- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа дисциплины Русский язык
Рабочая программа дисциплины Русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Т.В. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
2013г.
Содержание
стр.
1
Паспорт программы учебной дисциплины
3
2
Структура и содержание учебной дисциплины
5
3
Условия реализации программы учебной дисциплины
13
4
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
1 Паспорт программы учебной дисциплины «Русский язык»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к общеобразовательному циклу ОПОП.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33
в том числе:
- подбор материала для реферата
12
- домашняя работа
8
- сочинение
5
- тематический конспект
2
- проверочная работа
6
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Язык как средство общения
Содержание учебного материала
2
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система.
Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материала для реферата: «Три периода в истории русского языка».
2
Раздел 1
Язык и речь. Функциональные стили речи
2
Тема 1.1
Язык и речь
Содержание учебного материала
2
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материала для реферата: «Язык и культура».
2
Тема 1.2 Функциональные стили речи
Содержание учебного материала
2
1
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи.
Особенности и сфера применения разговорного стиля речи.
2
3
Тема 1.3
Официально-деловой стиль речи
Содержание учебного материала
2
1
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа. Составление автобиографии и характеристики.
1
Тема 1. 4 Публицистический стиль речи
Содержание учебного материала
2
1
Публицистический стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичного выступления.
2
3
Тема 1.5 Художественный
стиль речи
Содержание учебного материала
2
3
1
Художественный стиль речи его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа Виды тропов.
1
Тема 1.6
Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
2
7
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Лингвостилистический анализ текста.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Написание аннотации и рецензии на прочитанное произведение
2
Раздел 2
Лексика и фразеология
Тема 2.1 Слово в лексической системе языка
Содержание учебного материала
2
8
Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
2
3
Тема 2.2
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления
Содержание учебного материала
2
9
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика
2
3
Тема 2.3
Активный и пассивный словарный запас
Содержание учебного материала
2
10
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся Подбор материала для рефератов: «Практическая философия в пословицах (жизнь, смерть, счастье, добро, зло)». «Человек - его достоинства, недостатки, пороки в пословицах (ум, глупость, смелость, трусость, пьянство и др.).
2
Тема 2.4 Фразеологизмы
Содержание учебного материала
2
11
Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
2
3
Раздел 3
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема 3.1 Фонетические единицы языка
Содержание учебного материала
2
12
Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
Фонетическая фраза.
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.
Интонационное богатство русской речи.
Фонетический разбор слова.
2
3
Тема 3. 2 Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
2
13
Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Культура речи. Нормы русского языка.
2
Тема 3. 3 Фонетические средства речевой выразительности
Содержание учебного материала
2
14
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.
Ассонанс, аллитерация.
2
3
Тема 3. 4
Повторение орфографических норм
Содержание учебного материала
2
15
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материала для реферата: «Русское письмо и его эволюция»
2
Тема 3. 5
Повторение орфографических норм
Содержание учебного материала
16
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок на З -/С - Правописание И - Ы после приставок.
2
3
Раздел 4
Морфемика, словообразование, орфография
Тема 4.1
Части слова
Способы словообразования
Содержание учебного материала
2
17
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа. Морфемный и словообразовательный разбор слов.
2
Тема 4.2 Стилистические ресурсы словообразования
Содержание учебного материала
2
18
Употребление приставок в разных стилях речи.
Употребление суффиксов в разных стилях речи.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.
Правописание сложных слов.
2
3
Раздел 5
Морфология и орфография
Тема 5.1
Части речи.
Имя существительное
Содержание учебного материала
2
19
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Употребление форм имен существительных в речи.
2
3
Тема 5. 2
Имя прилагательное
Содержание учебного материала
2
20
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Сочинение-повествование
2
Тема 5. 3
Имя числительное
Содержание учебного материала
2
21
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.
Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
3
Тема 5. 4 Местоимение
Содержание учебного материала
2
22
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Синонимия местоименных форм.
2
3
Тема 5. 5
Глагол
Содержание учебного материала
2
23
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
2
3
Тема 5. 6 Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Содержание учебного материала
2
24
Образование действительных и страдательных причастий.
Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями.
Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей.
Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий
2
3
Тема 5.7 Наречие. Слова категории состояния
Содержание учебного материала
2
25
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий.
Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
Группы слов категории состояния.
Их функции в речи.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Написание тематического конспекта
2
Раздел 6
Служебные части речи
Тема 6. 1
Предлог как часть речи
Содержание учебного материала
2
26
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
3
Тема 6.2
Союз как часть речи
Содержание учебного материала
2
27
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении.
