- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс и его роль в слове
Конспект урока по русскому языку на тему Суффикс и его роль в слове
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шайхетдинова И.Т. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект пробного урока по русскому языку.
Класс: 3Б
Дата: 08.12.15
Тема: Суффикс и его роль в слове.
Цель: познакомить обучающихся с понятием суффикс.
Задачи:
Познавательная: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, определять значение и роль суффикса в слове;
Развивающая: развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова, развитие умений находить суффикс в слове.
Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, презентация.
Ход урока
№
Содержание
УУД, принципы
Ι.
II
III
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Илюза Талгатовна. Надеюсь сегодня на уроке все будут активно работать, и мы с вами узнаем много интересного, садитесь!
Минутка чистописания.
«Красиво писать - красоту творить» - гласит народная мудрость.
Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать)
Слайд
-Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл (Пишу на доске)
Словарная работа
-Записываем словарь с красной строчки. Я буду загадывать загадки и задавать вопросы, а вы будете отгадывать какие это слова и подбирать однокоренные слова. Слушаем внимательно слова записываем в столбик, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.
-
Вновь играя и шаля,
Перед носом корабля,
Над водой мелькают спины,
Мчатся шустрые ...(Дельфины)
Дельфин - дельфинчик
2. На стене висит давно
На холсте всего полно
Лес и речка, и машина
Называется …(Картина)
Картина-картинка.
3. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)
Дождь-дождик
4. Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
(Солнце)
Солнце-солнышко
5. Зимой беленький, а летом серенький.
(Заяц)
Заяц-зайчонок
6. Он за партою одной
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по парте мой... (сосед)
Сосед-соседка
7.Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня…(Зима)
Зима-зимушка
- Ребята подумайте при помощи, какой части слова образовались однокоренные слова?
IV
Формулирование темы и цели урока.
- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:
«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три».
- Правильно, это суффикс.
-Какова тема нашего урока?
-Суффикс
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры.
2. Найти (выделить) суффикс в словах.
3. Составить схему слова.
4. Определить значение суффикса в слове.
5. Придумать слова с суффиксами.
6. Найти слова с суффиксами в тексте.
- Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
V
Вспоминаем то, что знаем.
1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя.
- В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением.
Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, - суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч.
Вывод: суффиксы служат для образования новых слов.
2. Упр. 194.
Этапы работы:
1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.
2) Орфографическое задание - нахождение слов с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках:
Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д.
Появился, помою, прижму, поцелую, пожму.
3) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке.
Устное составление предложений с этими словами.
4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка.
3. Упр. 195 - развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности).
Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная.
Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик - книжища (для него она очень большая), великан - книжечка или книжица (для него она маленькая).
Запись и разбор слов:
VI
VII
Итог урока
- Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание - для образования форм слов и связи слов в предложении.)
- Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.)
Рефлексия
На слайде
- Выберите предложения, которое отражает вашу оценку деятельности и прочитайте его.
Я понял тему урока.
Я испытывал затруднения при выполнении упражнений.
Я не понял тему урока.
У меня всё получилось.
Я хорошо работал на уроке.
VIII
Д/з
Упр. 6, с. 164.
Доп. Упражнение
«Где есть суффикс?»
- На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня.
городок кулак резина
горшок судак штанина
- Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.)
- Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? (Подобрать однокоренные, через которые можно их объяснить, выделить часть, которая добавилась к слову, - это и будет суффикс.)
Алгоритм доказательства:
Слово городок можно объяснить через однокоренное слово - город.
Городок - маленький город. Определяем часть, которая добавилась, - суффикс -ок и корень город-.
Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор - таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок - часть корня горшок.
- Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу.
6