- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение опыта Дорога к будущему
Обобщение опыта Дорога к будущему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Левенко С.Г. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дорога к будущему.
Направление «Роль педагога в формировании результатов
внешней оценки деятельности системы образования».
Левенко Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Юговской средней
общеобразовательной школы.
Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2011-2012 учебном году:
Уровень
% справившихся
Средний балл
школа
100
73,1
район
97,9
60,9
Самый высокий балл - 90, самый низкий - 62. Это лучший результат в районе, крае и Российской Федерации. В рейтинге школ по району по результатам ЕГЭ по русскому языку наша школа заняла 1 место.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Геннадьевна. Я буду вашим учителем русского языка и литературы», - так я начала урок русского языка в 5 классе 1 сентября 2005 года. И вот 2012 год, позади выпускные экзамены, настало время подвести итоги: с чего мы начинали и как добились результатов, которыми можем гордиться.
ЕГЭ... Эта аббревиатура с 2001 года навевала ужас на учеников и родителей. А учителей-словесников заставляла вновь учиться, создавать новые подходы к изучению русского языка, чтобы результаты единого государственного экзамена были успешными. Особое внимание ― к подготовке ЕГЭ, экзамену обязательному, чрезвычайно важному для каждого выпускника и такого необычного по сравнению с традиционными способами контроля и проверки знаний, отчего порой зависит будущее ребёнка, его дальнейшая успешная деятельность. Я понимала, что будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.
Самый первый шаг, я считаю, - это соблюдение преемственности между начальной школой и средним звеном. В этом 5 классе я начала работать по УМК под редакцией М.М. Разумовской (в начальной школе учитель работал по УМК Н.Ф. Виноградовой). Работа по данному учебнику впоследствии показала эффективность созданной автором системы обучения.
Начиная с пятого класса, я стала постепенно, шаг за шагом готовить ребят к ЕГЭ, этому нелегкому испытанию, давая нужный теоретический материал, проводя разные виды тестирования, обучая анализировать текст и ― формируя чувство ответственности за свое будущее. Например, экзаменационные тесты за курс основной средней школы содержат в обязательном порядке задание А12, посвящённое разделу «Орфография» (безударные гласные в корне слова), уже изученному в 5 классе. Значит, эти задания ЕГЭ можно отработать уже в 5 классе и в последующие годы лишь повторять уже знакомый материал. А как радовались мои пятиклассники, когда я им говорила, что они выполнили задание ЕГЭ для выпускников школы. Со временем количество таких заданий, с которыми может справиться ученик среднего звена, становилось все больше. Уже с пятого класса вела с ребятами специальные тетради для подготовки к экзаменам, в которые мы записывали основной теоретический материал, трудные случаи и много примеров на эти трудные случаи. С каждым годом материал накапливался и впоследствии являлся важным подспорьем при подготовке как к промежуточной аттестации, так и к Г(И)А и ЕГЭ. Уже с пятого класса выполняли тестовые задания, экзаменационные работы на специальных бланках. Такая работа дает возможность предотвратить впоследствии все ошибки, связанные с оформлением бланков ЕГЭ, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность в своих силах. Начиная с пятого класса, мои ученики на промежуточной аттестации сдавали экзамен по русскому языку, состоящий из теста и небольшого сочинения-рассуждения. Надо отметить, что подготовку к написанию сочинения-рассуждения начинаю тоже с пятого класса как на уроках русского языка, так и литературы. В восьмом классе на промежуточной аттестации мои ученики сдавали экзамен, приближенный к Г(И)А.
2010 год... Вот наши первые результаты на Г(И)А:
Всего выпускников
% справившихся
% на 4 и 5
5 баллов
тест
18
школа
100
83,3
4,33
36,72
район
95,9
61,7
3,77
33.19
В рейтинге школ по району по результатам Г(И)А по русскому языку наша школа заняла 5 место.
