План урока по русскому языку по теме Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению

 Урок русского языка в 10 классеУчитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5г.Алагира, РСО-АланияБутаева Л. К.  Тема урока.  Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждениюЦели урока.  1. учить комплексному анализу текста как средству развития речевой компетенции;                         2. развивать умение исследовать художественный текст, определять его особенности;                        3. подготовка к выполнению творческого задан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по русскому языку по теме Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению.План урока по русскому языку по теме Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению.План урока по русскому языку по теме Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению.План урока по русскому языку по теме Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению.Урок русского языка в 10 классе

Учитель русского языка

и литературы МКОУ СОШ №5

г.Алагира, РСО-Алания

Бутаева Л. К.

Тема урока. Анализ художественного текста (отрывок из романа «Плаха» Ч. Айтматова). Подготовка к сочинению-рассуждению

Цели урока. 1. учить комплексному анализу текста как средству развития речевой компетенции;

2. развивать умение исследовать художественный текст, определять его особенности;

3. подготовка к выполнению творческого задания ЕГЭ (сочинение-размышление)

4. воспитание здорового образа жизни.

Оборудование

Портрет Ч. Айтматова, интерактивная доска, текст из романа «Плаха».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  1. Объявление темы урока.

  2. Сообщение цели урока.

Перед вами текст из романа «Плаха» киргизского писателя Чингиза Айтматова. Писатель с мировым именем, он был человеком, особенно остро ощущавшим свою ответственность за судьбы людей, за будущее планеты и Вселенной. В своих произведениях отразил самые проклятые вопросы земного существования. Наш современник, писатель, к сожалению, не дожил совсем немного до своего 80летия.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Плаха» Ч. Айтматова.

  1. Выразительное чтение текста (учитель или подготовленный ученик)

Авдий и Гришан, каждый по-своему, готовились к неизбежному поединку.

-Так ты велишь говорить впрямую, - прервал молчание Гришан.

- Зачем ты мутишь моих ребят? -Я пытаюсь наставить их на путь истинный, а, значит, слово «мутить» тут никак не подходит. -Ты - чокнутый, ты - фанатик собственного идиотизма. Прибыл, стало быть, с благородной целью, чтобы открыть глаза нам - падшим, промышляющим добычей анаши, торгующим и спекулирующим запрещенным дурманом. Прибыл распространять извечные спасительные идеи, от которых за три версты несет прописными истинами. А ты подумал прежде, какая сила тебе противостоит? -Подумал, и потому я здесь. Мне вовсе не безразлично, что будет, скажем с малолетним Ленькой, с Петрухой, да и с другими ребятами, что состоят при тебе. Да и с тобой тоже. Пойми, есть выход из тупика. Покайтесь вот здесь, прямо в степи, дайте себе слово отказаться от наживы, от порока, и тогда вы обретете подлинную человеческую суть. -Красиво звучит, черт возьми! Так знай, Каллистратов, у меня к Богу есть свой путь. Я помогаю людям изведать счастье, познать Бога в кайфе.

-Приближаясь к Богу, купленному за деньги? Ведь вслед за кайфом наступает полоса безумия и окончательная деградация души. Как с этим быть?

-А никак. На свете за все есть расплата. Гришан неожиданно замолчал. -Оставайся, я тебя не гоню. Попробуй, переубеди их, малолетних Ленек и разбитных Петрух. Я ничем, ни единым словом тебе не помешаю. Принимаешь мой вызов? -Принимаю! - коротко ответил Авдий.

(По Ч. Айтматову)



  1. Беседа по содержанию текста

Вопросы:

  1. С чего начинается работа над сочинением на ЕГЭ?

/c выявлением проблемы текста./

Проблема - сложный вопрос, волнующий конкретного человека в определенной ситуации, многих людей или все человечество.

- В данном тесте, проблема автором четко сформулирована?

- Обратим внимание на стиль этого текста. К какому стилю можно отнести этот текст?

/ Художественный смешанный с разговорным стилем/

В худож-ом тексте нет обобщений. Общее закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в чувствах, мыслях эмоциях, речи и поведении персонажей. В художественном тексте читатель двигается от конкретной ситуации к общей проблеме.

-Исходя из этого, вспомним важнейший признак текста - его информативность и попытаемся понять текст.

Один из важнейших признаков текста - его информативность.





1. Объясните значение выделенных слов.

2. Перескажите текст своими словами. О каком событии говорится в тексте.

