Обобщение опыта Дорога к будущему

ЕГЭ... Эта аббревиатура с 2001 года навевала ужас на учеников и родителей. А учителей-словесников заставляла вновь учиться, создавать новые подходы к изучению русского языка, чтобы результаты единого государственного экзамена были успешными. Особое внимание ― к подготовке  ЕГЭ, экзамену обязательному, чрезвычайно важному для каждого выпускника и такого необычного по сравнению с традиционными способами контроля и проверки знаний, отчего порой зависит будущее ребёнка, его дальнейшая успешная деяте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дорога к будущему.

Направление «Роль педагога в формировании результатов

внешней оценки деятельности системы образования».

Левенко Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы

МОУ Юговской средней

общеобразовательной школы.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2011-2012 учебном году:

Уровень

% справившихся

Средний балл

школа

100

73,1

район

97,9

60,9

Самый высокий балл - 90, самый низкий - 62. Это лучший результат в районе, крае и Российской Федерации. В рейтинге школ по району по результатам ЕГЭ по русскому языку наша школа заняла 1 место.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Геннадьевна. Я буду вашим учителем русского языка и литературы», - так я начала урок русского языка в 5 классе 1 сентября 2005 года. И вот 2012 год, позади выпускные экзамены, настало время подвести итоги: с чего мы начинали и как добились результатов, которыми можем гордиться.

ЕГЭ... Эта аббревиатура с 2001 года навевала ужас на учеников и родителей. А учителей-словесников заставляла вновь учиться, создавать новые подходы к изучению русского языка, чтобы результаты единого государственного экзамена были успешными. Особое внимание ― к подготовке ЕГЭ, экзамену обязательному, чрезвычайно важному для каждого выпускника и такого необычного по сравнению с традиционными способами контроля и проверки знаний, отчего порой зависит будущее ребёнка, его дальнейшая успешная деятельность. Я понимала, что будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.

Самый первый шаг, я считаю, - это соблюдение преемственности между начальной школой и средним звеном. В этом 5 классе я начала работать по УМК под редакцией М.М. Разумовской (в начальной школе учитель работал по УМК Н.Ф. Виноградовой). Работа по данному учебнику впоследствии показала эффективность созданной автором системы обучения.

Начиная с пятого класса, я стала постепенно, шаг за шагом готовить ребят к ЕГЭ, этому нелегкому испытанию, давая нужный теоретический материал, проводя разные виды тестирования, обучая анализировать текст и ― формируя чувство ответственности за свое будущее. Например, экзаменационные тесты за курс основной средней школы содержат в обязательном порядке задание А12, посвящённое разделу «Орфография» (безударные гласные в корне слова), уже изученному в 5 классе. Значит, эти задания ЕГЭ можно отработать уже в 5 классе и в последующие годы лишь повторять уже знакомый материал. А как радовались мои пятиклассники, когда я им говорила, что они выполнили задание ЕГЭ для выпускников школы. Со временем количество таких заданий, с которыми может справиться ученик среднего звена, становилось все больше. Уже с пятого класса вела с ребятами специальные тетради для подготовки к экзаменам, в которые мы записывали основной теоретический материал, трудные случаи и много примеров на эти трудные случаи. С каждым годом материал накапливался и впоследствии являлся важным подспорьем при подготовке как к промежуточной аттестации, так и к Г(И)А и ЕГЭ. Уже с пятого класса выполняли тестовые задания, экзаменационные работы на специальных бланках. Такая работа дает возможность предотвратить впоследствии все ошибки, связанные с оформлением бланков ЕГЭ, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность в своих силах. Начиная с пятого класса, мои ученики на промежуточной аттестации сдавали экзамен по русскому языку, состоящий из теста и небольшого сочинения-рассуждения. Надо отметить, что подготовку к написанию сочинения-рассуждения начинаю тоже с пятого класса как на уроках русского языка, так и литературы. В восьмом классе на промежуточной аттестации мои ученики сдавали экзамен, приближенный к Г(И)А.

2010 год... Вот наши первые результаты на Г(И)А:

Всего выпускников

% справившихся

% на 4 и 5

5 баллов

тест

18

школа

100

83,3

4,33

36,72


район

95,9

61,7

3,77

33.19

В рейтинге школ по району по результатам Г(И)А по русскому языку наша школа заняла 5 место.

