Урок русского языка в 6 классе «Имена числительные в Олимпийских играх»

Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. Предложенная разработка урока русского языка – попытка ввести материал, связанный с историей Олимпийских игр, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим материалом по темам «Разряды имени числительного» и «Имя числительное в языке и речи» (программа 6 класса). Материал занятия может лечь в основу нескольких уроков или внеклассного мероприятия (...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имена числительные в Олимпийских играх.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

образовательные - раскрыть понятия «количественные» и «порядковые»

числительные, определить синтаксическую роль имен числительных в предложении;

развивающие - способствовать формированию у детей умений и навыков

общения и сотрудничества; развивать орфографическую зоркость, умение

распознавать имена числительные; развивать монологическую речь;

воспитательные - воспитывать интерес к родному языку и прошлому страны через обсуждение Олимпийских игр 20014г.

Оборудование: презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2), видеоролик (Приложение 3), учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык», 6 класс.

План урока:

1. Самоопределение к деятельности (3мин)

2. Актуализация знаний (5мин)

3. Постановка учебной задачи (5 мин).

4. Построение проекта выхода из затруднения (2мин).

5. Первичное закрепление (15мин)

6. Физминутка (1 мин)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону(5 мин)

9. Рефлексия (3мин)

10. Домашнее задание (2 мин)



Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (3мин)

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей улыбкой. Садитесь.

- Откройте тетради запишите число, классная работа. Оставьте 1 строчку для темы урока.

2. Актуализация знаний (5мин)

«Как правильно?»

  • (широко)плечий атлет

  • (лимонно)жёлтое кольцо

  • (сто)метровая дистанция

  • (спортивно)оздоровительный бег

  • (легко)атлетическое упражнение

  • (ослепительно)белый цвет флага

  • (разно)цветные кольца

  • (юго)восточный ветер

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

+ последнее

- Какой темой связаны словосочетания?

+ Олимпиада

3. Постановка учебной задачи (5 мин).

- Просмотрите видеоролик. Без каких слов невозможен репортаж о спортивных соревнованиях?

+ Разговор о спорте невозможен без привлечения цифр?

- К какой части речи можно отнести данные слова?

+ числительные

- Давайте запишем словосочетания с числительными.

+ второй день, двадцать вторые игры, четыре медали, три тысячи метров, четвертое место, первые строчки.(на доске)

- Как вы думаете, какова тема урока?

+ Имена числительные в Олимпийских играх.

- У вас на столах лежат карточки. Заполните первый столбик. Что вы знаете об имени числительном?

- А что хотите узнать?

- Это и будет целью нашего урока

+ числительное, количественные и порядковые и их роль в предложение, правильное употребление в речи.

- эпиграф

4. Построение проекта выхода из затруднения (2мин).

А)- На какой вопрос отвечают данные слова?

+ Сколько? Какой?

- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? Какой?

+ количество и порядок

- Как их можно назвать?

Б) Чтение правила на с. 145.

- Какие числительные называются порядковыми, количественными?

5. Первичное закрепление (15мин)

А) Спишите. Вставьте и объясните условия выбора данной орфограммы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми -п. Подчеркните как члены предложения.

Факел зимних Ол..мпийских игр зажжён в две тысячи четырнадцатом году в Сочи! Открытие Олимпийских игр состоялось седьмого февраля. Первую медаль России принесла к..нькобежка Ольга Графф. Самой м..л..дой уча..ниц.. Юлии Липницкой пятнадцать лет. На олимпиаду приехали два предст..вителя таджикской сборной. Сорок три спортсмена из Украины пр..были завоевывать медали.

Вывод:

- Какими членами предложения могут быть числительные?

- Каким членом предложения являются числительные в сочетании с существительным?

Б) - Что случилось?

- К нам на спортивную базу пробрался двоечник. Он утверждает, что каждый

шестиклассник знает, что первым олимпийским талисманом был стилизованный лыжник

Шюсс - игрушка, созданная для зимних Олимпийских игр 1968 в Гренобле (Франция).

Зимние Олимпийские игры 1972 в Саппоро (Япония) не имели своего талисмана. На

летних Играх того же года в Мюнхене (Германия) талисманом стала такса Вальди.

Именно с нее начинается традиция официальных талисманов Олимпийских игр.

(Слайд3)

- Но почему свистит судья?

- Он утверждает, что слова двоечник и шестиклассник не прошли face-control . Это не

числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.

- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящимся к

другим частям речи?

- Давайте определим, какие слова лишние?

Два спортсмена

Двое на трассе

Двоюродный

Двойка

Двойник чемпиона

Тройной тулуп

Пятак

Пятый в заплыве

Пятиклассник

Пять олимпийских колец

Три фигуристки

Утроить результат

Определяя части речи, работаем в парах.

Вывод:

- Какие слова являются числительными?

6. Физминутка (1 мин)

Флэш-моб под гимн Олимпийских игр (проводят ранее подготовленные дети)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону(5 мин)

На выбор!!!

- При следующей работе нам придётся разделиться, чтобы собрать как можно больше материала.

- 1 вариант: вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок, фразеологизмов с числительными, придерживаясь теме урока. Сверху над числительными укажите разряд (количественные или порядковые).

Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков. Пять братьев годами равные, ростом разные. Семь пятниц на неделе. Четыре брата стоят под одной шляпой, одним кушаком подпоясаны.


- 2 вариант выпишет из данных слов только слова с числительными. Составьте с одним из них распространенное предложение.

Пятигранный, двадцать семь, семидесятый, сто, пятьсот, десятка, миллион, сотня, пятиэтажный, двойник, двойка, два, второй.

- 3 вариант займется редактированием текста. Здесь числа в предложениях записаны цифрами. Ваша задача записать их словами, выбрав в скобках правильный вариант.

3 вариант: В 2014 (две тысячи четырнадцатом, двух тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых, двадцати вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи будут участвовать спортсмены более 80 (восемьдесят, восьмидесяти) стран. Это около 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи, семью) видах спорта по 98 (девяноста восьми, девяносто восьми) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну и др.

- Что нужно уметь и знать, чтобы правильно произносить числительные?

+ Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам, числам и родам

- Это мы запланируем изучение морфологических признаков на следующий урок.

9. Рефлексия (3мин)

А) Ребусы

Б) Заполните 3 столбик карточки, что нового вы узнали об имени числительном?

10. Домашнее задание (2 мин)

- На выбор:

+ Написать сочинение: "Сочи принимает Олимпиаду в 2014 году". ( или " Мой любимый вид спорта") указать разряд числительных

+ упр. 347


© 2010-2022