- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Есликовская В.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ Л.М. Лазовская
«___» ___________ 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №60» _____________В.А. Материкин
приказ № ___
от «___» ______________2015 года
Рабочая программа
элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
для 10 - 11 классов
Автор-составитель:
Есликовская В.Н.
БАРНАУЛ, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 - 11 классах состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, применяя возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первх, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитиывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.)
Для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография - 10 класс, пунктуация - 11 класс. Такой подход не исключает, а, напротив, подразумевает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Авторская программа рассчитана на 68 часов (34 часа отводится на курс 10 класса, 34 часа - на курс 11 класса ), взятых из компонента образовательного учреждения
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения основной цели курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении:
-
работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
-
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла через письмо;
-
работа с разнообразными лингвистическими словарями, в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию о происхождении слова , объясняет его написание;
-
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.
В основе учебной деятельности лежит коммуникативно-деятельностный подход
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для осуществления контроля предусмотрены такие формы, как классные письменные работы, устный опрос, классные тестовые работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся по окончании курса должны:
знать/понимать:
-
принципы русской орфографии и пунктуации;
-
основные разделы орфографии, виды орфограмм;
-
изученные лингвистические понятия;
уметь
-
извлекать, понимать, передать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию;
-
связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. С.И. Львова. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт. - сост. С.И. Львова]. М., Мнемозина, 2009
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Форма организации занятия
Виды контроля
Проект
ные работы
Контр.
Работы
Работы по р/р
Особенности письменного общения (2 часа)
1
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности, формы речевого общения.
1
Лекция
2
Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.
1
Лекция с элементами беседы
ОРФОГРАФИЯ (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2 часа)
3
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
1
Лекция
4
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
1
Практикум
Правописание морфем (18)
5
Система правил, связанных с правописанием морфем; ведущий принцип русского правописания.
1
Лекция
6
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня
1
Практикум
7
Правописание гласных корня.
1
Практикум
8
Правила, нарушающие единообразие написания корня; понятие о фонематическом принципе.
1
Лекция
9
Группы корней с чередованием гласных
1
Практикум
10
Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.
1
Тренинг
11
Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне.
1
Практикум
12
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
Исследование
13
Правописание приставок .
1
Практикум
14
Система правил, связанных с написанием суффиксов в разных частях речи.
1
Лекция
15
Типичные суффиксы имён существительных и их написание.
1
Комплексный анализ текста
16
Типичные суффиксы прилагательных и их написание.
1
Практикум
17
Типичные суффиксы глагола и их написание.
1
Семинар
18
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1
Практикум
19
Правописание Н и НН в в полных и кратких форм прилагательных и причастий.
1
Практикум
20
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
1
Практикум
21
Взаимосвязь, значения, морфемного строения и написания слова.
1
Лекция
22
Этимологическая справка как приём объяснения написания слова.
1
Семинар
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)
23
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
1
Лекция с элементами беседы
24
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
1
Практикум
25
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
1
Практикум
26
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.
1
Практикум
1
27
Особенности написания производных предлогов.
1
Практикум
28, 29
Образование и написание сложных слов
2
Практикум
30
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1
Практикум
31
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1
Практикум
32
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
1
Практикум
Написание строчных и прописных букв (2 часа)
33
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Практикум
34
Работа со словарём «Прописная или строчная?»
1
Тренинг
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Форма организации занятия
Виды контроля
Проект
ные работы
Контр.
Работы
Работы по р/р
Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
1
Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет в частной и деловой переписке
1
Лекция
2
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении: электронная почта, виртуальные дискуссии и т.д.
1
Лекция с элементами беседы
ПУНКТУАЦИЯ (32 часа)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)
3
Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
1
Лекция
4
Принципы русской пунктуации.
1
Практикум
5
Разделы русской пунктуации.
1
Лекция
6
Знаки препинания в конце предложения.
1
Лекция
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)
7
Знаки препинания между членами предложения.
1
Практикум
8
Знаки препинания между однородными членами предложения, соединёнными союзной и бессоюзной связью.
1
Практикум
9
Однородные и неоднородные определения.
1
Анализ текста
10
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
1
Практикум
11
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
1
Тренинг
12
Обособление приложений.
1
Комплексный анализ текста
13
Обособление обстоятельств.
1
Практикум
14
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями .
1
Практикум
15
Выделение голосом при произношении уточняющих, поясняющих, и присоединительных членов предложения.
1
Практикум
16
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.
1
Комплексный анализ текста
17
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
1
Практикум
18
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
1
Семинар
19
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.
1
Практикум
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
20
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
1
Практикум
21
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
1
Лекция
22
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
1
Комплексный анализ текста
23
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
1
Практикум
24
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
Практикум
25
Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
1
Практикум
26
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
Практикум
1
27
Сочетание знаков препинания.
1
Практикум
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
28
Прямая и косвенная речь
1
Практикум
29
Оформление на письме прямой речи и диалога.
1
Практикум
30
Разные способы оформления на письме цитат.
1
Практикум
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
31
Связный текст как совокупность предложений.
1
Практикум
32
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста
1
Практикум
33
Авторские знаки
1
Тренинг
34
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
1
Комплексный анализ текста