И вот наступил тот период, когда мои ученики уже овладели всем грузом теоретической информации в области русского языка и им осталось лишь систематизировать материал. Это 10-11 классы. Именно в 10 классе и начинается самый серьезный период подготовки к ЕГЭ. Для решения этих задач я создала систему работы, предусматривающую организацию повторения учебного материала в старших классах. Работа проводится по следующим этапам:
I этап - осознание мной и учениками цели, задач и ориентировка деятельности. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?
-
ориентировка в предметном содержании занятий;
-
ориентировка в конкретных условиях обучения;
-
ориентировка в методологическом арсенале способов и средств обучения.
На самом первом занятии ставлю перед учениками общую учебную задачу - систематизация, обобщение полученных за годы обучения знаний, углубленное изучение предмета. Своим ученикам я всегда говорю, что сдача ЕГЭ - это трудная работа, но вполне по силам каждому, нужно только приложить все усилия, сосредоточиться, собрать в систему все изученное. И впоследствии на протяжении всей работы каждый шаг проходит посредством постановки учебных задач: задачи для всего класса, для группы учащихся, индивидуальные, постановка задач самими учащимися для себя.
В своей работе по подготовке учащихся к ЕГЭ я использую следующие принципы построения занятий:
-
мотивационный принцип;
-
компетентностный подход;
-
индивидуальный подход к каждому ученику;
-
самостоятельность и саморазвитие учащихся;
-
принцип осуществления контроля и самоконтроля.
В 10 классе за основу взяли учебник под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, а для самостоятельной работы использовали учебник под редакцией В.Ф. Грекова. Сама работа начинается с диагностирующего теста, позволяющего отследить знания учеников и представить картину в целом. Затем провожу анализ работ в целом и по каждому ученику в отдельности. Далее, опираясь на результаты теста, приступаю ко II этапу работы - планированию. Составила тематическое планирование уроков и факультативных занятий с учетом выполнения программы и особенностей данного класса. Каждый учащийся для себя анализировал результаты теста и ставил конкретные задачи, направленные на устранение пробелов в знаниях, углубление знаний.
Следующий, III этап - реализация на практике намеченного плана:
-
повторение теории (здесь использовала педтехнологию модульного обучения);
-
тренинги;
-
сдача зачетов по основным темам;
-
работа с тестами.
Повторение теории мы совмещаем с этапом тренинга - это, на мой взгляд, наиболее продуктивный способ подготовки. Курс включает все разделы русского языка. Повторение идет блоками, сам блок делится на подтемы, каждая подтема закрепляется проверочным тестом. Помогали в работе тетради по теории, которые вели с учениками с 5-го класса. В 10-11 классах продолжили работать в них: прописывали алгоритм решения каждого задания.
Если в части А текста ЕГЭ есть возможность угадать правильный ответ, то в части В это маловероятно, так как требуются знания теории. Поэтому особое внимание уделяем на отработку подобных заданий. Повторение основных тем даю через задания, последовательно связанные с повторением языковых норм русского литературного языка и анализом текста того или иного функционального стиля речи. Повторение теории совмещаем с тренингом, сдачей зачетов по основным темам. На данном этапе использую следующие типы занятий:
-
семинары, позволяющие углубить и систематизировать полученные знания;
-
семинары - исследования, где предусматривается полностью самостоятельное повторение учащимися материала на основе использования учебных пособий;
-
моделирование, которое приобретает особое значение;
-
урок - обсуждение нового материала;
-
повторительно-обобщающие и контрольно-обобщающие уроки, позволяющие систематизировать полученные знания, осуществить оценивание результатов деятельности.
Большое внимание уделяю самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ребята занимались дома, в компьютерном кабинете, по мере необходимости обращались ко мне за помощью. В результате все мои ученики на экзамене работали с частью В и успешно справились с заданиями.
Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Поэтому работе над заданиями части С уделяю самое серьезное внимание, используя для упражнений время не только на уроках русского языка и консультациях, но и на уроках литературы, когда это целесообразно (например, даю задание написать сочинение - рассуждение по небольшому произведению или отрывку из текста). Для анализа беру небольшие произведения современных авторов: Л. Улицкой, Б. Екимова и других авторов. Провожу факультатив «Лингвистический анализ текста» и обязательный элективный курс «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения». Обязательно даю критерии оценки работы части С с подробными комментариями, а также практикую такой вид работы: раздаю готовые сочинения и прошу учеников самих выставить баллы по критериям. Это помогает детям видеть чужие ошибки и избегать свои. Вместе с ребятами составляли «Энциклопедию аргументов». Также при подготовке использую различные медиа - притчи, презентации. Мой кабинет оборудован АРМ учителя, поэтому много уроков провожу с использованием ИКТ. В результате все мои ученики без исключения при сдаче ЕГЭ приступили к выполнению части С и успешно с ней справились.
В работе по подготовке к ЕГЭ уделяю внимание каждому своему ученику. Создаю такие условия, чтобы каждый ученик имел возможность максимально использовать свои интеллектуальные способности, развивать их и адекватно оценивать. Вначале работаю со всем классом, затем формирую группы с одинаковой степенью обученности. С сильными школьниками повторяю те правила, на которые они допустили ошибки. С учащимися, у которых выявлены зоны неуверенных знаний, несформированных или слабо сформированных знаний, провожу повторную отработку соответствующей темы по примерной схеме: зачет по теории, выполнение практических упражнений, проверка, индивидуальная работа над ошибками - повторная диагностическая работа. Практикую еще такую работу, когда сильные ученики занимаются со слабыми. И, конечно же, самая, на мой взгляд, эффективная работа - индивидуальная работа с каждым учеником, которая начинается с составления индивидуального плана работы. Особое внимание уделяю не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития. Веду индивидуальную работу со способными детьми. Ежегодно мои ученики являются участниками и победителями районных олимпиад по русскому языку и литературе. Опыт работы в школе показал, что невозможно плодотворно изучать русский язык и литературу без вовлечения учащихся в творческий процесс освоения предмета. Целенаправленная работа по подготовке учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, на мой взгляд, является частью подготовки к ЕГЭ. (Смотри приложение №1)
IV этап - оценка и самооценка работы. Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет серьезная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. Для себя веду ведомость сданных учащимися зачетов. Отслеживаю результативность каждого практического упражнения, каждого текста. После каждого выполненного теста делаю сравнительный анализ с предыдущими работами, слежу за ростом каждого ученика, а также записываю темы, в которых заметны пробелы в знаниях, и меры по их ликвидации. Кроме того, отмечаю типичные для всего класса ошибки и индивидуальные. Предлагаю учащимся самим определить свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. Каждый ученик ведет лист индивидуальных достижений по русскому языку. ( Смотри приложение №2). Мы так его и называем «Листок достижений». Ребята наглядно видят свои результаты, отмечают свои успехи и достижения, намечают задачи, которые необходимо решить в ближайшее время.
Всю свою работу, начиная с первого урока, строю на положительных эмоциях, считаю это очень важным. Создаю ситуацию успеха, показываю, что ребята готовы к экзамену, то есть психологически настраиваю на успех. Но в то же время напоминаю, что экзамен - это труд и борьба за каждый балл. В десятом классе на промежуточной аттестации мои ученики сдавали экзамен, приближенный к ЕГЭ.
Считаю очень важным контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Обязательно прихожу на родительские собрания в 9-11 классах. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем. Знакомлю родителей с «Листами достижений» их детей. Родители получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов.
