Урок на тему: Жизнь и творчество В. М. Шукшина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Жизнь и творчество В.М. Шукшина.

Методическая цель: развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Оборудование: выставка книг с портретом писателя, мультимедиа, презентация: «Особенности прозы 30-х годов», презентация: «Жизнь и творчество В.М. Шукшина», эпизоды из фильма «Калина красная», тексты произведений, «карты» с тестами и заданиями к уроку, слайды о деревенской жизни под куплет из песни «Деревенька моя», слайды с иллюстрациями к рассказам писателя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством В.М. Шукшина, шукшинскими чудиками; развивать речь учащихся;

воспитывать чувство сострадания, внимания к близким, чувство долга перед близкими людьми.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Урок начинается с просмотра слайдов под куплет из песни «Деревенька моя».

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, поэтому я начала его именно так… Я вам приготовила выставку книг, с некоторыми из которых мы сегодня будем работать. Послушайте эпиграф к уроку и сформулируйте тему и цели урока, мотивируя их.

Зачитывание эпиграфа урока:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброта…»

В.М. Шукшин

Учитель. Так какую тему мы будем сегодня изучать?

Дети формулируют тему, цели и мотивацию урока. (Просмотр слайда)

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Проблема озвучивается под просмотр слайда.

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Учитель. А итогом нашего урока будет ваше сочинение-эссе. Вы должны будете согласиться со словами А. Гордеева или опровергнуть их: «Надо стремиться к чистосердечию, к умеренности в своих нуждах и бескорыстию в поступках…»

3. Проверка домашнего задания.

(Дети заранее получили задания: подготовить презентацию «Особенности деревенской прозы»; подготовить презентацию «Жизнь и творчество В.М. Шукшина»; прочитать и презентовать рассказы «Срезал» и «Микроскоп»; доказать, что в творчестве В.М. Шукшина особенно потрясло или заинтересовало их?)

Учитель. Приступаем к теме урока. Сейчас проверяем индивидуальную домашнюю работу « Особенности деревенский прозы». Перед этим попрошу заполнить таблицу

№ 1. (На заполнение таблицы отводится не более 2 минут. Проверка выполнения задания №1 производится в ходе просмотра презентации).

Учащаяся представляет презентацию: «Особенности деревенской прозы».

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Учитель. А сейчас проверим домашнее задание о жизни и творчестве писателя. Выступление учащейся с презентацией: «Жизнь и творчество В.М. Шукшина». (Перед проверкой презентации о жизни и творчестве писателя учащимся также предлагается выполнить тест № 2 на выявление уровня подготовленности к уроку. Правильность выполнения теста будет определена после представления презентации)

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

После просмотра презентации нужно уточнить правильность ответов на вопросы, которые не были освещены при ответе. (IV. Подчеркните произведение, в котором главным героем является Степан Разин?

«До третьих петухов»; «Я пришел дать вам волю»; «Калина красная»; «Мастер».

V. Укажите произведение писателя, в котором использован сказочный сюжет:

«Я пришел дать вам волю»; «Беседы при ясной луне»; «До третьих петухов»; «Чудик»).

(При демонстрации слайдов ученица сообщает только об основных биографических данных и основном направлении творчества).

Учитель. А теперь перейдем непосредственно к разбору произведений. (Проверка групповых работ). Дома вы должны были прочитать рассказы и приготовить презентации понравившегося рассказа по предложенному плану. Перед этим выполним задание № 3. (Учащиеся должны представить краткий анализ произведения, рефераты об истории создания произведения, об основной проблеме произведения, а также продемонстрировать «ключевой момент» произведения, который передает краткое содержание).

План работы над произведением:

  1. Жанр произведения.

  2. Замысел создания произведения. Какова тема произведения (о чем говорится в произведении, какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?)

  3. Доказать характер героя, его чувства, отношение к миру, к жизни? Какие художественные детали использовал автор в создании образа.

  4. Какую лексику автор использует в произведении? Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

  5. Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи?

  6. Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые?

  7. Авторская позиция.

