- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Задания к школьному этапу олимпиады по литературе (10 класс)
Задания к школьному этапу олимпиады по литературе (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абибуллаева Г.О. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ШКОЛЬНЫЙ ТУР
10 класс
Задание 1.
Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов.
-
Самый крупный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
-
Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
-
Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения - жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства - разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного
круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальная оценка 10 баллов
Задание 2. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог __________________________________________________________________ Овстуг_____________________________________________________________________
Симбирск___________________________________________________________________
Спасское-Лутовиново_________________________________________________________
Спас-Угол.__________________________________________________________________
Максимальная оценка 5 баллов
Задание 3. В античном стихосложении это явление было правилом. В системах стихосложения, использующих рифму, - исключением. Однако это исключение можно найти в произведениях почти всех русских поэтов. Назовите явление и приведите примеры произведений, в которых оно используется.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальная оценка 10 баллов
Задание 4. . Назовите авторов и жанры произведений:
1)«Квартет»___________________________________________________________________
2) «Дикий помещик» ___________________________________________________________
3)«Ревизор»___________________________________________________________________
4) «Повесть временных лет» ____________________________________________________
5) «Хамелеон»_________________________________________________________________
6) «Капитанская дочка»_________________________________________________________
7) «Война и мир»_______________________________________________________________
8) «Мертвые души»____________________________________________________________
9) «Борис Годунов»____________________________________________________________
10) «…на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»_____________________________________
Максимальная оценка 10 баллов
Задание 5. Анализ поэтического текста
Максимальное количество баллов - 30
Должен быть реализован последовательный анализ текста: идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и техника стиха. Дополнительно оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней.
Сергей Есенин «Буря»
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Максимальная оценка 10 баллов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ШКОЛЬНЫЙ ТУР
10 класс
Ответы
Задание 1. За название жанра-1 балл, за пример-0,5 балла, за указание автора-0,5 балла
1.Эпопея
2.Элегия
3.Мемуары
4.Роман
5.Новелла
Максимальная оценка 10 баллов
Задание 2. Таганрог - А.П. Чехов, Овстуг - Ф.И. Тютчев, Симбирск - И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, Спас-Угол - М.Е. Салтыков-Щедрин.
Максимальная оценка 5 баллов
Задание 3.
Белый стих (1балл), (А.С. Пушкин - "Вновь я посетил...", "Борис Годунов", "Маленькие трагедии"; А.К. Толстой - драматическая трилогия; В.А. Жуковский - "Замок на берегу моря"; М.Ю. Лермонтов - "Слышу ли голос твой").
За пример - 0,5 балла, за указание автора - 0,5 балла. Максимальная оценка 10 баллов
Задание 4. За название жанра-0,5 балла, за указание автора- 0,5 балла. Максимальная оценка 10 баллов
Анализ поэтического текста
Максимальное количество баллов - 30
Должен быть реализован последовательный анализ текста: идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и техника стиха. Дополнительно оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней.
1.Биографический и литературный контекст - 4 балла
2.Жанр, форма - 1 балл
3.Поэтическая тема, идея - 2 балла
4.Композиция - 2 балла
5.Лирический герой - 4 балла
6.Лексический уровень - 2 балла
7.Тропы - 3 балла
8.Синтаксические фигуры - 3 балла
9.Ритм, звукопись - 3 балла
10.Восприятие - 2 балла
11. Самостоятельность - 1 балл
12. Речь (целостность, законченность высказываний) - 3 балла
Максимальная оценка 65 баллов