Почему страны мира проводят реформы в системе образования, и в какой степени это применимо к Казахстану в целом и к школе, в которой я работаю

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лежнева Людмила Владимировна Портфолио учителя Раздел А

Группа № 1 первый уровень

Город Петропавловск 05.09.2015

Центр педагогического мастерства

Почему страны мира проводят реформы в системе образования, и в какой степени это применимо к Казахстану в целом и к школе, в которой я работаю.

Меняется мир, меняется человек, меняются требования, предъявляемые современному выпускнику. Что необходимо знать, уметь, какими качествами должен обладать современный успешный молодой человек? Способна ли современная школа дать своему ученику всё то, что ему необходимо для успешной реализации себя в социуме, помочь занять своё место в жизни.Процессы, происходящие в мире: глобализация, демографические изменения, технологическое, экономическое развитие- все это касается не одной конкретной страны, а всех стран мира. Весь цивилизованный мир обеспокоен проблемами безопасности. Усиление процесса глобализации диктует необходимость проведения школьных реформ. Образование- один из важнейших институтов общества, оно либо двигает страну вперед, либо тормозит развитие.

В основном, во всех странах и Европы, и Азии на пороге 21 века происходили реформы в сфере образования. Чтобы добиться успеха в сфере образования и воспитании, нужно учитывать положительный опыт других стран. Мне особенно импонирует опыт азиатских стран, особенно Японии. В основе системы непрерывного образования лежат высокие духовно-нравственные ценности. Заслуживает уважения изначальный подход к каждому ребёнку.

Учёный Масару Ибука пишет: «Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственной способности ребёнка- это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один-дураком.» Школе важно развить способности каждого ребёнка. Образование в Японии стимулирует развитие всего общества. Также интересен опыт работы японских учителей с талантливыми и одарёнными детьми. В школах ученики занимаются научными исследованиями.Учителя непрерывно профессионально развиваются, чтобы как можно больше дать талантливым детям. Во многом стимулирует работу с одарёнными внедрение ИКТ. В Японии воспитывается поколение детей, владеющих передовыми знаниями и технологиями. Мировой рейтинг любой страны в образовательной сфере определяется результатами, которые показывают её ученики, участвуя в международных исследованиях. Особенно важны исследования PISA ,TIMSS. Лидирующие позиции по результатам данных исследований также принадлежат странам Юго-Восточной Азии, в том числе Японии. Успех образовательных реформ в этой стране обеспечили следующие факторы: поддержка государства, сохранение национальной самобытности, гуманизация и гуманитаризация образования, ориентация на личность ребёнка, обучение креативности, неординарному мышлению, духовное обогащение детей; постоянное профессиональное развитие и совершенствование учителя. Во многом успешность образования в странах Азии обеспечивается наилучшим подбором педагогических кадров.

Также весьма важны три основных жизненных принципа, которым следуют взрослые японцы и приучают так жить своих детей: 1) Учись думать, принимай решения самостоятельно, ищи и находи лучшие пути решения проблемы; 2) Понимай красоту, воспитывай в себе чувство прекрасного, будь красив душой, добр сердцем, будь способен к сочувствию; 3) Будь здоров, вынослив, силён. Эти жизненные принципы формируют наиважнейшие качества личности, которые помогут любому человеку получить достойное образование.

Высок статус учителя в Японии. « Учитель - это национальное достояние. -считают японцы. «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай»,-гласит народная мудрость. Японцы с огромным уважением произносят слово Сэнсэй.

Учиться лучшему у других народов не стыдно, а даже нужно. Глава Казахстана, Нурсултан Абишевич Назарбаев точно и ёмко сказал: « В период глобализации для сохранения нашего достояния мы должны учитывать многое. В этой связке, к примеру, стоит брать пример с японцев, которые одеваются в кимоно, ходят в храмы и при этом создают новейшие разработки в области высоких технологий. Иными словами, сохранение самобытности вовсе не означает консервацию».

Реформы образования в Казахстана напоминают японское реформирование образования, «План радуги»: улучшение подготовки учащихся, развитие индивидуальности каждого ребенка, привлечение семьи, общественности, социальных, психологических служб школы; создание безопасного окружения для учащихся; создание школ нового типа; совершенствование подготовки и переподготовки учителей, введение системы поощрения; создание университетов мирового класса (Назарбаев Университет); выработка нового взгляда на образование 21 века.

