- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Торопова О.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Сборник 10-11 классы»/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Москва «Просвещение» 2011 и ориентирована на использование учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012.. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе среднего общего образования в объеме 68 часов. Согласно учебному плану МОУ БСОШ на 2014-2015 учебный год объем учебной нагрузки составляет в 10 классе - 34 ч (1ч в неделю),в11 классе -34 (1ч в неделю.)
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета. Язык - по своей специфике и значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения в организации учебного процесса в 10 классе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
--дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-ёформировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
II. Содержание учебного курса
Общие сведения о языке (7ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (5 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:
-
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
в области создания устного и письменного речевого высказывания:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
-
грамматической синонимии;
-
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
в области анализа текста и языковых единиц:
-
проводить разные виды языкового разбора;
-
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
-
грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля:
-устное сообщение на лингвистическую тему
-лабораторная работа
-диктант
-тест
-изложение с творческим заданием
-сочинение
-грамматические задания
-осложненное и творческое списывание и др.
Используемый учебно-методический комплект:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012.
Для реализации данной программы используются следующие формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Контроль за уровнем обучения осуществляется через следующие формы : 4 контрольных сочинения - рассуждения,2 контрольных теста
.Перечень учебно-методических средств
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Сборник 10-11 классы»/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Москва «Просвещение» 2011
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык, 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень -;Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования.- М., «Просвещение», 2012..
3.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.-М.: Издательство «Экзамен», 2009
4.КИМы.Русский язык.10 класс/ сост. Н.В.Егорова.-М.:ВАКО,2014
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Элементы содержания
Кол-во
часов
Дата
план.
Дата
факт.
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке.
5
1
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
Три периода в истории русского языка.
1
03.09.
2
Русский язык в современном мире.
Роль русского язык в современном мире.
1
10.09.
3
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
1
17.09.
4-5
Рр. Изложение лингвистического текста
2
24.09.
01.10.
Русский язык как система средств разных уровней
2
6
Взаимосвязь единиц языка разных уровней..
Словари русского языка
1
08.10.
7
Единицы языка. Уровни языковой системы..
Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис
1
15.10.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия.
4
8
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии
. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение в стихотворной речи.
1
22.10.
9
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
. Выразительные средства русской фонетики.
1
29.10
10
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии..
Фонетический разбор
1
12.11.
11
Контрольная работа, включающая фонетический разбор.
1
19.11.
Лексика и фразеология.
6
12
Лексическая система русского языка.
Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
1
26.11.
13
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления..
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи
1
03.12.
14
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.
1
10.12.
15
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
1
17.12.
16
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.
1
24.12.
Состав слова ( морфемика) и словообразование
4
17-18
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразования.
Выразительные словообразовательные средства.
2
19
Словообразовательный разбор.
1
20
Практическая работа по теме.
1
Морфология и орфография.
6
21-22
Обобщающее повторение морфологии.
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
2
23
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
1
24-25
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
2
26
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.
1
Речь, функциональные стили речи.
3
27
Язык и речь. Основные требования к речи.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннтонация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.
1
28
Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи , их общая характеристика.
1
29-30
Сочинение на одну из тем ( по выбору учащегося).
2
Научный стиль речи
4
31
Назначение научного стиля, его признаки и разновидности. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
1
32
Терминологические энциклопедии, словари и справочники
. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
1
33
Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте ( или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа).
1
34
Итоговая контрольная работа.
1