Подводя итоги, могу говорить о правильности выбранных целевых ориентиров и способов их реализации. Все мои ученики успешно справились с заданиями. Интересно посмотреть положительную динамику некоторых моих учеников:
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
ЕГЭ
(баллы)
Докучаева Екатерина
3
3
4
4
4
65
Докучаева Ксения
3
3
4
4
4
69
Ескина Дарья
4
5
5
5
5
79
Все выпускники подтвердили свои знания по предмету. Ожидаемый и реальный результат совпали. Среди выпускников 2011 - 2012 учебного года 1 учащийся награжден серебряной медалью. После предварительной подготовки на тренингах и успешной сдачи ЕГЭ выпускники, когда пришло время, сумели успешно справиться с вступительными экзаменами в различные учебные учреждения. То есть знания, полученные моими учениками, дают стартовые возможности при поступлении. Из 10 выпускников являются студентами ВУЗов 5 человек.
Конечно, не всегда бывает легко, работы много, но если правильно определить цель и задачи, идти вместе с детьми шаг за шагом вперед, не «натаскивать», а просто учить детей и учиться самому, то добьешься результатов непременно. Я считаю, что соотношение между затратами времени, силами и полученными результатами оптимально. Счастье мое как учителя - видеть, как под твоим началом идёт человек в рост по дороге, название которой «Дорога к успеху».
Приложение №1.
Грубова Елена
Название конкурса
Год
Уровень конкурса
Результат
Конкурс творческих работ «Остров цирка моего»
2005-2006
муниципальный
Грамота
Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» (номинация «Литература»)
2007-2008
муниципальный
Грамота
«Экология. Творчество. Молодежь», номинация «Литература»
2007-2008
муниципальный
Грамота
Ол Олимпиада по литературе
2009-2010
муниципальный
4 место
Олимпиада по русскому языку
2009-2010
муниципальный
5 место
Международный филологический чемпионат
2010-2011
муниципальный
3 место
Олимпиада по литературе
2010-2011
муниципальный
8 место
Олимпиада по русскому языку
2010-2011
муниципальный
9 место
Олимпиада по литературе
2010-2011
муниципальный
8 место
Олимпиада по русскому языку
2010-2011
муниципальный
10 место
Количество баллов на ЕГЭ
90
Ескина Дарья
Название конкурса
Год
Уровень конкурса
Результат
Конкурс «Грамотей»
2008-2009
муниципальный
3 место
XIX конкурс начинающих авторов памяти пермского журналиста Валерия Дементьева
2010-2011
муниципальный
Диплом победителя
Международный филологический чемпионат
2010-2011
муниципальный
2 место
Международный филологический чемпионат
2010-2011
региональный
Диплом 3 степени
«Экология. Творчество. Молодежь», номинация «Литература»
2011-2012
муниципальный
Похвальный отзыв
«Чистая вода
2011-2012
муниципальный
Диплом 1 степени
«Чистая вода
2011-2012
региональный
1 место
Количество баллов на ЕГЭ
79
Докучаева Ксения(на ЕГЭ 69 баллов)
Приложение №2
№
в 1
в 2
в 3
в4
в 5
в 6
в 7
в 8
в 9
в 10
в 11
в 12
в 13
в 14
А1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А2
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А4
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А6
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А7
+
+
+
+
+
+
+
А8
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А9
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А10
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А11
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А12
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А13
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А14
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А15
+
+
+
+
+
+
+
А16
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А17
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А18
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А19
+
+
+
+
+
+
+
+
А20
+
+
+
+
+
А21
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А22
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А23
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А24
+
+
+
+
+
+
+
+
А25
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А26
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А27
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А28
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А29
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
А30
+
+
+
+
+
+
+
+
+
18
18
17
17
20
20
20
22
22
22
24
26
27
27
В1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В2
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В3
+
+
+
+
+
+
+
В4
+
В5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В6
+
+
+
+
+
В7
+
+
+
+
+
+
+
+
+
В8
++
+
++
++
+++
++
+++
+++
3
3
2
3
3
4
6
5
6
6
7
7
8
8