- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеснокова И.К. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИМОРСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующий методкабинетом Замдиректора по УР
________________Т.А. Юдина __________Т.С. Самойленко
«___»___________2015 г. «___»_____________2015 г.
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Русский язык и литература
Для специальностей
технического профиля
Владивосток
2015
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 09.02.02 «Компьютерные сети» дисциплины «Русский язык и литература».
Организация-разработчик:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Приморский политехнический колледж»
Разработчик:
Чеснокова И.К., преподаватель краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Приморский политехнический колледж»
Рассмотрено на заседании ОМК ООГСЭД
Протокол №____от «___»_________2015 г.
Председатель____________ Пасещнюк Н.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..……13
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….…...19
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСПЛИНЫ………………………………………………………………………..…….22
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел «русский язык»
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» включает в себя раздел «Русский язык», который является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальностям технического профиля: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 09.02.02 «Компьютерные сети».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к циклу ОУД (обязательных учебных дисциплин).
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачами курса являются:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Студент должен знать:
- связь языка и истории; культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Студент должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевого оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников; создавать высказывания разных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения и на письме все виды норм русского литературного языка.
Приобретённые знания и умения студенты должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования коммуникативных способностей, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
РАЗДЕЛ «ЛИТЕРАТУРА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» включает в себя раздел «Литература», который является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальностям технического профиля: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 09.02.02 «Компьютерные сети».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к циклу ОУД (обязательных учебных дисциплин).
Цели и задачи учебной дисциплины «Литература» - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
-
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятие информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
-
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
-
воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
-
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды
Задачи дисциплины:
-
Развитие и совершенствование общих компетенций, включающих в себя:
ОК.1 - литературоведческая - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе и его влиянии на жизнь общества;
ОК.2 - коммуникативная - овладение монологической и диалогической речью, умением перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде; проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); самостоятельное выполнение различных видов творческих работ;
ОК.3 - культуроведческая - осознание литературы как формы выражения национальной культуры, её связи с мировой культурой, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; отражение в русской литературе традиционного русского быта, духовной культуры русского и других народов; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, художественного читательского вкуса;
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
- историко-культурный процесс 19 века;
- периодизацию русской литературы 19 века;
- самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала);
- взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке;
- феномен русской литературы;
- взаимодействие разных литературных стилей и направлений;
- литературную критику;
- эстетическую полемику;
- журнальную полемику;
- общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;
- неповторимость развития русской культуры;
- новаторство литературы начала 20 века;
- многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы послереволюционных лет;
- роль искусства в жизни общества;
- полемику по вопросам литературы;
- противоречивость развития культуры в 20 годы;
- литературные группировки и журналы;
- полемику партии в области литературы в 20-е годы;
- становление новой культуры в 30-е годы;
- новые тенденции в литературе 50 - 80-х годов;
- публицистическую направленность художественных произведений 80-х годов.
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод, сцену изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки литературы народов России, формирования межнациональных отношений.
Приобретённые знания и умения студенты должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования коммуникативных способностей, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и литература»
2.1. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература».
Максимальная учебная нагрузка студента 293 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 195 часов;
самостоятельной работы студента 98 часов.
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
293
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
98
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
Итоговая аттестация в форме экзамена в I и II семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
Содержание учебного материала
4
2
-
Русский язык в современном мире. Его роль в обществе
-
Русская литература в современном мире. Ее роль обществе
Раздел 2.
