Урок по русскому языку на тему Имя существительное (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13




Тема: «Имя существительное

как часть речи»

6 класс






Разработала

учитель русского языка и литературы

Амвросиевской ОШ І-ІІІст. № 6

Путря С.А.











2015г.

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цель: образовательная: закрепить и обобщить сведения об имени существительном. Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков имени существительного.

развивающая: развить коммуникативную, информационную, саморазвивающую компетентности, творческое мышление, умение сравнивать, классифицировать, давать самооценку.

воспитательная: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Задачи: отработать навыки в употреблении имён существительных в предложениях, осмыслить их роль в речи, совершенствовать орфографические умения, научиться применять знания на практике.

Ожидаемые результаты: по окончанию этого урока ученики будут

- знать, что такое имя существительное, его основное назначение;

- уметь находить существительное в тексте;

- определять их морфологические признаки;

- различать лексико-грамматические разряды имён существительных;

- заниматься продуктивной деятельностью.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид (жанр): исследование, с элементами игры и ролевого поведения.

Информационно - техническое сопровождение урока: Компьютерная презентация «Интересное и удивительное имя существительное» (программа Мs PowerPoint), компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование: дидактический и раздаточный материал, тексты художественных произведений

Эпиграф: Имя существительное - хлеб языка.

Л. В. Успенский

План - схема урока.

Этап урока

Время.

Мин.

Формы и методы деятельности учителя

Результат деяльности

І

Организационно- вступительный

2

Приветствие. Определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочего, творческого, доброжелательного настроения методом « Аллитерация имени» Установка на успех.

Создание групп, готовность к уроку.

Настрой на успешную работу.

ІІ

Сообщение темы, целей, задач и ожидаемых результатов

2

Интерактивное упражнение «Букет моих ожиданий»

Определение целей и задач урока, обозначение объёма работ.

ІІІ

Актуализация опорних знаний учений и навыков

2

2

Проверка домашнего задания.

Метод « Мозговая атака»

Воссоздание знаний необходимых для последующих этапов урока

ІV

Вступительное слово учителя.

Мотивация учебной и познавальной деяльности

2

2

Проблемная жизненная ситуация. Евристичная беседа

Работа с эпиграфом

Создание эмоциональной атмосферы

Усвоение сущности проблемы. Привлечение учеников к групповой работе.

Выявление готовности каждого из учасников к продуктивному сотрудничеству.

V

Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний

7

Метод «Исследование»

Восприятие информации и настрой на работу с текстом. Приобретение навыков иссследования, самостоятельного поиска и обработки новой информации. Выработка совместного обучающего продукта.

Релаксация

1

Супер физкультминутка

Восстановление бодрого настроения, улучшение концентрации внимания и работоспособности Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

VІІ

Овладение новими знаниями

2

3

4

Практическая работа:

Игра - соревнование «Кто быстрее»

Элементы ролевого поведения.

Коментированное письмо.

Практическое использование орфографических правил, аспектов ролевого поведения, игровых ситуаций. Приобретение нових умений и навыков.

VІІІ

Контроль и коррекция полученных знаний

2

2

4

Тестовое задание

Реподуктивный метод-моделирование. Работа в тройках.

Конструктивное задание - использование Всемирной сети Интернет.

Формивание критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений определять грамматические признаки существительного.

Отбор нужной информации.

ІХ

Подведение итогов. Рефлексия

2

2

Оценивание и самооценивание, виявление лучших.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии - пожелания учащихся к уроку.

Х

Домашнее задание

2

Задания репродуктивного и творческого характера

Усвоение и повторение материалов темы.

ХІ

Заключительное слово учителя

2

Упражнение «Пожелания»

Сброс эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки.

Структура урока

І. Организационно-вступительная часть: «Метод аллитерация имени». Цель метода - создание доброжелательного творческого настроения. Каждый ученик придумывает себе прилагательное - положительное качество, которое начинается с такой же буквы, что и имя. (Активная Анастасия, весёлая Виктория, добрый Даниил).

Установка учащихся на успех, на плодотворную работу, достойную борьбу. Пожелания как можно больше получить новых знаний.

ІІ. Сообщение темы, целей и ожидаемых результатов. Упражнение «Букет моих ожиданий». Каждая группа пишет свои ожидания на лепестках бумажных ромашек, из которых потом сложится букет.

ІІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

а) Проверка домашнего задания.

б) Повторение необходимого материала. Метод «Мозговая атака».

1. Какая часть речи называется существительным?
2. На какие вопросы они отвечают?
3. Как изменяются имена существительные?
4. Что вы знаете об именах одушевленных существительных?
5. Что знаете о неодушевленных существительных?
6. Что обозначает имя существительное?
7. Назовите падежи существительного? На какие вопросы они отвечают?
8. Род имени существительного?
9. Какую синтаксическую роль играет существительное в предложении?

IV. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя (проблемная жизненная ситуация)

С именем существительным вы знакомы с 5 класса. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

- Прочитайте эпиграф урока, докажите это высказывание, объясните постановку тире

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам (существительное)

- Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке, свой ответ обоснуйте.

- Какие же названия предметам дает имя существительное? Приведите свои примеры.

Живые существа: девочка, мальчик, человек, собака, мышь.

Явления природы: гроза, дождь, снег, ветер

Действия как предмет: бег, ходьба, езда, прогулка, движение, полет.

Признак как предмет: синева, красота, чернота, веселье, беднота, пустота.

Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.

V. Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний. Метод «Исследование» (историческое, грамматическое, синтаксическое).