В рассказе «Срезал» учащиеся подготовили «монолог Глеба Капустина», а в рассказе «Микроскоп» - сценку из семейной жизни героя.

Группа №1. Презентация рассказа «Срезал». ( Презентация к рассказу проходит под демонстрацию слайдов, выбор которых учащиеся должны будут объяснить).

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Ученица. Рассказ был создан в 1960 году. Повествование ведется от 3 лица. Главный герой Глеб Капустин - личность, безусловно, сильная. Но не имеет должного образования, не может применить должным образом свои умственные способности. Глеб развлекает земляков тем, что «срезал» своих именитых односельчан в словесном диалоге, собранном его мозгом. Тем самым он как бы экзаменовал земляков, предлагал им свои вопросы и рассуждения- рассуждения демагога. Но беда в том, что « учености» не могли дать должный отпор. Часто его собеседники не могли аргументировано ответить на предложенные вопросы и рассуждения, но и проявляли себя далеко не интеллигентно. Иначе они не стали бы посмеиваться, вести разговор на «ты». Глеб Капустин сумел разглядеть в них «псевдоученых» и «псевдоинтеллигентов» и только сказал при мужиках: «не зарывайся выше ватерлинии». Налицо духовное обнищание четы Журавлевых. Не столько в них учености, сколько внешней ее демонстрации: приезд в деревню на такси, пренебрежение в ответах, самонадеянность. Из крепкого головастого мужика Глеб превратился в сельского демагога, которому только и остается «мстить» и «срезать» «псевдоученых».

Учащиеся должны были найти значение «трудных» слов в толковом словаре: «демагог», «интеллигент», «псевдоинтеллигент». (Просмотр слайда)

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Учащийся в образе Глеба Капустина рассказывает о своем происхождении, демонстрируя «месть знатным».

Учитель. Почему Шукшин выделяет в герое такую черту характера как ехидность? Как вы понимаете значение этого слова? Симпатизирует автор своему герою или нет?

Проверка индивидуального творческого задания группы № 2 по рассказу «Микроскоп».

(Сообщение учащейся о замысле создания произведения, демонстрация инсценировки из рассказа «Микроскоп» под показ слайдов).

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Ученица. Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин, столяр, открывает для себя тайны микромира. В жизни не получилось ему дальше учиться. А желание узнать больше никогда не пропадало. Любознательный герой озабочен грядущими судьбами человечества. «Вдвоем с сыном часами они сидели у микроскопа, исследовали». Андрей Ерин размышляет, как же уничтожить микробы: «Скипидаром? Не возьмет. Водка-то покрепче будет». В последнее время Андрею было не до выпивок, им он с удивлением обнаружил, что «брезгует пьяными». Обнаружив, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин, понял позицию ученых, у которых. Не говорят - не хотят расстраивать народ. Иначе волнение начнется». Главный герой рассказа подкупает чистотой возвышенностью своей души и своих помыслов.

Назвав рассказ «Микроскоп», автор как бы вносит интригу для читателя и заставляет задуматься: а если бы такому человеку получить достойное образование, что бы тогда было?

(После просмотра сценки под слайд работа по вопросам) Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

В. Какое ваше отношение к героям? Каково отношение Шукшина к главной героине?

Учащиеся. Шукшин считал, что женщина должна излучать какую-то ясность, «ясной быть, как солнышко», добро. Она - хранительница очага, поэтому должна следить за уютом в доме. Она - «шея» для мужа. Понять, конечно, героиню можно, но хотелось бы, чтобы она оставалась доброй и ласковой, тогда бы могла предупредить заранее поступки мужа. А муж, конечно же, на всю жизнь останется взрослым ребенком, но чаще бы задумывался об ответственности перед семьей.

Учитель. А теперь переходим к разбору последнего рассказа «Чудик».

(Фронтальная работа над текстом «Чудик» проходит под демонстрацию слайда к произведению)

Урок на тему: Жизнь и творчество В. М.Шукшина

Учитель. Правильно ли художник изобразил главного героя, давайте разберемся, отвечая на вопросы?