Русский язык и литература
Содержание учебного материала
192
2
-
Стили и типы речи
-
Периодизация русской литературы. Основные литературные направления
-
Лексические нормы. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление
-
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина
-
Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление
-
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (мотивы одиночества, обреченности, любовь к родине)
-
Употребление устаревших слов и неологизмов. Употребление фразеологизмов
-
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя Особенности жанра и композиции. Образ Чичикова
-
Орфоэпические нормы русского языка
-
Роман «Обломов» И.А. Гончарова Творческая история создания романа. Образ Ильи Ильича Обломова
-
Орфографические нормы. Употребление «ь» для обозначения на письме мягкости согласных. Употребление «ь» для обозначения грамматических форм
-
Пьеса «Гроза» А.Н. Островского - творческая история создания. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры
-
Правописание гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и «ц»
-
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Творческая история создания, особенности композиции, нравственная проблематика романа. Идейные споры «отцов» и «детей»
-
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок «пре» и «при»
-
Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», его нигилизм. Любовь в жизни героя (Базаров и Анна Сергеевна Одинцова)
-
Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных «ъ» и «ь»
-
Русская поэзия второй половины XIX века. Лирика Ф.И.Тютчева - особенности лирики
-
Буквы «ы» и «и» после приставок. Буквы «е» и «о» после шипящих и «ц»
-
Особенности лирики А.А.Фета
-
Имя существительное. Род, число, падеж и склонение существительных
-
Особенности лирики Н.А. Некрасова -гражданский пафос, народность
-
Правописание «И» и «Е» в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа
-
Основные мотивы повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
-
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
-
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
-
Правописание суффиксов имен существительных
-
Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра и композиции, социальная и нравственно-философская проблематика
-
Правописание сложных имен существительных. Контрольная работа
-
Трагичность образа Родиона Раскольникова. История семейства Мармеладовых - трагедия «маленького человека» в романе
-
Имя прилагательное. Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных
-
Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
-
Правописание «Н» и «НН» в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
-
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
-
Имя числительное. Правописание и употребление числительных
-
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Проблема истинного и ложного патриотизма в произведении
-
Местоимение. Особенности употребления местоимений. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
-
Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого - творческая история создания романа, жанровое своеобразие, особенности композиции, проблематика романа
-
Глагол. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с "тся" и "ться"
-
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
-
Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий
-
Женские образы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
-
Краткие и полные страдательные причастия. Правописание «Н» и «НН» в прилагательных и причастиях
-
Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
-
Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Контрольная работа
-
Рассказы А.П. Чехова
-
Наречие. Правописание наречий. Правописание «Н» и «НН» в словах разных частей речи
-
Новаторство Чехова в драматургии. Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова
-
Предлоги. Правописание предлогов
-
Основные мотивы рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»
-
Союзы. Правописание союзов
-
Творчество Александра Сергеевича Куприна. Основные мотивы рассказов «Олеся», «Гранатовый браслет»
-
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц
-
Творчество Максима Горького. Основные мотивы рассказа «Старуха Изергиль»
-
Правописание «НЕ» со словами разных частей речи. Правописание частицы «НИ»
-
Жизнь и творчество Александра Блока. Основные мотивы лирики
-
Синтаксические нормы. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым
-
Поэма Александра Блока «Двенадцать» - композиция, сюжет, интонационное разнообразие
-
Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного «ДВА», «ТРИ», «ЧЕТЫРЕ» и существительного в родительном падеже
-
Творчество С.А. Есенина. Основные мотивы лирики
-
Знаки препинания между однородными членами
-
Творчество В.В. Маяковского. Новаторство поэзии Маяковского
-
Однородные и неоднородные определения
-
Творчество М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики
-
Обособление определений
-
Творчество О.Э. Мандельштама. Основные мотивы лирики
-
Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными
-
Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Проблематика повести «Собачье сердце»
-
Обособленные приложения и дополнения
-
Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»
-
Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства
-
Роман-эпопея «Тихий Дон» - судьбы русского народа и казачества в годы Гражданской войны
-
Сравнительные обороты
-
Образ Григория и Аксиньи в романе-эпопее «Тихий Дон»
-
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции
-
Жизненный и творческий путь Анны Ахматовой. Особенности ранней лирики. Поэма "Реквием" (основные мотивы)
-
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
-
Творчество А. Т. Твардовского. Поэма «Василий Теркин»
-
. Сложноподчиненные предложения с придаточными
-
Творчество Васильева Б.Л. Обзор повести «А зори здесь тихие…»
-
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
-
Творчество Богомолова В.О. Обзор повести "Иван"
-
Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
-
Творчество А.И. Солженицына. Обзор романа «Архипелаг Гулаг»
-
Прямая и косвенная речь. Прямая речь. Замена прямой речи косвенной
-
Основные мотивы рассказов В.М. Шукшина - «чудики» русской жизни
-
Цитаты
-
Обзор произведений У. Шекспира ("Гамлет", "Ромео и Джульетта")
-
Топонимика. Улицы г. Владивостока (виртуальная прогулка)
-
Виктор Астафьев. Повесть «Царь-рыба»
-
Сочинение - рассуждение "Что появилось первым: язык или письменность?"
