Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс и его роль в слове

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект пробного урока по русскому языку.

Класс:

Дата: 08.12.15

Тема: Суффикс и его роль в слове.

Цель: познакомить обучающихся с понятием суффикс.

Задачи:

Познавательная: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, определять значение и роль суффикса в слове;

Развивающая: развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова, развитие умений находить суффикс в слове.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока

Содержание

УУД, принципы

Ι.


II


III

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Илюза Талгатовна. Надеюсь сегодня на уроке все будут активно работать, и мы с вами узнаем много интересного, садитесь!

Минутка чистописания.

«Красиво писать - красоту творить» - гласит народная мудрость.

Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать)

Слайд

-Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл (Пишу на доске)

Словарная работа

-Записываем словарь с красной строчки. Я буду загадывать загадки и задавать вопросы, а вы будете отгадывать какие это слова и подбирать однокоренные слова. Слушаем внимательно слова записываем в столбик, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

  1. Вновь играя и шаля,

Перед носом корабля,

Над водой мелькают спины,

Мчатся шустрые ...(Дельфины)

Дельфин - дельфинчик

2. На стене висит давно

На холсте всего полно

Лес и речка, и машина

Называется …(Картина)

Картина-картинка.

3. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)

Дождь-дождик

4. Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
(Солнце)

Солнце-солнышко

5. Зимой беленький, а летом серенький.
(Заяц)

Заяц-зайчонок

6. Он за партою одной

Целый год сидит со мной.

Карандаш мне, ручку даст,

Никогда скучать не даст.

И его надежней нет,

Он по парте мой... (сосед)

Сосед-соседка

7.Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(Зима)

Зима-зимушка

- Ребята подумайте при помощи, какой части слова образовались однокоренные слова?


IV


Формулирование темы и цели урока.

- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три».

- Правильно, это суффикс.

-Какова тема нашего урока?

-Суффикс

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры.

2. Найти (выделить) суффикс в словах.

3. Составить схему слова.

4. Определить значение суффикса в слове.

5. Придумать слова с суффиксами.

6. Найти слова с суффиксами в тексте.

- Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

V

Вспоминаем то, что знаем.

1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя.

- В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением.

Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, - суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч.

Вывод: суффиксы служат для образования новых слов.

2. Упр. 194.

Этапы работы:

1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.

2) Орфографическое задание - нахождение слов с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках:

Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д.

Появился, помою, прижму, поцелую, пожму.

3) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке.

Устное составление предложений с этими словами.

4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка.

3. Упр. 195 - развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности).

Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная.

Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик - книжища (для него она очень большая), великан - книжечка или книжица (для него она маленькая).

Запись и разбор слов:

Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс и его роль в слове



VI



VII

Итог урока

- Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание - для образования форм слов и связи слов в предложении.)

- Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.)

Рефлексия

На слайде

- Выберите предложения, которое отражает вашу оценку деятельности и прочитайте его.

Я понял тему урока.

Я испытывал затруднения при выполнении упражнений.

Я не понял тему урока.

У меня всё получилось.

Я хорошо работал на уроке.


VIII

Д/з

Упр. 6, с. 164.

Доп. Упражнение

«Где есть суффикс?»

- На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня.

городок кулак резина

горшок судак штанина

- Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.)

- Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? (Подобрать однокоренные, через которые можно их объяснить, выделить часть, которая добавилась к слову, - это и будет суффикс.)

Алгоритм доказательства:

Слово городок можно объяснить через однокоренное слово - город.

Городок - маленький город. Определяем часть, которая добавилась, - суффикс -ок и корень город-.

Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор - таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок - часть корня горшок.

- Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу.

6

© 2010-2022