Таким образом, чтобы образовательные реформы в Казахстане прошли успешно, нужно использовать положительный опыт других стран.

Чтобы преодолеть кризис в образовании Казахстана, нужно, прежде всего, начать с учителя, с его профессиональной компетентности. Я считаю, что роль учителя- определяющая. Каждому учителю необходимо непрерывно учиться, находиться в постоянном развитии. Быть учителем- это благородная миссия. Учитель должен понимать свою ответственность перед обществом и, в свою очередь, государство и общество должны способствовать повышению статуса учителя в Казахстане. Я вполне согласна с теорией Шульмана «Три помошника учителя». Чтобы быть успешным идеальным учителем, нужно быть профессионалом высокого уровня, обладать практическими навыками, обладать высоким уровнем духовности, а также иметь свои внутренние убеждения неподвластные никакой конъюнктуре. Государство должно создать условия для высокой профессиональной и допрофессиональной подготовки учителя. На уровне государства необходимо создать инфра сферу, в которой можно было бы повысить качество образования. Чтобы улучшить образование, нужно пересмотреть государственные стандарты. Нужно, чтобы они соответствовали мировому уровню. Также нужно разработать новые критерии оценки качества образования.

Образование Казахстана стоит на пути реформирования. В школах введены новые предметы: самопознание, «Абайтану», история Казахстана, краеведение. Период обучения в разных странах продолжается от 10 до 12 лет. В Германии и Великобритании обучение длится 13 лет. В Англии общий срок обучения в общеобразовательной школе- 13 лет. Достигая 14 лет дети могут поступать в профессиональные школы. В 16 лет они либо продолжают образование, либо идут работать. В этом возрасте они получают сертификат об образовании обычного уровня. Успешно обучившись 13 лет, учащиеся получают сертификат повышенного уровня. В дальнейшем можно продолжать образование в колледжах, институтах, получать профессионально- техническое и высшее образование. В Казахстане также будет осуществлен переход на двенадцатилетнее образование. Казахстан стремится соответствоватьмировым стандартам.

В некоторых европейских странах ( Германия, Франция) , а также в США и Канаде по результатам итоговых экзаменов можно поступить в ВУЗ. В Казахстане, имея сертификат об успешной сдаче ЕНТ, также можно поступить в любой ВУЗ Казахстана.

Казахстану следует равняться на таких лидеров образования как Япония, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Китай. По результатам международного исследования PISA- 2012 они лидируют. К сожалению, Казахстан только на 49 месте из 65. Я считаю, что именно поэтому в школах Казахстана необходимо особое внимание уделять развитию функциональной грамотности. Мне, как учителю русского языка, это особенно близко. В феврале 2015 года я окончила курсы повышения квалификации по программе: «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA». Мне было очень интересно побывать на этих курсах, поскольку я уже в течение десяти лет преподаю риторику в нашей школе- гимназии. Одной из важных составляющих этого предмета является совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, слушания, письма), а также изучение приемов работы с текстом, развитие рефлексивного и нерефлексивного слушания. Преподавая русский язык, русскую литературу, проводя факультативный курс «Риторика», стараюсь вырабатывать в своих учениках качества, важные для успешной речемыслительной деятельности: коммуникабельность, гибкость мышления, суггестивность, эмпатию, аутентичность, открытость, толерантность, умение мыслить логически. Все перечисленные качества необходимы нашим ученикам, чтобы стать успешными и востребованными в обществе. В институте я училась у замечательного педагога профессора Д. Х. Вагаповой. Уже в девяностые годы 20 века она издавала работы, учила студентов тому,как обучать детей функциональной грамотности. В Казахстане всегда были и есть сейчас талантливые педагоги, соответствующие мировому уровню. Моя важнейшая функция как учителя-предметника,- обучать детей функциональному чтению, потому что это очень востребовано в современном мире. Свою проблему для исследования я буду брать именно из этой области.

Одной из лучших в мире признана система образования Финляндии. Финские учителя считают, что грамотным должен быть каждый ученик. Общее с Казахстаном то, что образование бесплатное. Учебные программы тоже похожи. Важное преимущество финской системы образования в том, что всем ученикам гарантируются равные возможности. Эти возможности не зависят от социального положения ученика. Одарённым оказывается особая поддержка. Почти никогда в финских школах не оставляют на второй год. В школах Казахстана и в нашей школе тоже очень редко оставляют на второй год обучения, только в исключительных случаях.

