Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Сборник 10-11 классы»/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Москва «Просвещение» 2011 и ориентирована на использование учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012.. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе среднего общего образования в объеме 68 часов. Согласно учебному плану МОУ БСОШ на 2014-2015 учебный год объем учебной нагрузки составляет в 10 классе - 34 ч (1ч в неделю),в11 классе -34 (1ч в неделю.)

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Общая характеристика учебного предмета. Язык - по своей специфике и значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения в организации учебного процесса в 10 классе:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

--дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-ёформировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

II. Содержание учебного курса

Общие сведения о языке (7ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (5 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Планируемые результаты обучения.



В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

в области создания устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

в области анализа текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля:

-устное сообщение на лингвистическую тему

-лабораторная работа

-диктант

-тест

-изложение с творческим заданием

-сочинение

-грамматические задания

-осложненное и творческое списывание и др.


Используемый учебно-методический комплект:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012.

Для реализации данной программы используются следующие формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

Контроль за уровнем обучения осуществляется через следующие формы : 4 контрольных сочинения - рассуждения,2 контрольных теста



.Перечень учебно-методических средств

1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Сборник 10-11 классы»/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Москва «Просвещение» 2011

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык, 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012..

3.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.-М.: Издательство «Экзамен», 2009

4.КИМы.Русский язык.10 класс/ сост. Н.В.Егорова.-М.:ВАКО,2014

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Элементы содержания

Кол-во

часов

Дата

план.

Дата

факт.

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке.

5

1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Три периода в истории русского языка.

1

03.09.

2

Русский язык в современном мире.

Роль русского язык в современном мире.

1

10.09.

3

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

1

17.09.

4-5

Рр. Изложение лингвистического текста

2

24.09.

01.10.

Русский язык как система средств разных уровней

2

6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней..

Словари русского языка

1

08.10.

7

Единицы языка. Уровни языковой системы..

Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис

1

15.10.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.

4

8

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии

. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение в стихотворной речи.

1

22.10.

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

. Выразительные средства русской фонетики.

1

29.10

10

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии..

Фонетический разбор

1

12.11.

11

Контрольная работа, включающая фонетический разбор.

1

19.11.

Лексика и фразеология.

6

12

Лексическая система русского языка.

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

1

26.11.

13

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления..

Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи

1

03.12.

14

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.

1

10.12.

15

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1

17.12.

16

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1

24.12.

Состав слова ( морфемика) и словообразование

4

17-18

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразования.

Выразительные словообразовательные средства.

2

19

Словообразовательный разбор.

1

20

Практическая работа по теме.

1

Морфология и орфография.

6

21-22

Обобщающее повторение морфологии.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

2

23

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1

24-25

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

2

26

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1

Речь, функциональные стили речи.

3

27

Язык и речь. Основные требования к речи.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннтонация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.

1

28

Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи , их общая характеристика.

1

29-30

Сочинение на одну из тем ( по выбору учащегося).

2

Научный стиль речи

4

31

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

32

Терминологические энциклопедии, словари и справочники

. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

1

33

Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте ( или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа).

1

34

Итоговая контрольная работа.

1







© 2010-2022