Комплексный анализ текста Урок русского языка 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста



Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся

Знать: стили речи, типы текста, основная мысль, микротема, орфограммы, изученные в 6-7 классе.

Уметь: определять стиль текста, тип речи, микротемы, выполнять синтаксический,морфологический, фонетический разборы,определять грамматические признаки слова.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Технология: ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, справочные материалы.

1. Организационный момент

Разминка

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву (например, из первого слова возьмите пятую букву и т.д.), из букв составляют слово.

Устойчивые сочетания слов - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ/5

Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания- ПУНКТУАЦИЯ/5

Словарный запас языка - ЛЕКСИКА/4

Слова, употребляемые жителями той или иной области - ДИАЛЕКТНЫЕ/7

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения - СИНТАКСИС/6

Е Т С Т К - из данных слов составьте слово (ТЕКСТ).

Кто-нибудь может предположить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы)

Объявляю тему урока.

2. Фронтальная работа

Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи, микротема)

3.Работа с текстами на сравнение. Затем обсуждение полученных результатов

Задание:

Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются? Заполните таблицу.

Критерии для сравнения

Текст 1

Текст 2

Тема текста

Стиль текста

Тип речи

Озаглавьте тексты

Как вы думаете, из какого источника взят текст.



Текст 1.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами - пень. Рядом с пнем в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик - маленький, сухой, желтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна.

М. М. Пришвин

Текст 2.

Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле-октябре.

Шляпка диаметром 2-8 см, тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре часто вдавленная, голая, клейкая, при высыхании блестящая, по краю нередко короткотрубчатая, жёлтая, розовато- или оранжево-жёлтая, по краю более светлоокрашенная; кожица снимается.

Пластинки кремовые, затем охряные, оранжево-жёлтые.

Ножка 4-6 см длины, до 2 см толщины, плотная, сначала белая с красноватым оттенком, потом сереющая.

Мякоть сладкая, белая, с приятным (у зрелых грибов фруктовым) запахом, на изломе цвета не меняет.

4. Беседа по вопросам к 1му тексту.

1) Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.

План.

  1. Старая сыроежка

  2. Дорога через ельник

  3. Чаша выпита

  4. Осенний день

  5. Лесная полянка

  6. Вводная часть.

Проверьте себя. В лист самооценки поставьте:

нет ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 ошибки - 3

3 ошибки - 2

более 3 ошибок - 0

2) «Лесным оконцем» автор называет:

1) березки и осинки

2) веточку

3) пень

4) сыроежку

За правильный ответ + 1 балл в лист самооценки

3) Какой главный предмет изображен в тексте? Ответ обоснуйте.(Главный предмет - это сыроежка, потому что большая часть текста посвящена ее описанию)

4) М. Пришвин писал: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет быть внимательным к его существам». Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст. (Я согласен с автором текста. Все, что есть в лесу, - лесные существа, к которым нужно относиться с пониманием и бережливостью. Автор в обыкновенной сыроежке увидел чашу с водой. Он не стал срывать гриб, а «опустился на свои старые колени», хотя ему, конечно же, было тяжело это сделать - ведь он уже немолод. Автор в этот момент думал о том, как бы не навредить лесным жителям. Только такому человеку лес открывает свои тайны).

5) Как вы думаете ,чему учит этот рассказ? (Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным, любить и понимать природу и бережно относиться к ней. Учит тому, что по лесу нужно передвигаться аккуратно, чтобы случайно не нанести вред лесным существам).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . Вот и я предлагаю нам отправиться в виртуальное путешествие в лес. (Идем-шагаем, осторожно! бесшумно!Наблюдаем: глазками в стороны водим. приподнимем веточку-здравствуйте!бабочки порхают, змейки ползают, ОТЛИЧНО в лесу!)

Продолжаем урок.

6. Работа с текстом 3

Текст 3

Новый лисий дом находился на ра(с, сс)тоянии мили от прежн..го и уже не на в..ршине холма а (в)низу, у реки, где она покида..т холмы и ра..текает(?) ся по лугам. Тут, в широкой лощине окружен (н,нн)ой скалами где густо переплетались корни осин и берез лисы устроили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора нах..дилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта - в лощине заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина все время дрожит и тр..пещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река.

У входа в нору нач..нались густые зар..сли спускавш..еся к з..росшей осокой тихой речной завод… Этот з..лёный скат служил местом игр для трёх малышей, и здесь всё лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвр..щения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была пр..мята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками.

(Э. Сетон-Томпсон)

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Меняемся листами и проверяем соседа.

Заполняем лист самооценки

Орфография:

0 ошибок - 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки 3

Более 4 ошибок - 0

Синтаксис:

0 ошибок - 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки- 3

Более 4 ошибок - 0

Задание 2. Устно определите стиль текста и тип речи.

Задание 3. Определите значения выделенных слов. Какой словарь вам в этом поможет?

2 ученика ищут значение слов. В это время выслушиваю варианты ответов учеников.

Задание 4. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми? Подтвердите примерами из текста.

Задание 5.

1 вариант

Выпишите из текста действительное причастие.

2 вариант

Выпишите из текста страдательное причастие.

Сильные учащиеся: Алина, Сардор, Аня, Даша, Настя выписывают и действительное, и страдательное причастие.

По 1 баллу в лист самооценки за правильный ответ.

Задание 6.

Разберите по членам выделенное предложение, проверьте себя.

Заполните лист самооценки.

0 ошибок - 5 баллов

1ошибка-4 балла

2 ошибки - 3 балла

более 2 ошибок - 0 баллов.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, вам понравился урок? Чем мы занимались? Что вспомнили? Какое задание, на ваш взгляд было самым сложным? А самым интересным?

Подсчитайте количество баллов в вашем листе самооценки и поставьте себе оценку за работу на уроке

Поднимите карточку с оценкой, которую вы поставили себе.

Спасибо за урок!



© 2010-2022