План-конспект урока русского языка по теме Буквы -а и о-на конце наречий. Буква Ь на конце наречий

План-конспект урока русского языка по теме "Буквы -а и о- на конце наречий. Буква Ь на конце наречий"предназначен для проведения урока в 7 классе как объяснение нового материала, так и для подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Цели: познакомить с условиями выбора и написания букв -а и -о на конце наречий; формировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; дать понятие об употреблении Ь после шипящих на конце наречий; отрабатывать умение находить  данную орфограмму. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Сарватдинова Нурия Амировна, учитель русского языка и литературы
Тема:Буквы а, о на конце наречий. Буква ь на конце наречий

Цель:

  1. познакомить с условиями выбора и написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-;

  2. формировать умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их;

  3. дать понятие об употреблении ь после шипящих на конце наречий;

  4. отрабатывать умения находить данную орфограмму.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

1. Беседа

• Назовите способы образования наречий.

• Какой из них самый продуктивный?

• От каких частей речи образуются наречия?

2. Практическая работа: индивидуальная работа по карточкам

А) При списывании укажите в скобках способ образования наречия. Составьте с любыми двумя-тремя наречиями сложные предложения, подчеркнув наречия как члены предложения. Назовите видыорфограмм на месте пропусков.

Самоуч(?)кой, ра(сс, с)редоточено, т. йком, немедля, по-тихому, вкруговую, вбл..зи, непр..ветливо, дружески, верхом, пол..ком, неучтиво, ниоткуда, по-флотски, врукопашную, бе(сс, с)мысленно, ц..ликом, валом, коротенько, недоброж..лательно, бе..сердечно, по-зимнему, досыта, наг..тове, всерьёз, пр..отлично, молодцом, гуськом, ничуть, вкрутую, втайне, взаперти, в-седьмых, всухомятку, вполголоса

Б) Спишите наречия с учётом способа образования, обозначая, от чегои с помощью чего они образованы: приставочный, суффиксальный,приставочно-суффиксальный, сложение.

Нарасхват, туманно, вдали, еле-еле, преспокойно, выпукло-вогнуто, умышленно, предположительно, неукоснительно, мало-помалу, неоткуда, внизу, расчётливо, волей-неволей, ввысь, нигде, никуда, обрадованно, ненамеренно, в одиночку, поодиночке, точь-в-точь.

В) В левый столбик выпишите наречия с не частью корня, в правый - наречия с приставкой не-. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на - о(-е).

(Не)состоятельно, (не)жданно, (неубедительно, (не)отвязно, (не)однократно, (не)лепо, (не)податливо, (не)уклюже, (немногословно, (не)годующе, (не)дружелюбно, (не)зыблемо, (нетактично, (не)ряшливо, (не)радиво, (не)медленно, (не)подвижно, (не)навистно.

Г) Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на - о(-е).

(Не)правдиво, а лживо; (не)обоснованно; (не)дружелюбно, а враждебно; (не)дружелюбно; (не)серьёзно, а легкомысленно; (несерьёзно; (не)далеко, а близко; (не)далеко; (не)умно, а глупо; (не)умно.

Д) Составьте по два простых распространённых предложения с одно-коренными наречиями на - о(-е) с частицей не и с приставкой не-. Подчеркните наречия как члены предложения.

Невнимательно (рассеяно) и не внимательно. Неумышленно (случайно) и не умышленно. Недоверчиво (подозрительно) и не доверчиво. Недорого (дешево) и не дорого. Небыстро (медленно) и не быстро.

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

- Часто процесс образования наречий ещё не завершён. Поэтому нередки случаи, когда одно и то же слово выступает то в роли наречия, то в роли изменяемой части речи, и с этим связаны различия в орфографии. Например: «Снег падал на лицо» и «Все учащиеся налицо».

IV. Изучение нового материала

1. работа с таблицей «суффиксы - о, - а на конце наречий»На конце наречий, образованных с помощью приставок В-, на-, за - из-, до-, с-

Пишется о Пишется а

Влево, набело, запросто Издавна, досыта, слева

Запомните!