Каким мы видим главного героя рассказа «Чудик»?

Учащиеся. Герой рассказа, названием которого стало прозвище, выделяется из своей среды. Прежде всего, «с ним постоянно что-нибудь случалось», он «то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

В. Приведите примеры таких оплошностей и происшествий.

Учащиеся. Собираясь на Урал, навестить брата, выронил деньги» пятьдесят рублей, полмесяца работать надо», решив, что «хозяина бумажки нет», легко и весело пошутил для этих в очереди»: « Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются», после этого он не смог пересилить себя, чтобы забрать «проклятую бумажку».

Желая приятное сделать невзлюбившей его снохе, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так, что ее стало «не узнать». Она, не поняв «народного творчества», «расшумелась» так, что ему пришлось уехать домой. Помимо этого, с героем случаются и другие недоразумения (рассказ о «грубом, бестактном» поведении «пьяного дурака» из деревни за рекой, которому не поверил интеллигентный товарищ; поиск искусственной челюсти лысого читателя газеты в самолете, отчего у того даже лысина побагровела; попытка послать жене телеграмму, которую телеграфистке пришлось править. Все это - несоответствие представлений привычной логике.

В. Как реагируют на его выходки окружающие?

Учащиеся. Его стремление сделать жизнь «повеселее» наталкивается на непонимание окружающих. Иногда он «догадывается», что исход будет таким как в истории со снохой. Зачастую «теряется», как в случае с соседом в самолете или с интеллигентным товарищем в поезде. Чудик повторяет слова «женщины с крашеными губами», которой «поддакивал» мужчина в шляпе из районного города, но у него они почему-то выходят неубедительными. Его недовольство всегда обращается на себя самого: «он не хотел этого, страдал». «Чудик, убитый своим ничтожеством…»

В. Есть ли основание для позиции чудика?

Учащиеся. Все эти черты не имеют мотивировки, они присущи герою изначально, обусловливая своеобразие его личности.

Напротив, профессия отражает внутреннее стремление вырваться из реальности. «Он работал киномехаником в селе», а мечты произвольны и несбыточны: «Горы облаков внизу….упасть в них, в облака, как в вату». «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

В. Что означает слово «чудик»?

Учащиеся. В прозвище героя выявляется не только его «чудачество», но и желание чуда. В этой связи заостряется характеристика действительности как тусклой, злой, обыденной жизни: «сноха спросила зло…», «зачем они стали злые…»

В. Каково соотношение внутреннего и внешнего мира героя?

Учащиеся. В соотношении с внешним миром выстраивается ряд антитез, в которых на стороне героя (в противоположность досадным происшествиям, от которых «горько, больно, страшно») оказываются признаки чистой простодушной, творческой натуры «сельского жителя». « За живое» Чудика задевают сомнения в том, что в «деревне-то люди лучше, незанозистее», а «один воздух чего только стоит!».

В. Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

Учащиеся. Его прозвище не случайно. Имя и возраст называются напоследок как бы незначительными характеристиками : «Звали его Василий Егорыч Князев. Было ему 39 лет отроду…. В нем выражено своеобразие народных представлений о личности. «Чудик» - вариация «дурацкой» сущности национальной натуры, созданная с использованием комических элементов.

В. Прототипом каких героев русской литературы является «чудик»?

Учащиеся. Иван-дурак, Платон Каратаев, Пьер Безухов.

В. Чем же поражают читателя герои Шукшина?

Учащиеся. Герои Шукшина поражают непосредственностью действия, логической непредсказуемостью поступка. Поступки их продиктованы внутренними нравственными понятиями, непринятием унижения человека человеком. Герои Шукшина не могут терпеть оскорбления, унижения, обиды. Бывают и комические сюжеты, но проглядывается драма. Ввиду каких - то обстоятельств они не смогли получить должное образования, пытаются самостоятельно его восполнить. А на это могло повлиять только время и условия жизни.

Учитель. Вы должны были, знакомясь с творчеством Шукшина, найти самую, на ваш взгляд, интересную тему.

