- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Теория для подготовки к ЕГЭ -2015
Теория для подготовки к ЕГЭ -2015
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Т.Г. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
задание 7
ЗАДАНИЕ:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
А
Б
В
Г
Д
6
4
1
5
7
-
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
-
Согласно (кому? чему?)
-
Благодаря (кому? чему?)
-
Вопреки (кому? чему?)
-
Подобно (кому? чему?)
-
Наперекор (кому? чему?)
-
-
Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
-
в меру (чего?)
-
в течение (чего?)
-
в продолжение (чего?)
-
в силу (чего?)
-
в заключение (чего?)
-
в виде (чего?)
-
по причине (чего?)
-
наподобие (чего?)
-
-
Например: Благодаря повышения (ошибка!) уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
-
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
-
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
-
-
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
-
Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит (ошибка!) бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали (ошибка!) пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В задании с буквой должны быть кавычки.
-
Объяснение: приложение - это определение, выраженное существительным.
-
Объяснение:
-
Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
-
-
-
-
Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например,
-
-
в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
-
Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».(ошибка!)
-
ошибка в построении предложения с однородными членами
-
Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
-
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
-
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»(ошибка!).
-
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только - но и», «как - так и», «если не - то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
-
нарушение однородности понятий
-
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
-
Например, «я люблю рисовать и живопись» »(ошибка!).
-
нарушение однородности синтаксических элементов
-
-
Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
-
Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
-
-
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
-
Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
-
Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
-
Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
-
Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
-
Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. (ошибка!).
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
-
Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
-
Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
-
Например: Одному из героев романа, ищущим (ошибка!) смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
-
-
-
Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
-
-
неправильное построение предложения с косвенной речью
-
Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
-
Например, «Дима признался, что я (ошибка!) сегодня не готов к уроку».
-
-
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки
Пример
1)
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
2)
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
3)
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
4)
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
5)
Ошибочное местоположение предлога.
Через часа два спор закончился (часа через два)
6)
Ошибочное местоположение составного союза.
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
7)
Ошибочное местоположение частицы бы.
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.
-
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки
Пример
1)
Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга.
2)
Отсутствие предлога.
Нельзя не приклоняться его героизмом.
3)
Наличие ненужного предлога.
Автор описывает о событиях послевоенного времени.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
-
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
неправильное употребление падежной формы существительного
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
ошибка в построении предложения с однородными членами
-
нарушение однородности понятий
-
нарушение однородности синтаксических элементов
-
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
неправильное построение предложения с косвенной речью
-
нарушение порядка слов в простом предложении
-
ошибки в употреблении предлогов