Литературная гостиная «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя-Мать. »

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя- Мать.»

Цель: воспитание уважительного отношения женщине- матери,

развитие речи учащихся.

Оборудование: иллюстрация С.Красаускаса «Память». Газета с фотографиями мам учащихся, плакаты с цитатами Н.Островского, М.Горького, репродукция иконы Казанской Богоматери, на партах сердца для писем к маме, видеоролик о родителях и их детях, снятый заранее.

Учитель. Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это- зов и заклинание.

В этом слове сущего душа,

Это искра первая сознанья

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём- исток всего, ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: «Мама!»

Дорогие ребята, мамы, гости. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку- о матери! Любовь к матери заложена в нас самой природой, но мы не всегда умеем осознать её. И сегодняшний урок- размышление о судьбе своей и судьбе вашей мамы, размышление над смыслом счастья, любви, понимания.

Ученик. Мама! Это слово первым произносит малыш. В нём заключается весь мир. Мама кормит его и купает, поёт ему колыбельные песни, она вскакивает ночью на его крик и не отходит от его кроватки, когда у него начинается жар. Её не надо звать, потому что она и без того рядом. Малыш верит, что мама всё умеет, что с нею ничего не страшно, что мама только одна поможет и спасёт… и она спасает, отводя беду неистовой силой материнской любви.

Матери… их миллионы, каждая несёт в сердце подвиг- свою материнскую любовь. Женщины всех стран и континентов испытывают одно и то же радостное чувство, склоняясь над своим ребёнком. Любовь матери к детям безгранична и полна самоотверженности. Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости. Мне хотелось бы вспомнить о великой женщине и о великой Матери- о Деве Марии, которая подарила миру самого великого младенца Христа.

Учитель. Да, ребята, потребность в женском божестве, в поклонении матери, заступнице и помощнице сильна была во все времена в любых культурах и религиях. Но обожествление Марии было принято не сразу. Лишь в 5 веке установился культ Марии, её начали называть Богородицей, Богоматерью.

Этот образ стал священным для всех христиан, спасительным в трудных ситуациях. Перед вами репродукция иконы Божьей Матери Жировицкой. Всмотритесь в это изображение: «Её лик смуглый и овальный, рот алый, глаза тёмные и проникновенные, они полны любовью, тонкие и нежные руки, а сердце полно страданием за сына и за все людские беды и горести. И сейчас в наше трудное время люди всё чаще и чаще обращаются к святому лику Богородице- Матери.

Ученик. Стих «О той кто жизнь дарует и тепло.».

Учитель. Хвала Матери! Хвала Матери!

Глаза её прекрасные чисты,

Пусть в сердце нежные всегда живут слова,

Достойные великой красоты.

Именно у матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет материнская любовь. И в подтверждение этому послушайте старинную очень грустную легенду.

Легенда о матери и троих сыновьях.

- Ребята! Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду. ( Жалость, сочувствие матери, осуждение сына. Он безжалостно поступил с матерью).

- Почему мать несмотря ни на что беспокоится о своём сыне? (Она его любит).

- Были в вашей жизни похожие ситуации, когда на причинённую боль маме она отвечала добротой и заботой? ( Наверняка, были. Пусть эта легенда заставит вас задуматься о том, сколько боли приносят вашим мамам ваши плохие поступки). И огорчать мам нужно как можно реже.)

Ученик. Читает стих: «Есть на земле приют»…

Учитель. Да, матери всегда дорог её ребёнок, пусть он не Моцарт, не прославленный учёный и неудачливый в жизни. Бескорыстие, верность, преданность матерей поистине безграничны. Расул Гамзатов призывал «Берегите матерей!» А я бы добавила: берегите матерей, как они берегут нас!

Ученики. Исполнение песни о маме.

Учитель. Живут на свете матери. Молодые и давно посидевшие. Те, что только учатся пеленать новорождённого, и те, что вырастили детей и проводили их в дальнейшую дорогу. Разные времена пришлось пережить нашей стране и нашим матерям. И было время когда нашим матерям в чёрных вдовьих платках приходилось провожать сыновей, идущих в бой, улыбаясь им из последних сил, чтобы ободрить, поддержать.

На доске графическая иллюстрация Стасиса Красаускаса, символизирующая всю скорбь матерей, потерявших своих сыновей в разные времена на разных фронтах. Слова матерям, подарившим Родине своих сыновей- героев!

Ученик. Стих «Она их проводила за село…»

Стих «Увидела. Припомнила. Узнала…»

Стих «Ой, зачем ты, солнце красное..»

Учитель. Женщина и война… Что может быть более противоестественным. Женщина, дарящая жизнь, и война, уносящая эту жизнь и над всем этим растерзанным миром вырастает сгорбленная горем фигура матери. Глаза миллионов матерей навеки остаются мокрыми от слёз.

Теперь прошло много лет, и сейчас вы должны сделать всё, чтобы глаза ваших мам всегда светились радостью и счастьем.

«Загляните в мамины глаза,»- призывал Расул Гамзатов. Посмотрите, вот они, ваши мамы, самые «прекраснейшие», у которых мы всегда в долгу, как говорил Н.Островский . вы пробовали когда- нибудь описать свою маму? Вы помните, какого цвета глаза у вашей мамы, какой голос, какие цветы она любит.

Расскажите о своих мамах.

Ученики. Рассказы учеников по фотографиям.

Учитель. Мама! Мы всегда в долгу перед нею. Хлопотливая, вечно озабоченная нашими делами, всегда готовая пожертвовать ради нас своим покоем и благополучием, принимающая наши радости и горести, как свои. Чем мы оплатим её святую, бескорыстную любовь?

Наверное, лишь ответной любовью и признательностью, нежным вниманием к ней. Но мы всё спешим, торопимся и забываем что- то сказать, поцеловать, откладываем на потом.

Так не будем же ничего откладывать на потом, на завтра- ни заботу, ни внимание, ни признательность за всё доброе, что она в нас вложила.

Порой бывает так тяжело подойти к маме и попросить прощения, обнять, сказать какие- то ласковые слова, которые так необходимы.

Мы писали с вами письма любви своим мамам, в которых вы и выразили свою любовь к маме, кто попросил прощения, кто то что- то пожелал. Сейчас некоторые из них вы услышите.

Ученики. Дети зачитывают письма мамам.

Учитель. Мы в вечном неоплаченном долгу перед матерью, поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте боли словами, поступками. Не все сегодня смогли в слух высказаться о своей маме, о своих чувствах к ней, да и это не было целью нашей беседы. Но сейчас вы имеете такую возможность. У вас на партах лежат сердечки, на которых вы сейчас напишите признания своей любимой маме, те слова благодарности, которые вы унесете сегодня с нашей встречи. Напишите, положите к сердцу и дома отдайте маме…

А как она отреагирует и оценит, мы обсудим это на следующем классном часе.

Ученик. И в заключении стих.

И закончить наш разговор мне хотелось бы словами известного русского писателя М. Горького: «Восславим женщину- мать…»



© 2010-2022