Учащиеся. Тема взаимоотношений поколений - одна из интереснейших тем.

С какой-то особой благодарностью и в то же время с чувством вины пишет автор о матери. Мы нашли сцену свидания Егора Прокудина с матерью.

Создавая фильм «Калина красная», он снимает в роли матери непрофессиональную актрису. Мы думаем для того, чтобы напомнить зрителю, что все его сюжеты взяты из жизни.

(Просмотр эпизода «Встреча» из фильма «Калина красная»)

Учащиеся. «Он нашел женину, судьба которой похожа на нелегкую судьбу матери главного героя. Автор показывает, как она стара, как нуждается во внимании. Этот эпизод невозможно смотреть без слез». Нельзя забывать о родителях. Мы должны быть им благодарны за то, что подарили нам жизнь, заботятся о нас.

Наверное, у каждого из нас возникало непонимание между нами и родителями. Автор призывает подумать, всегда ли мы внимательны, добры к родным. Егор Прокудин поймет свою ошибку после встречи. Давайте посмотрим эпизод, подтверждающий это. (Просмотр эпизода из фильма «Калина красная»: «Раскаяние»).

Учитель. Какое чувство испытывает герой после встречи с матерью?

Учащиеся. Чувство стыда, злость на себя.

Учитель. На этом мы заканчиваем урок. Сегодняшний урок целей достиг?

(Ответы учащихся)

Рефлексия. В. Дайте определение в одно слово: чему научил вас сегодняшний урок?

Учащиеся. Отзывчивости, добру, благородству, трудолюбию.

Подведение итогов урока, объяснение задания на дом.




Карточка с заданиями к уроку.

ФИ.____________________________________________________________________

№1.

Допиши определения, характеризующие «особенности деревенской прозы»:

центральное место действия - ________________________________________________;

основные проблемы в произведениях - _________________________________________;

особенность повествования - _________________________________________________;

главный герой произведения -_________________________________________________.

№2.

Тест по жизни и творчеству Шукшина В.М.

I. Обведите год рождения писателя: 1926; 1975; 1976.

II. Обведите имя персонажа, кто не принадлежит Шукшину?

Глеб Капустин, Максим Яриков, Метелица, Бронислав Пупков.

III. Подчеркните тип литературного героя, появившегося благодаря творчеству В.М. Шукшина:

тип «лишнего человека»; тип «маленького человека»; «Чудик»;

тип героя-индивидуалиста.

IV. Подчеркните произведение, в котором главным героем является Степан Разин?

«До третьих петухов»; «Я пришел дать вам волю»; «Калина красная»; «Мастер».

V. Укажите произведение писателя, в котором использован сказочный сюжет:

«Я пришел дать вам волю»; «Беседы при ясной луне»; «До третьих петухов»; «Чудик».

VI. Укажите фильмы, снятые не по сценарию писателя:

«Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Калина красная», «Они сражались за Родину».

№3

Объясните название рассказа «Срезал»_______________________________________

В каком значении употреблено в рассказе «Срезал» слово «знатные», подберите к этому слову синонимы ___________________________________________________________

Докажите, для чего автор в рассказе «Микроскоп» использует разговорный стиль?____________________________________________________________________






Литература:

  1. Рассказы В. М. Шукшина «Срезал», «Микроскоп», «Чудик».

Интернет-ресурсы:

1.​ shukshin.ru/ - сайт, посвященный В. М. Шукшину: хроника жизни и творчества; полные тексты его произведений; работы в кино, фотоархив; полная библиография (прижизненные издания, публикации в периодических изданиях и сборниках, переводы его произведений на иностранные языки, зарубежная библиография и т. д.).

2. shukshin.net/ - биография и тексты популярных рассказов В. М. Шукшина.

3. Василий Макарович Шукшин в Википедии.

4. shukshin75.narod.ru/photoalbum.html - фотогалерея. Различные фотографии В. Шукшина, его друзей, родных. Сростки, дни памяти Шукшина на Алтае. Кадры из фильмов.


© 2010-2022