Урок литературы в 5 классе «В поэтической мастерской»

Тип урока- урок изучения новых знаний. Вид урока- урок исследовательского типа с использованием современных исследовательских технологий: технология личностно-ориентированного обучения, технология презентаций, технология игрового обучения..   На уроке использовано разнообразное оборудование: презентация учителя, интернетдоска, карточки с заданиями, инструктивные карточки слабоуспевающим учащимся, аудиозапись «марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».   На уроке у школьников формируе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы в 5 классе

«В поэтической мастерской»

Цели урока: 1 Обучающая:

Знакомство с теорией литературы;

знать понятия « речь прозаическая» и «речь стихотворная»,

рифма, ритм;

учить школьников применять знания на практике;

формировать навык анализа поэтического текста;

учиться распознавать рифмы разного вида.


  1. Развивающая:

Развивать поэтический слух учащихся;

Умение слышать ударные и безударные звуки;

Развивать навык создания собственных поэтических текстов.


  1. Воспитывающая:

Воспитывать любовь к поэзии»

Интерес к поэтическому слову;

Гордость за великое русское слово.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок исследовательского типа, использование современных образовательных технологий : технология модульного обучения, технология презентаций, технология игрового обучения.

Оборудование: интернет-доска, презентация учителя « В поэтической мастерской», карточки с заданиями, инструктивные карточки слабоуспевающим учащимся,

«Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Эпиграф к уроку: Зачем нужны стихи?

Кому какая польза

От ритма, рифм и прочих пустяков?

А вы попробуйте запомнить столько прозы,

Сколько на память знаете стихов!

Н. Гладков

Ход урока

I Оргмомент

II Приветствие

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех!

Ждёт сегодня нас успех!

А ещё, скажу я вам,

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь!

Что необычного заметили вы в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, так как урок сегодня тоже необычный и называется он необычно:

Слайд 1 «В поэтической мастерской»

III Открытие темы

Посмотрим небольшую инсценировку и попробуем сформулировать цели урока.

Итак, отрывок из пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». Мещанин , человек недворянского сословия, господин Журден, захотел стать дворянином. Для этого ему надо выучиться многим наукам. Он приглашает в дом учителей , и вот приходит учитель философии.

Показ сценки .( Журден с удивлением узнаёт, что всю жизнь говорит прозой).

-Спасибо актёрам!.

- Ребята, а вы знали это раньше или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?

-Кто не знал, тот узнает это гораздо раньше господина Журдена, сегодня на уроке.

-Итак, какие же цели урока мы можем назвать?

( Познакомиться с понятиями стихи и проза, учиться подбирать рифму к словам, узнать законы стихосложения)

IY Объяснение нового материала

Учитель:

-Вы уже догадались, ребята, что наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, то есть бывает стихотворная и прозаическая речь.

-Что же их отличает друг от друга?

Сравним 2 примера - Слайд 3

Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает , ложится.

( Ответы учащихся)

Учитель:

- Прозаическая речь свободно движется от слова к слову, от предложения к предложению.

Стихотворная речь подчинена ритму, отличается краткостью, в ней есть рифма.

Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Ритм.

Один из секретов поэзии называется ритмом. О его значении сказано : «Ритм есть первый шаг искусства» ( Л.Зорин)

-Что же такое ритм? Рассмотрим примеры: Пуль, дыхание, прилив и отлив, день и ночь- всё это примеры ритма. Ритм может быть и звуковой. Отстучите ритм, который я вам задам.( Отстукиваю ритм стихотворений Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро»)

Ребята повторяют за мной.

Особую роль играет ритм в музыкальном произведении.

Слайд 4 Слушаем «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»

-А теперь давайте воспроизведём ритм марша хлопками.

-А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он появляется?

Слайд 5.

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

Наблюдаем за рисунком стихотворного ритма:

На до-МАХ и дво-РАХ ББУ ББУ

Снег ле-ЖИТ полот-НОМ ББУ ББУ

И от СОЛН-ца блес-ТИТ ББУ ББУ

Рано-ЦВЕТ-ным ог-НЁМ ББУ ББУ

-Мы убедились, что стихотворная мысль подобна музыке. У каждого стихотворения своя неповторимая мелодия, её можно слушать.

-Давайте простучим ритм этих строк! Молодцы!

-А теперь отстучите ритм другого стихотворения:

Слайд 6:

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

-Узнали, откуда эти строки?

V Физкультминутка

Мы немножечко устали,

Из-за парт тихонько встали,

Зайчиком попрыгали:

Раз, два, три!

Хвостиком подвигали:

Раз, два, три!

А теперь медведь идёт,

Головой коза трясёт,

Кружится в воде тюлень, А учиться нам не лень!

