Конспект урока по литературе А. П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: А. П. Платонова « Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

Цель:

Осмысление нравственной проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита»: важность для человека единства жизни с природой.

Задачи урока.

Обучающие:

  • Повышать качество чтения.

  • Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

  • Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.

  • Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы.

Развивающие:

  • Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

  • Развивать умение пересказывать текст.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать разные источники информации.

  • Развивать творческое и логическое мышление.

Воспитывающие:

  • Пробудить чувство удивления миром природы.

  • Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.

Оборудование:

Учебник «Литература 5 класс». Авторы - составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Слово учителя: - В центре нашего внимания герой рассказа - мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Вы прочитали рассказ дома, поделитесь вашими впечатлениями.

  1. Определение темы и цели урока. (Герой и природа в рассказе А.П. Платонова «Никита»)

Обратимся ко 2 слайду презентации. Прочитайте текст слайда выразительно.

- Как вы думаете, какие слова в высказывании А.П. Платонова являются главными? («…пропетая сердцем сказка о Человеке»).

- Эти слова как-нибудь соотносятся с рассказом «Никита»? (Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку).

- Вспомните определение жанра рассказа (слайд № 3) и назовите главного героя. (Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения).

3. Актуализация знаний обучающихся

Выборочное и комментированное чтение рассказа.

- Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца. (Чтение и оценивание чтения обучающихся).

- Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение? (Слайд № 5)

- Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению и выразительно читать эпизоды из рассказа к кадрам, т. е., совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

(Просмотр слайдов с 6 - 12 и чтение обучающимися на оценку соответствующих эпизодов рассказа).

4. Первичная проверка понимания.

Обсуждение прочитанного и просмотренного.

- Сравните ваши впечатления от прочитанного с кадрами кинофильма.

- Какие предметы «одушевлённого мира Никиты» не проиллюстрировал режиссёр? Представьте, что Вы режиссёр. Какие кадры Вы бы сами создали? (Стол на четырёх ногах, баня - бабушка, пастух, ставший петухом, плетень со злыми лицами, кол с руками-ветвями, лопухи с большими головами).

- Вам понятно такое видение мира? (Дети говорят, что им тоже иногда знакомые предметы видятся живыми, и им понятны чувства Никиты).

5. Интерпретация текста.

- Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите.

(Слайд № 15).

(Никита - маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

- Посмотрите слайд № 16 и перескажите эпизод, соответствующий ему. (Никита сорвал цветок).

- Прочитайте текст слайда № 17.

- Почему у всех стали злые «лица»? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир. Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, «как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).

- Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита? (Несмышлёныш, делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок).

- Прочитаем главное о характере Никиты. (Слайды № 19, 20). (« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»)

6. Закрепление. Понимание идейного замысла рассказа.

- Когда мир перестаёт страшить Никиту? (Слайды № 21, 22). («Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца - солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет»).

- Посмотрите на слайд № 23, найдите в рассказе отрывок к нему, прочитайте выразительно. («Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка…» А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе).

- Какие перемены произошли с нашим героем? (Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»).

Просмотр слайда № 25, сравнение с иллюстрацией учебника (художник В. Куприянов)

- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? (Прослушивание ответов обучающихся).

(Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того - он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).

Слайд № 26.

- Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?... (Дети говорят, что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).

- Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном? (ДА/НЕТ, обоснование).

- Попытайтесь ответить полно: главное в рассказе А. П. Платонова « Никита». (Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок).

- Так, писатель через малую эпическую форму - рассказ заставляет нас подумать об очень важном.

- А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?

(И.С.Тургенев «Муму», И.А.Бунин «Косцы», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»).

7. Рефлексия.

- Просмотрите в тишине слайды № 27, 28, 29, 30.

- О чем вы думали, когда их смотрели? (Какая красивая природа, как хорошо быть в лесу, среди ромашек, смотреть в высокое небо! … и т.д.).

- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы? (Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).

Слайд № 31.

(О моральном аспекте отношений человека к природе).

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Домашнее задание

(слайд № 32). На выбор обучающегося.

1. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.

2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

3. Ответить на вопрос: «О чём заставил вас задуматься рассказ А.П.Платонова?».

4. Самостоятельно прочитать рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб» и сравнить Митю и Никиту.

3


© 2010-2022