-
Валентин Распутин «Нежданно-негаданно», "Уроки французского"
-
Современная массовая литература. Черты. Авторы
-
Годовая контрольная работа по русскому языку
-
Годовая контрольная работа по литературе
-
Подведение итогов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа со словарями, выполнение заданий, анализ слов и словосочетаний, лингвистический анализ предложений и текста, подготовка к контрольным работам, чтение произведений, подготовка к сочинениям, составление рефератов.
98
Итого:
293
-
Уровень усвоения
Название уровня
Характеристика уровня
0 (нулевой)
Понимание
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I
Узнавание
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II
Воспроизведение
Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III
Применение
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV
Творчество
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык»;.
- комплект учебно-наглядных пособий «Литература».
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- рабочая доска;
- компьютер;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч.1, 2). 11 кл. - М., Дрофа, 2011
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - М.: Просвещение, 2013
3. Герасименко Н.А. Русский язык - Изд.: «Академия» - М: 2012
4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах - М.: Просвещение, 2013
5. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. (ч.1, 2 ). 10 кл. - М., Просвещение, 2011
6. Обернихина Г.А. Литература (для НПО и СПО). Изд. М., «Академия», 2012
Дополнительная литература:
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2012
2. Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2010
3. Капитанова Л. А. Л. Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2011
4. Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2010
5. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2012
6. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 2013
7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2010
8. Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2011
9. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012
10. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 2013
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 2012
12. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.. Справочник по русскому языку. - М.: Айрис пресс, 2013
13. Савко И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы.- М., 2011
14. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2010
15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 2011
16. Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. - М.: Эксмо, 2013
17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 2012
18. Якушин Н. И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2012
19. Якушин Н. И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2012
20. Якушин Н. И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2012
21. Lib.ru - электронная библиотека
22. Gramota.ru - справочно-информационный портал по русскому языку. Словари. Исследования. Учебники по русскому языку
4. Контроль и оценка результатов освоения разделов УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1. Раздел «Русский язык»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль
практические задания, устный опрос
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевого оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
практические задания, устный опрос
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
практические задания, устный опрос
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
практические задания, контрольная работа
извлекать необходимую информацию из различных источников; создавать высказывания разных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения
практические задания
применять в практике речевого общения и на письме все виды норм русского литературного языка
практические задания, устный опрос
Знания:
связь языка и истории; культуры русского и других народов
устный опрос, реферат
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
устный опрос, практические задания
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
устный опрос, практические задания
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
устный опрос, практические задания, контрольная работа
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
устный опрос, практические задания, контрольная работа
4.2. Раздел «Литература»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
воспроизводить содержание литературного произведения
Выразительное чтение, анализ текста
анализировать и интерпретировать художественного произведения
Письменная работа, устное выступление
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Сочинение, творческая работа
определять род и жанр произведения
Письменная работа, устное выступление
выявлять авторскую позицию
Письменная работа, устное выступление
выразительно читать изученные произведения
Публичное выступление
аргументировать отношение к литературному произведению
Сочинение, творческая работа
писать рецензии на произведения
Сочинение, творческая работа
Знания:
историко-культурный процесс 19 века
Устный опрос, тест
периодизацию русской литературы 19 века
Устный опрос, тест
самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала)
Устный опрос, тест, рефераты
взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке
Рефераты, сообщения
феномен русской литературы
Устный опрос
взаимодействие разных литературных стилей и направлений
Письменная работа, опрос
литературную критику
Рефераты, сообщения
эстетическую полемику
Рефераты, сообщения
журнальную полемику
Рефераты, сообщения
общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе
Устный опрос, тест
неповторимость развития русской культуры
Устный опрос, тест
новаторство литературы начала 20 века
Проверка знаний литературных произведений.
многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы послереволюционных лет
Проверка знаний литературных произведений.
роль искусства в жизни общества
Проверка знаний литературных произведений.
полемику по вопросам литературы
Проверка знаний литературных произведений, устный опрос
противоречивость развития культуры в 20 годы
Проверка знаний литературных произведений.
литературные группировки и журналы
Проверка знаний литературных произведений.
полемику партии в области литературы в 20-е годы
Проверка знаний литературных произведений, устный опрос
становление новой культуры в 30-е годы
Проверка знаний литературных произведений.
новые тенденции в литературе 50 - 80-х годов
Проверка знаний литературных произведений.
публицистическую направленность художественных произведений 80-х годов
Проверка знаний литературных произведений.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
86 - 100
5
Отлично
76 - 85
4
Хорошо
75 - 61
3
Удовлетворительно
Менее 61
2
Неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.