И вот наступил тот период, когда мои ученики уже овладели всем грузом теоретической информации в области русского языка и им осталось лишь систематизировать материал. Это 10-11 классы. Именно в 10 классе и начинается самый серьезный период подготовки к ЕГЭ. Для решения этих задач я создала систему работы, предусматривающую организацию повторения учебного материала в старших классах. Работа проводится по следующим этапам:

I этап - осознание мной и учениками цели, задач и ориентировка деятельности. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?

  • ориентировка в предметном содержании занятий;

  • ориентировка в конкретных условиях обучения;

  • ориентировка в методологическом арсенале способов и средств обучения.

На самом первом занятии ставлю перед учениками общую учебную задачу - систематизация, обобщение полученных за годы обучения знаний, углубленное изучение предмета. Своим ученикам я всегда говорю, что сдача ЕГЭ - это трудная работа, но вполне по силам каждому, нужно только приложить все усилия, сосредоточиться, собрать в систему все изученное. И впоследствии на протяжении всей работы каждый шаг проходит посредством постановки учебных задач: задачи для всего класса, для группы учащихся, индивидуальные, постановка задач самими учащимися для себя.

В своей работе по подготовке учащихся к ЕГЭ я использую следующие принципы построения занятий:

  • мотивационный принцип;

  • компетентностный подход;

  • индивидуальный подход к каждому ученику;

  • самостоятельность и саморазвитие учащихся;

  • принцип осуществления контроля и самоконтроля.

В 10 классе за основу взяли учебник под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, а для самостоятельной работы использовали учебник под редакцией В.Ф. Грекова. Сама работа начинается с диагностирующего теста, позволяющего отследить знания учеников и представить картину в целом. Затем провожу анализ работ в целом и по каждому ученику в отдельности. Далее, опираясь на результаты теста, приступаю ко II этапу работы - планированию. Составила тематическое планирование уроков и факультативных занятий с учетом выполнения программы и особенностей данного класса. Каждый учащийся для себя анализировал результаты теста и ставил конкретные задачи, направленные на устранение пробелов в знаниях, углубление знаний.

Следующий, III этап - реализация на практике намеченного плана:

  • повторение теории (здесь использовала педтехнологию модульного обучения);

  • тренинги;

  • сдача зачетов по основным темам;

  • работа с тестами.

Повторение теории мы совмещаем с этапом тренинга - это, на мой взгляд, наиболее продуктивный способ подготовки. Курс включает все разделы русского языка. Повторение идет блоками, сам блок делится на подтемы, каждая подтема закрепляется проверочным тестом. Помогали в работе тетради по теории, которые вели с учениками с 5-го класса. В 10-11 классах продолжили работать в них: прописывали алгоритм решения каждого задания.

Если в части А текста ЕГЭ есть возможность угадать правильный ответ, то в части В это маловероятно, так как требуются знания теории. Поэтому особое внимание уделяем на отработку подобных заданий. Повторение основных тем даю через задания, последовательно связанные с повторением языковых норм русского литературного языка и анализом текста того или иного функционального стиля речи. Повторение теории совмещаем с тренингом, сдачей зачетов по основным темам. На данном этапе использую следующие типы занятий:

  • семинары, позволяющие углубить и систематизировать полученные знания;

  • семинары - исследования, где предусматривается полностью самостоятельное повторение учащимися материала на основе использования учебных пособий;

  • моделирование, которое приобретает особое значение;

  • урок - обсуждение нового материала;

  • повторительно-обобщающие и контрольно-обобщающие уроки, позволяющие систематизировать полученные знания, осуществить оценивание результатов деятельности.

Большое внимание уделяю самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ребята занимались дома, в компьютерном кабинете, по мере необходимости обращались ко мне за помощью. В результате все мои ученики на экзамене работали с частью В и успешно справились с заданиями.

Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Поэтому работе над заданиями части С уделяю самое серьезное внимание, используя для упражнений время не только на уроках русского языка и консультациях, но и на уроках литературы, когда это целесообразно (например, даю задание написать сочинение - рассуждение по небольшому произведению или отрывку из текста). Для анализа беру небольшие произведения современных авторов: Л. Улицкой, Б. Екимова и других авторов. Провожу факультатив «Лингвистический анализ текста» и обязательный элективный курс «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения». Обязательно даю критерии оценки работы части С с подробными комментариями, а также практикую такой вид работы: раздаю готовые сочинения и прошу учеников самих выставить баллы по критериям. Это помогает детям видеть чужие ошибки и избегать свои. Вместе с ребятами составляли «Энциклопедию аргументов». Также при подготовке использую различные медиа - притчи, презентации. Мой кабинет оборудован АРМ учителя, поэтому много уроков провожу с использованием ИКТ. В результате все мои ученики без исключения при сдаче ЕГЭ приступили к выполнению части С и успешно с ней справились.

В работе по подготовке к ЕГЭ уделяю внимание каждому своему ученику. Создаю такие условия, чтобы каждый ученик имел возможность максимально использовать свои интеллектуальные способности, развивать их и адекватно оценивать. Вначале работаю со всем классом, затем формирую группы с одинаковой степенью обученности. С сильными школьниками повторяю те правила, на которые они допустили ошибки. С учащимися, у которых выявлены зоны неуверенных знаний, несформированных или слабо сформированных знаний, провожу повторную отработку соответствующей темы по примерной схеме: зачет по теории, выполнение практических упражнений, проверка, индивидуальная работа над ошибками - повторная диагностическая работа. Практикую еще такую работу, когда сильные ученики занимаются со слабыми. И, конечно же, самая, на мой взгляд, эффективная работа - индивидуальная работа с каждым учеником, которая начинается с составления индивидуального плана работы. Особое внимание уделяю не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития. Веду индивидуальную работу со способными детьми. Ежегодно мои ученики являются участниками и победителями районных олимпиад по русскому языку и литературе. Опыт работы в школе показал, что невозможно плодотворно изучать русский язык и литературу без вовлечения учащихся в творческий процесс освоения предмета. Целенаправленная работа по подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, на мой взгляд, является частью подготовки к ЕГЭ. (Смотри приложение №1)

IV этап - оценка и самооценка работы. Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет серьезная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Для себя веду ведомость сданных учащимися зачетов. Отслеживаю результативность каждого практического упражнения, каждого текста. После каждого выполненного теста делаю сравнительный анализ с предыдущими работами, слежу за ростом каждого ученика, а также записываю темы, в которых заметны пробелы в знаниях, и меры по их ликвидации. Кроме того, отмечаю типичные для всего класса ошибки и индивидуальные. Предлагаю учащимся самим определить свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. Каждый ученик ведет лист индивидуальных достижений по русскому языку. ( Смотри приложение №2). Мы так его и называем «Листок достижений». Ребята наглядно видят свои результаты, отмечают свои успехи и достижения, намечают задачи, которые необходимо решить в ближайшее время.

Всю свою работу, начиная с первого урока, строю на положительных эмоциях, считаю это очень важным. Создаю ситуацию успеха, показываю, что ребята готовы к экзамену, то есть психологически настраиваю на успех. Но в то же время напоминаю, что экзамен - это труд и борьба за каждый балл. В десятом классе на промежуточной аттестации мои ученики сдавали экзамен, приближенный к ЕГЭ.

Считаю очень важным контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Обязательно прихожу на родительские собрания в 9-11 классах. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем. Знакомлю родителей с «Листами достижений» их детей. Родители получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов.

Подводя итоги, могу говорить о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации. Все мои ученики успешно справились с заданиями. Интересно посмотреть положительную динамику некоторых моих учеников:

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

ЕГЭ

(баллы)

Докучаева Екатерина

3

3

4

4

4

65

Докучаева Ксения

3

3

4

4

4

69

Ескина Дарья

4

5

5

5

5

79

Все выпускники подтвердили свои знания по предмету. Ожидаемый и реальный результат совпали. Среди выпускников 2011 - 2012 учебного года 1 учащийся награжден серебряной медалью. После предварительной подготовки на тренингах и успешной сдачи ЕГЭ выпускники, когда пришло время, сумели успешно справиться с вступительными экзаменами в различные учебные учреждения. То есть знания, полученные моими учениками, дают стартовые возможности при поступлении. Из 10 выпускников являются студентами ВУЗов 5 человек.