В Сингапуре, Финляндии, Японии большое внимание уделяется прфессиональному росту учителя. В Казахстане также уделяется большое внимание повышению уровня квалификации учителей (учителя периодически учатся на курсах повышения квалификации в том числе и на уровневых, проходят личную аттестацию, занимаются научно-методической работой, публикуют работы, организуют творческие группы, создают портфолио и т.д.). В Казахстане постепенно повышается статус учителя. Например, учителям, прошедшим уровневые курсы повышают зарплату.

Передовая система образования и в Сингапуре, хотя она ещё довольно молода. Цель образования в Сингапуре- воспитание всесторонне развитой личности. Каждая школа в Сингапуре- особенная. Школа выбирает своё направление и развивает определённый вид одарённости. Преподавание ведётся на английском языке. Преимуществами данной страны является стабильная экономическая ситуация и высокий уровень жизни. Программа ThinkingSchoolsLearningNation(1997) позволила обучить и воспитать лидеров. Обучение десятилетнее, после второго класса и в среднем звене- экзамены. По результатам экзаменов происходит распределение учащихся по разным школам, происходит отбор в элитные. В Сингапуре детям дают не только предметные знания, но и учат мыслить логически, быть креативными, творческими.

В Казахстане необходимо наладить более тесную связь средней и высшей школой. Система высшего образования в Казахстане тоже реформировалась: переход на трёхуровневую структуру (бакалавриат, магистратура, докторантура; присуждение государственных грантов, программа «Болашак»).

Очень интересен для Казахстана опыт Южной Кореи. Там широко используют ИКТ, электронные учебники. В Казахстане, следуя примеру Южной Кореи, создаются «умные дома» и школы. Дополнительное образование в Южной Корее обязательно для всех. Дополнительное образование в Казахстане платное и только для тех , кто желает его получить.

Казахстан входит в число пятидесяти экономически развитых стран мира. Наша страна сотрудничает со многими странами мира. Казахстан изучает и перенимает лучшее, что есть в мировом образовании, интегрирует образование, науку и производство. Совершенствуется финансирование образования, его кадровое обеспечение. Постепенно повышается статус учителей.

Деятели казахстанского образования в своё время обратили внимание и на достижения Китая в сфере образования и переняли положительный опыт. Любопытен тот факт, что большинство населения этой страны долгое время было неграмотным (1949 год-80 процентов). Причина тотальной безграмотности- слабое развитие экономики и, как следствие- низкий уровень жизни. Благодаря продуманной государственной политике эту проблему удалось решить. В стране было открыто большое количество школ. В Китае обязательное начальное образование, 99 процентов детей школьного возраста посещают школу. Образование платное. Социологи подсчитали, что почти треть семейного бюджета родители учеников тратят на образование. Дети идут в школу с 6 лет. Учатся 9 лет. По окончании седьмого класса учащиеся сдают сложный экзамен. Результаты экзамена влияют на получение среднего образования и поступление в университет. Только получив хорошее образование, можно иметь хорошую работу. По результатам экзамена только лучшие ученики зачисляются в высшие учебные заведения. В Казахстане тоже существует такая практика.

Перед моей школой стоит много важных задач. Нужно продолжать внедрять индивидуально- личностный подход в обучение. Мотивировать в учениках стремление к получению качественного образования. Необходимо выстраивать урок, используя новые подходы обучения. Нам нужно более активно использовать ИКТ.

Чтобы реформа образования в нашей стране прошла успешно, нужно, чтобы каждый учитель начал с себя, с переосмысления своей роли в школе и в обществе в целом. Я хочу овладеть разнообразными стратегиями обучения и эффективно использовать их в учебном процессе. Я должна быть всегда интересна своим ученикам, а для этого нужно постоянно учиться, никогда не останавливаться на достигнутом. Буду добиваться того, чтобы на мои уроки дети шли с радостью и получали знания и умения, которые пригодятся им для успешной жизни. Моя задача как учителя- подготовить своих учеников к реальной повседневно меняющейся жизни.

6


© 2010-2022