В некоторых наречиях с приставками из-, до-, с - на конце пишется о, если они образованы от прилагательных и существительных, у которых эти приставки есть:

Досрочно (от досрочный)

2. Комментарий учителя

- Если учесть, что наречия типа справа, слева, досвета, наново, влево и т. д. возникали в ту эпоху, когда краткие прилагательные ещё склонялись, как соответствующие существительные, то сопоставление этих наречий с сочетаниями существительных среднего рода с предлогами «подскажет», какую конечную гласную букву следует написать в наречии: за окно - заново, в окно - влево, с окна - справа, до окна - докрасна и т. п. Этот простой приём не только поможет учащимся избежать орфографических ошибок в правописании данного разряда наречий, но и даст возможность понять закономерность данной орфограммы, которая обусловлена не произвольным правилом, а происхождением этих наречий.

3. объяснение учителя

- Есть ещё одно правило правописания наречий, которое может быть осмысленно при помощи исторических комментариев. Речь идёт о том, что в наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется ь: навзничь, вскачь, настежь, наотмашь и т. п. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. Но чем вызвано исключение из этого правила, согласно которому в наречиях невтерпеж, замуж, уж буква ь не пишется? Объяснить это можно следующим образом. Слова невтерпеж и замуж пишутся без ь потому, что они образованы от существительных терпеж и муж, которые относятся ко 2-му склонению и в современном языке не имеют на конце ь. Наречие уж ещё в словаре В. И. Даля, т. е. в конце ХіХ в., писалось как ужъ.

4. ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 176, 179)

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа: индивидуальная работа по карточкам

А) Спишите, расставляя пропущенные запятые и обозначая части слов,

С помощью которых образованы наречия с пропусками букв.

1) Паровоз и(с, з)пуган.. посвист..вал леса гудели и справ.. и слев.. бушуя как озёра. 2) Каждый раз, когда об(ь, ъ)ясня..шь дорогу, будто снов.. проход..шь по всем этим пр..вольн..м местам по лес(?)ным просекам усе..нн..м цветами бе(с, сс)мертника и снов.. и снов.. и..пыты-ва..шь лёгкость на душе. 3) Самая простая примета - это дым костра. То он подымае(?)ся столбом к небу спокойн.. струи(т, ть)ся вверх, выше самых высоких ив то стел..тся туманом по траве то меч..тся вокруг огня. 4) Вороны летали над островом и каркали и..пуган.. и зловещ...5) Из-редк.. на Оке закр..чит заспа(нн, н)ым голосом буксирный пароход. 6) Всем известн.., что на рыбной ловле ра..говар..вать нельзя. 7) Поплавок к..чался осторожно ёрзал то вправ.. то влев.. дрожал но (не)тонул. Небо покрытое облаками давало достаточн.. света чтобы мокрые леса могли заг..рат(?)ся вдали, как б..гряные пожары.

(К. Г. Паустовский)

Б) Вставить пропущенные буквы.

Упасть навзнич..; ринуться проч..; ударить наотмаш..; вернуться заполноч..; ждать невтерпеж..; сплош.. покрыться тучами; медленно теч..; теч.., образовавшаяся в лодке; копченый лещ..; спряч..тесь от дождя; день хорош.., сделать шалаш..; показаться из-за туч..; жареная дич..; увлеч..ся интересной работой; решить много задач..; исполнить точ..-в-точ..; раскрытое настеж.. окно; невмоч.. продолжать путь; раз-жеч.. костёр; сплош.. увешанная сережками береза.

2. работа с упражнениями учебника. Упражнения 448, 455 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Когда пишутся буквы о, а на конце наречий?

• Когда пишется ь после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах?

• В каких наречиях после шипящих на конце пишется ь, а в каких нет?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить упражнение 456 (письменно)

© 2010-2022