Конечно, не всегда бывает легко, работы много, но если правильно определить цель и задачи, идти вместе с детьми шаг за шагом вперед, не «натаскивать», а просто учить детей и учиться самому, то добьешься результатов непременно. Я считаю, что соотношение между затратами времени, силами и полученными результатами оптимально. Счастье мое как учителя - видеть, как под твоим началом идёт человек в рост по дороге, название которой «Дорога к успеху».

Приложение №1.

Грубова Елена

Название конкурса

Год

Уровень конкурса

Результат

Конкурс творческих работ «Остров цирка моего»

2005-2006

муниципальный

Грамота

Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» (номинация «Литература»)

2007-2008

муниципальный

Грамота

«Экология. Творчество. Молодежь», номинация «Литература»

2007-2008

муниципальный

Грамота

Ол Олимпиада по литературе

2009-2010

муниципальный

4 место

Олимпиада по русскому языку

2009-2010

муниципальный

5 место

Международный филологический чемпионат

2010-2011

муниципальный

3 место

Олимпиада по литературе

2010-2011

муниципальный

8 место

Олимпиада по русскому языку

2010-2011

муниципальный

9 место

Олимпиада по литературе

2010-2011

муниципальный

8 место

Олимпиада по русскому языку

2010-2011

муниципальный

10 место

Количество баллов на ЕГЭ

90

Ескина Дарья

Название конкурса

Год

Уровень конкурса

Результат

Конкурс «Грамотей»

2008-2009

муниципальный

3 место

XIX конкурс начинающих авторов памяти пермского журналиста Валерия Дементьева

2010-2011

муниципальный

Диплом победителя

Международный филологический чемпионат

2010-2011

муниципальный

2 место

Международный филологический чемпионат

2010-2011

региональный

Диплом 3 степени

«Экология. Творчество. Молодежь», номинация «Литература»

2011-2012

муниципальный

Похвальный отзыв

«Чистая вода

2011-2012

муниципальный

Диплом 1 степени

«Чистая вода

2011-2012

региональный

1 место

Количество баллов на ЕГЭ

79



Докучаева Ксения(на ЕГЭ 69 баллов)

Приложение №2


в 1

в 2

в 3

в4

в 5

в 6

в 7

в 8

в 9

в 10

в 11

в 12

в 13

в 14

А1

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

А2

+

+





+

+

+

+

+

+

+

+

А3




+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

А4

+


+


+




+

+

+

+

+

+

А5


+

+


+


+

+

+

+



+

+

А6


+



+

+



+

+

+

+

+

+

А7


+

+



+





+

+

+

+

А8


+


+



+

+

+

+


+

+

+

А9

+



+

+



+


+

+

+

+

+

А10

+


+


+

+


+

+


+

+

+

+

А11


+

+




+

+

+

+


+

+

+

А12


+

+


+

+

+

+

+


+

+

+

+

А13

+



+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

А14

+




+


+

+

+

+

+

+


+

А15

+





+

+

+


+

+

+



А16

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

А17

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

А18

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

+

А19


+

+

+


+


+




+

+

+

А20


+





+



+

+

+



А21



+

+

+

+

+


+

+

+

+

+


А22

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

А23

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

А24



+

+

+

+





+

+

+

+

А25

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

А26

+


+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

А27

+


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

А28

+

+


+


+

+

+


+

+

+

+

+

А29





+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

А30

+

+


+

+

+




+

+


+

+


18

18

17

17

20

20

20

22

22

22

24

26

27

27

В1

+


+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

В2

+



+




+

+

+

+

+

+

+

В3

+

+




+





+

+

+

+

В4



+












В5


+



+

+

+


+

+

+

+

+

+

В6




+



+

+

+

+





В7


+



+

+

+

+



+

+

+

+

В8







++

+

++

++

+++

++

+++

+++


3

3

2

3

3

4

6

5

6

6

7

7

8

8


© 2010-2022