напишите его название без кавычек.

  6. Установите соответствие между названиями произведений А. С. Пушкина и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР а) «Песнь о вещем Олеге» 1) повесть б) «Станционный смотритель» 2) баллада в) «Борис Годунов» 3) драма

  7. Установите соответствие между названиями произведений М. Ю. Лермонтова и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНР

а) «Молитва» 1) роман

б) «Песня про царя Ивана Васильевича, 2) стихотворениемолодого опричника и удалого купца

Калашникова»

в) «Герой нашего времени» 3) поэма

25. Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им моменты произведения: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. Цифры в нужной последовательности запишите в бланк через запятую.

ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ МОМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

а) экспозиция 1) встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной

б) завязка 2) казнь Калашникова

в) кульминация 3) рассказ о могиле

г) развязка 4) пир у Грозного

д) эпилог 5) сцена кулачного боя

Контрольная работа по литературе за курс 7 класса

1. Выберите определение жанра былины.

А. Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

Б. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

В. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений

2. Запишите известные вам циклы былин._________________________________________________________________________

3. Соотнести определения с понятиями.

● Яркое, меткое народное выражение, - пословица

часть суждения в отличие от пословицы - поговорка

● Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл

4. К каким темам можно отнести приведённые пословицы и поговорки?

А. Ученье - свет, а неученье - тьма. Грамоте учиться - всегда пригодится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Без друга в жизни худо. Старый друг лучше новых двух. Дружбу помни, а злобу забывай. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

В. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Русский человек добро помнит. Человек без родины что соловей без песни. Страна растёт - врагов метёт.

А. _______________________________________________________________________

Б. _______________________________________________________________________

В. _______________________________________________________________________

5. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?

А. Реформа стихосложения

Б. Реформа литературного языка

В. Реформа прозы

6. Соотнесите соответствующие жанры и «штили».

● Комедия, эпиграмма, басня, песня - «Низкий»

● Героические поэмы, оды, трагедии - «Высокий»

● Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии - «Средний»

7. Из какого произведения взяты приведённые строки?

Елисавета здесь воздвигла зрак Петра

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски.

Гражданские труды и подвиги геройски.

Варианты ответов:

А. «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года»

Б. «К статуе Петра Великого»

В. Ода «На взятие Хотина»

8. Указать, из каких произведений взяты приведённые фрагменты.

А.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный призрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу…

Б.

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

В Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Варианты ответов:

«Русские женщины»: ____________

«Медный всадник»: _____________

«Песня про купца Калашникова»: _____________

9. Из какой поэмы взят приведённый отрывок?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, на топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

Варианты ответов:

А. «Полтава»

Б. «Медный всадник»

В. «Песня про купца Калашникова»

10. Соотнести названия литературных произведений с их авторами.

● «Полтава» - М.Ю.Лермонтов

● «Песня про купца Калашникова» - Н.А.Некрасов

● «Русские женщины» - А.С.Пушкин

11. Соотнести приведённые определения средств художественной выразительности с их названиями.

● Один из тропов, сопоставление предметов и - метафора

явлений по их внешнему сходству, присущим - сравнение

им качествам или по вызываемым ими сходным - эпитет

чувствам

● Один из тропов, перенесение свойств одного

предмета или явления на другой на основе

общего для обоих признака

● Образное определение, дающее

дополнительную художественную характеристику

предмета или явления

12. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев.

● Калашников и Кирибеевич - «Русские женщины»

● Петр I и Карл XII - «Полтава»

● Княгиня М.Волконская и генерал - «Песня про купца Калашникова»

13. Какой литературный герой изображён в приведённом отрывке?

Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь,

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом.

Гордясь могучим седоком.

Варианты ответов:

А. Иван Грозный

Б. Карл XII

В. Петр I

14. Выбрать произведение, которое можно отнести к жанру рассказа.

А. Г.Р.Державин «На птичку»

Б. Н.А.Некрасов «Русские женщины»

В. А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Г. И.С.Тургенев «Бирюк»

15. Кому из героев соответствует каждое из приведённых описаний?

А… Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. 9…) Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.

Б Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом (…) бледен как полотно был…; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя… как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

В… выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мёртвой толпы отдалёнными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его…

Варианты ответов:

Остап: ___________

Андрий: __________

Тарас Бульба: ________





**

**

© 2010-2022