-Исследование историческое: Работа с отрывком из сказки ПушкинаА.С. «Золотая рыбка»

Пошёл старик к синему морю;

( не спокойно синее море)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Найдите существительные, определите их падеж, у какого существительного трудно было определить падеж? (слово «старче» употреблено в форме звательного падежа, который существовал в церковнославянском языке)

Вывод: Имя существительное изменяется по падежам. В современном русском языке, ранее существовавший, звательный падеж существует в виде архаизмов, входящих в состав фразеологических оборотов.

- Исследование грамматическое: Правила разграничения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Почему существительные кукла, разбойник, ученик , туз, валет, ферзь, козырь относятся к одушевлённым существительным, а слова народ, толпа, взвод, стая, молодёжь, детвора - к неодушевлённым?

1.В нашем зоопарке нет лисичек. (Р. П.) Наблюдал забавных лисичек (В. П.)

2. Набрал корзину лисичек. (Р. П.) Собирал рыжие лисички. (В. П.)

В 1. случае Р. П= В. П.; Во 2 случае Р. П ≠ В. П

Вывод: совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже - признак одушевлённости, а несовпадение - неодушевлённости. ( Работа с учебником).

- Исследование синтаксическое. Сформулировать самостоятельно задание.

Подлежащее (Кто? Что?). Сказуемое (Что такое? Кто такой?). Дополнение (Все вопросы косвенных падежей). Определение (Какой? Чей?). Обстоятельство (Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?).

Мальчик идёт в гимназию. Он ученик. Он поздоровался с учителем. Он получил пятёрку с плюсом.

Вывод: Имя существительное может быть любым членом предложения.

VI. Релаксация. Суперфизкультминутка

(Учащиеся повторяют движения, предложенные в видеоролике)

VII. Овладение новыми знаниями: практическая работа.

1.Игра - соревнование между группами: « Кто быстрее»

Выписать имена существительные в 3 колонки по родам. Волна, солнце, поле, мышь, шалаш, станция, дедушка, электропечь, ткач.

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

2.Использование элементов ролевого поведения. Разыграть сценку «В магазине»

- А теперь представьте, что вам нужно сходить в магазин и купить продукты в молочном и кондитерском отделе. Все покупки запишите в тетрадь.

(молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин, майонез, пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва, соль, сахар, кофе, повидло, какао, мука, варенье и т.д. )

- В какой форме употребляются эти существительные? Можно ли говорить: «Дайте два молока и одну сметану?» Как нужно правильно говорить?

Вывод: не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного.

3.Упражнение - комментированное письмо, работа в парах.

Урок по русскому языку на тему Имя существительное (6 класс)

Вывод существительные могут относиться к 1, 2, 3 склонению

VIII. Контроль и коррекция полученных знаний

Тест по теме: «Имя существительное»

1. Имя существительное обозначает:
А) признак предмета;
Б) действие;
В) предмет

2. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) Что делает?
Б) Кто? Что?
В) Какой? Какое?

3. Имена существительные бывают:
А) м.р., ж.р., ср. р.;
Б) ж.р., ср.р.;
В) м.р., ж.р.

4. Выберите имя существительное:

А) читать

Б) река

В) умный

5. Выберите имя существительное женского рода:

А) школа

Б) стол

В) яб

Репродуктивный метод - моделирование. Работа в тройках

Подобрать к данным прилагательным имена существительные (по три к одному прилагательному), соответствующего рода, указать род.

Чёрный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…Лёгкая…Современная…

Конструктивное задание - использование Всемирной сети Интернет. Подобрать пословицы и поговорки о труде, расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам.

1. Воля и труд, дивные всходы дают. (И. п.)

2.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Р. п.)

3.Любовь к труду у людей на виду. (Д. п.)

4.Труд человека кормит, а лень портит. (В. п)

5. Живи своим умом, а честь расти трудом. (Т. п.)

6.В труде победить - мир укрепить. (П. п)

IX. Подведение итогов урока.

1.Вывод: существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

Имя существительное - это часть речи, отвечает на вопрос Кто? Что? обозначает предмет, относится к мужскому, среднему и женскому роду, бывает 1, 2 ,3 склонения, одушевленное и неодушевленное, изменяется по числам и падежам. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас).

2.Оценивание и самооценивание ответов учащихся.

3.Рефлексия: «Закончи предложение»

Сегодня на уроке :

- Я узнал, что имя существительное - это…

- Убедился в том, что существительные…

- Научился применять на практике такие знания о существительном как…

- Мне было интересно узнать…

- Об этом я хотел бы узнать больше…

- Это пригодиться мне в будущем…

- Теперь я умею…

- Я доволен своей работой на уроке, потому что…

- Для меня это было интересно

- Пожелания на следующий урок.

X. Домашнее задание:

1. І Уровень репродуктивный:сочинение - миниатюра на тему «Чем удивило имя существительное?»

2. ІІ Уровень репродуктивно-конструкторский: Представить и нарисовать имя существительное, продумать план защиты своей творческой работы.

3.ІІІ Уровень конструкторский: Составить текст рекламы школьного учебника по русскому языку для 6 класса или составить рецепт фруктового салата для друга.

4.IV Уровень творческий: Подобрать высказывания о русском языке, найти в тексте имена существительные, сделать морфологический разбор трёх существительных.

XI. Заключительное слово учителя.

Упражнение «Пожелания» (Учащиеся высказывают пожелания друг другу)

1. Сегодня на уроке мы узнали...
2. Более всего нам понравилось...
3. На этом уроке мы научились...
4. Мы поняли, что...
5. Больше всего нам запомнилось...
6. Это нам понадобится в дальнейшей жизни....
7. Для нас это было интересное...
8. Об этом бы мы хотели узнать больше...
9. Наши пожелания на следующий урок...


© 2010-2022