Конспект мастер-класса на тему: Сказкотерапия в работе учителя-предметника и классного руководителя (5-7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс:

«Сказкотерапия в работе учителя-предметника

и классного руководителя»


Цель: знакомство педагогов с методом сказкотерапии (основные понятия, этапы и формы).

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с премами сказкотерапии;

  2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;

  3. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.

Содержание мастер-класса:

1 этап: Презентация педагогического опыта

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Сказкотерапия в работе учителя-предметника и классного руководителя».

Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученых показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Так что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - означает «лечение сказками». Сказку используют в своей работе и врачи, и психологи, и педагоги и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи.

Основными задачами сказкотерапии являются:

  • формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

  • осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

  • творческая самореализация личности.

Для решения поставленных задач используют различные формы работы со сказкой:

  1. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок;

  2. Групповое и индивидуальное придумывание сказок;

  3. Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения;

  4. Рассказывание сказки от первого и от имени различных персонажей сказки;

  5. Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом деталей;

  6. Постановка сказки.

2 этап: Представление собственной системы

- Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой - это групповое придумывание сказки. И остановимся на этапах работы с методом «Сказкотерапии».

Метод «Сказкотерапии», как любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1 этап «Знакомство»;

2 этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев);

3 этап «Рассказывание сказки» (рассказывается начало сказки);

4 этап «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации);

5 этап «Обобщение приобретенного опыта» (участники отвечают на вопросы);

6 этап «Постановка сказки» (инсценирование сказки);

7 этап «Рефлексии» (обмен эмоциями).

Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами будем придумывать сказки. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герои, сюжет конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему

7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

8. Завершающий шаг - сказочная развязка(герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)


Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса.

3 этап: Имитационная игра

- Уважаемые коллеги! Я предлагаю нам всем познакомиться!

1. Давайте познакомимся.«Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

2. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

3. «Сказочная задача». Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Ваша задача сочинить сказку про цветочек Васю-Василька. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

(Участницы мастер-класса сочиняют сказки. Остальные готовятся к инсценировке сказки).

4 Этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники рассказывают сказки.

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

  • С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

  • Чему Вас учит эта сказка?

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку.

5. «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

- Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?

Результатом нашей работы стали эти замечательные сказочные сказки.




© 2010-2022