За запрещенным дурманом с группой ребят отправляется Гришан. Он главарь этой группы. Среди них появляется Авдий, который убеждает ребят отказаться от этого занятия. Между Гришаном и Авдием происходит объяснение.

-Можно ли сказать, что этим исчерпывается содержание текста? Конечно, нет. Почему?

Основная мысль осталась непонятной. Информация в разговоре передается сжато, эмоционально, энергично.

Создавая эту ситуацию в романе у Айтматова была определенная идея, мысли, чувства, подчиняясь которым, он подобрал своих героев и так выстроил сюжет. Но он их «спрятал» за внешним содержанием, чтобы дать возможность читателю отыскать их и сопоставить с теми, что возникли у тебя.

- Давайте обратимся к именам, «говорящие» ли они?

Авдий(древнееврейское) - священнослужитель, служитель Бога. Вспоминается народная поговорка. Наш Авдий никому не злодей.

- Каково звучание имени?

Звучание производит впечатление чего-то хорошего, красивого, величественного, спокойного, мягкого.

Каллистратов(греч.) - прекрасный войн (от имени Каллистрат). Святой мученик Каллистрат - войн и дружина его(из 49 воинов) пострадали за веру Христову около 304г.

Гришан от Григорий (древнегреч)означает бодрый, неспящий. Сильное, быстрое, мужественное и злое имя. Звучание Гришан характерно для улицы, преступного мира (ассоциации пахан, братан, друган и т.д.). прозвище, кличка.

-Выпишем еще ключевые слова, художественные детал и, раскрывающие образы героев.

Авдий

наставить,

на путь истинный

спасительные идеи

истина

спаситель подлинная человеческая суть

Гришан

мутить, зло

тупик, нажива

порок, кайф

безумие, деградация, смерть,

фанатик идиотизма, чокнутый.

-Дайте характеристику каждому герою.

/ответы учащихся/

-Авдий и Гришан - это не только, два героя, но и два мира, две истины, два пути, две цел и т.д.

1. Каковы их жизненные цели?

Цель Гришана - нажива(получение прибыли преступным путем)

Цель Авдия - наставить (дать нравоучительный совет, научить чему-либо хорошему) (благородная цель).

Что движет Гришаном и Авдием?

Гришаном движет личная корысть, и ему все равно, что будет и станется с малолетним Лехой и разбитным Петрухой?

Авдий пришел помоч людям, попавшим в беду. Ему не безразлична судьба ребят из группы Гришана и самого главаря.

- О какой беде мы говорим? Какие слова указывают на это?

Беда, о которой говорится в тексте, называется наркомания.

-Почему путь Гришана - путь в тупик?

Потому что наркомания - это безумие, деградация души и расплата (смерть).

-Видит ли Авдий выход из тупика и какой?

Видит. Покаяние, отказ от преступления, от безнравственного поведения и обретение человеческой сути.

-Можем ли мы теперь сказать, чего хотел достичь автор, рассматривая конкретную ситуацию?

/Ч. Айтматова стремится донести до читателя мысль о том, что на эту беду непременно нужно откликнуться, как на пожар в собственном доме, как на страшную катастрофу./

-В каких строках эта позиция позвучала четко?

-…Принимаешь ли мой вызов?

-Принимаю! - коротко ответил Авдий.

Вызов - готовность вступить в борьбу, стремление.

-Ответом на какой вопрос является мысль Айтматова?

Как уберечь от разрушительного влияния наркомании тех, кто ступил на этот путь?

Как переубедить людей, ступивших на путь наркомании? Как помочь им начать новую жизнь.

-Какой прием использует автор в раскрытии проблемы?

/Антитеза, противопоставление/

-Какое чувство передается с помощью этого приема?

/Напряженность/

-К какой категории относится данная проблема? Дайте ей определение. Почему?

-Какие чувства автора отразились в тексте?

/Тревога, отзывчивость, обеспокоенность/

-Как характеризует автора выбор в данной проблемы?

Автор тревожиться за рост наркомании, за утрату веры высокую мораль, за падение нравов, за судьбу человека.

Слова учителя

Текст прочитан, понят, выявлена проблема, определена позиция. Читатель должен высказаться по поводу позиции автора и аргументировать.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что большие затруднения вы испытываете в том, как начать сочинение.

Композиция сочинения:

  1. Вступление

  2. Основная мысль(проблема, позиция, коммент.,собств.поз.)

  3. Заключение.



  1. Варианты вступлений.

  2. Варианты заключений.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Ч. Айтматова.











© 2010-2022