-Молодцы, ребята!

VI Понятие о рифме

-Кто знает, что такое рифма?

-Возможно, вам поможет разобраться в этом Незнайка, герой произведения Н.Носова

«Незнайка и его друзья»

Слайд 7 ( Незнайка просит Цветика научить его сочинять стихи)

- Кто готов ответить на вопрос: что же такое рифма?

Слайд 8

Рифма- одинаковое звучание стихотворных строк.

- А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко!» ( Стихи для игры я сочинила для вас сама.

Слайд 9

Великан в лесу живёт

И у пчёл ворует мёд,

Хоть и любит пореветь,

Он не плакса, а ……(медведь)

У него четыре лапы,

Зоркий взгляд

И чуткий слух,
За тебя на смерть и в драку,

Потому что он….(собака),

Потому что он- твой…(друг)

Серенький комочек,

Маленький дружочек.

И суровою зимой

Остаётся он с тобой.

Накорми его скорей, Это шустрый …(воробей)

Вместе с солнцем он встаёт,

Песню звонкую поёт.

Вверх закинет гребешок

Голосистый …(петушок)

-Молодцы! Вы умеете подбирать рифму к словам!

VII Проверка творческого домашнего задания

-слайд 10. Зимний пейзаж

-А сейчас мы с вами будем наслаждаться красотой зимнего пейзажа и слушать стихи на тему «Зима», которые вам удалось сочинить самостоятельно.

Дети читают стихи (Смотреть в приложении к уроку)

VIII Виды рифмы

-А сейчас мы познакомимся с видами рифмовки.

Слайд 11 Виды рифмы

Заколдован невидимкой А

Дремлет лес под сказку сна Б

Словно белою косынкой А

Подвязалася сосна Б

АБАБ - ПЕРЕКРЁСТНАЯ


Снега покрыли гладкие равнины А

Едва заметен санок первый след Б

Румянец нежный льёт закатный свет Б

Окрася розою садов вершины А

АББА- ОПОЯСЫВАЮЩАЯ

Опрятней модного паркета А

Блистает речка, льдом одета, А

Мальчишек радостный народ Б

Коньками звучно режет лёд. Б

ААББ- ПАРНАЯ РИФМА

-Одинаково ли рифмуются строки в разных стихах?

-- А теперь вам предстоит работа с карточками. Постарайтесь самостоятельно определить виды рифмы в стихах.

Слайд 12 Проверка самостоятельной работы6

1 вариант:

АБАБ- перекрёстная;

ААББ- парная

2 вариант:

АБАБ- перекрёстная

АББА- опоясывающая

-Как вы думаете: почему рифмы так называются?

-Что же такое рифма?

IX Игра "Ищем таланты!»

-А сейчас мы попробуем сочинять стихи по заданным.

Слайд 13 рифмам

……………………..зима

……………………..лужи

…………………….бела

……………………….стужи

……………………….берёза

……………………….окна

……………………….мороза

……………………….она

Лучшие варианты стихов:

1 Пришла зима,

Сковала лужи

Земля бела

От злющей стужи.


  1. Белая берёза

Дремлет у окна,

Будто от мороза

Прячется она..

Учитель:

Мучительно рождаются стихи,

А могут озарить, как солнца свет,

Ты в памяти их бережно храни,

В душе от них неизгладимый след

X Итог урока. Рефлексия.

-Вы ответьте, на уроке

Не было ли скуки?

Кому было интересно,

Поднимите руки!

-Очень рада! Значит можно

Нам в поэтов поиграть.

И домашнее заданье

Вам в стихах хочу задать!

XI Домашнее задание . Слайд 14

……………………океану

…………………….матрос

……………………..обезьяну

………………………..привёз.

-А ещё учебник есть,

Очень важно в нём прочесть стр. 103- 105

-Мы учились и играли,

Много нового узнали

И стихи писали сами.

В них мы встретили друзей,

Стали мы чуть- чуть взрослей

Й , конечно же, умней!

XIII Стихи, посвящённые моим ученикам

Закончить урок я хочу стихами, которые я написала по всем правилам стихотворной речи.

Эти стихи я посвящаю всем моим ученикам

В школе 40 лет немало…,

Но я вновь и вновь

Щедро детям отдавала

Сердце и любовь.

Для работы педагогом,

Чтоб детей учить,

Надо знать сегодня много

И свой труд любит,

Чтоб глаза у вас лучились,

Отыскав ответ,

Чтобы с книгой подружились

Вы на много лет,

Чтобы каждый стал собою,

Чтоб добрее стал,

Чтоб своею добротою

Мир отогревал.

И тогда, гордясь отчасти,

К вам приду, друзья,

И скажу: «Какое счастье,

Что учитель я!»





© 2010-2022