Союзы как средство связи предложений в тексте.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Сочинение-рассуждение
1
Тема 6.3
Частица как часть речи
Содержание учебного материала
2
28
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Частицы как средство выразительности речи.
Употребление частиц в речи.
3
Тема 6.4
Междометия и звукоподражательные слова
Содержание учебного материала
2
29
Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материала для реферата «Выдающиеся ученые-русисты»
2
Раздел 7
Синтаксис и пунктуация
Тема 7.1
Основные единицы синтаксиса
Содержание учебного материала
2
30
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания.
Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
2
3
Тема 7.2
Простое предложение
Содержание учебного материала
2
31
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи.
Использование неполных предложений в речи.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
2
Тема 7.3 Осложненное простое предложение
Содержание учебного материала
2
32
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
Уточняющие члены предложения.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения.
Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении.
Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии.
Употребление междометий в речи.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор материала для реферата: «Русская пунктуация и ее назначение».
2
Тема 7.4
Способы передачи чужой речи
Содержание учебного материала
2
33
Знаки препинания при прямой речи.
Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога.
Знаки препинания при диалоге.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа Составление диалога.
2
Тема 7.5
Сложное предложение
Содержание учебного материала
2
34
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Употребление сложносочиненных предложений в речи.
2
3
Тема 7.6 Сложноподчиненное предложение
Содержание учебного материала
2
35
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
3
Самостоятельная работа обучающихся
Сочинение-описание
2
Тема 7.7
Бессоюзное сложное предложение
Содержание учебного материала
4
36
Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи
4
3
Тема 7.8 Предложения с разными видами связи
Содержание учебного материала
2
38
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Синонимика простых и сложных предложений
(простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Словари русского языка
2
Тема 7.9
Сложное синтаксическое целое как компонент текста
Содержание учебного материала
2
39
Его структура и анализ.
Период и его построение.
2
3
Всего максимальная учебная нагрузка
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки
самостоятельной работы
111
78
33
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка;
Оборудование учебного кабинета:
-
таблицы;
-
учебники.
-
словари.
Технические средства обучения:
-
компьютер,
-
проектор.
-
экран
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: 2010.
-
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М.: 2010.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М.: 2009.
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2009.
-
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр., - М.: 2009.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М.: 2010.
-
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М.: 2010.
-
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М.: 2009.
-
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М.: 2010.
-
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2010.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 2010.
-
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М.: 2009.
-
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.: 2009.
-
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык - М.: 2009.
13
Для преподавателей
-
Антонова Е.С. Тайны текста. - М.: 2009.
-
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М.: 2010.
-
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М.: 2010.
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М.: 2010.
-
Валгина Н.С. Теория текста. - М.: 2009.
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: 2009.
-
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М.: 2010.
-
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку, - М.: 2010.
-
Комплексный словарь русского языка /Под ред. А.Н. Тихонова. - М.: 2009.
-
Культура русской речи. /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: 2009.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: 2009.
-
Обучение русскому языку в школе /Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: 2010.
-
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи /Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М.: 2010.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: 2009.
-
Русские писатели о языке: Хрестоматия /Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.: 2010.
-
Сборник нормативных документов. Русский язык /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: 2010.
-
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: 2009.
-
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.: 2009.
Дополнительные источники:
Словари
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб.: 2009.
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб.: 2010.
-
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2010.
-
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М.: 2010.
-
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: 2009.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: 2010.
-
Новый орфографический словарь-справочник русского языка /Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М.: 2010.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М.: 2009.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 2010.
-
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка, - М.: 2009.
-
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи, - М.: 2010.
-
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М.: 2010.
-
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: 2009.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: 2009.
-
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М.: 2010.
-
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М.: 2010.
-
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М.: 2009.
-
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М.: 2009.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М.: 2010.
-
Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В.В. Иванова, - М.: 2010.
Интернет
-
gramma.ru/RUS/
-
traktat.com/language/book/index.php
-
rus.1september.ru/index.php
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- умение осуществлять речевой самоконтроль, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей, извлекать необходимую информацию из различных источников;
- оценка выполнения самостоятельных работ;
- умение создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы;
- знание истории языка, основные единицы языка;
- оценка выполнения самостоятельных работ
- знание языковой нормы и ее разновидностях, о нормах речевого поведения в различных сферах общения
- оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы
5