- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок - исследование Тема Ада в русской и мировой литературе
Урок - исследование Тема Ада в русской и мировой литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сивакова О.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема АДА в русской и мировой литературе ( на примерах произведений « Божественная комедия» Данте, « В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова).
Оборудование: Мультимедийная доска, портреты писателей.
Цели:
-
-познакомить учащихся с биографией Данте Алигьери, А. И. Солженицына и В. Шаламова. .
-
разобраться в композиционном построении "Божественной комедии".
-
разобраться в построении "Ада" (кого и за какие грехи помещает в 9 кругов Ада).
-
показать назидательный смысл комедии.
-
познакомиться с особой формой стиха - терциной.
-
роль символики числовой и цветовой в "комедии".
-
значение "Божественной комедии" в развитии литературы.
-
Познакомиться с произведениями Солженицына «В круге первом» и рассказами Шаламова, провести сравнительный анализ произведений.
-
Учитель: Сегодня нам с вами предстоит большая исследовательская работа. Наша задача - рассмотреть описание Ада у Данте и сравнить с тем адом, который описан в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова.
Итак, что такое Ад?
Учащиеся: По высшей мифологии Ад сотворен триединым божеством для падшего Люцифера, это место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Дантовский Ад создан Богом.
Учитель: С дантовским Адом понятно. Верно ли, что у Солженицына и Шаламова тоже представлен Ад?
Учащиеся: Можно охарактеризовать Ад и по - другому. Это невыносимые условия, ужас и хаос, тяжелые состояния. Это мы и можем наблюдать у Шаламова и Солженицына.
Данте показал Ад, созданный Богом, под землей, а Солженицын и Варламов - на земле.
Учитель: Кто же создал Ад на земле?
Учащиеся: Смертные люди.
Учитель: Нам с вами предстоит найти сходство и различие этих Адов. Как изображен Ад у Данте?
Учащиеся: 9 кругов.
Учитель: Почему круги?
Учащиеся: Невозможно выбраться. У Чистилища - ступени.
Учитель: Как об этой невозможности выбраться говорит см Данте?
Учащиеся: Надпись на вратах Ада: « Входящие, оставьте упованье».
Учитель: А людям, томящимся в земном Аду, остается возможность выбраться?
Учащиеся: У Солженицына и Шаламова есть строки, созвучные дантовским. Во - первых, это описание исправительно - трудовых учреждений, во - вторых, в рассказе Шаламова «Надгробное слово» герой так говорит об этом: « Хорошо бы, братцы, вернуться нам домой. Ведь бывает же чудо».
Учитель: Почему же из лагерей вернуться было практически невозможно?
Учащиеся отвечают и приводят примеры из произведений.
Учитель: Итак, Данте представляет 9 кругов. Кто помещен в преддверие Ада? Почему? Почему они маются, хотя не испытывают особых мук? На чью судьбу похожа их судьба?
Учащиеся: Люди, жившие в стране в это время, они тоже не знают покоя, как и те, кто томится в преддверии ада. Только, в отличие от них, многие ни в чем не провинились перед людьми.
Учащиеся подтверждают свои ответы текстом, доказывая, что арестовать могли в любую минуту.
Учитель: Кто томится в дантовском аду? Кто - в аду, созданном людьми?
Учащиеся: У Данте - грешники ( приводятся примеры). У Солженицына и Шаламова - разнообразная публика. Больше всего попавших по 58 статье.
Учитель: Почему именно по этой статье?
Учащиеся приводят слова Солженицына, который считал, что под эту статью можно подогнать и Августина Блаженного. Дело заводилось легко. Делом могли стать статья, мысль,рукопись.
Учитель: О чем это говорит?
Учащиеся: В основном дело заводилось на интеллигентного человека.
Учитель: Кто вершит суд в «Божественной комедии»?
Учащиеся: Минос, Цербер, Флегий.
Учитель: Они вершат справедливый суд?
Учащиеся: Они наказывают грешников, и действия их направляются Богом.
Учитель: Кто вершит суд у Шаламова и Солженицына?
Учащиеся: Этот человек управляет судьбами людей и страны. Его имя - Виссарион Иосифович Сталин.
Учитель: Достоин ли он вершить судьбы людей?
Учащиеся рассказывают, как он описан в романе Солженицына. ОН недостоин вершить судьбы людей и страны, но ничего нельзя сделать.
Учитель: При рассмотрении дела кому - то, если можно так выразиться, везло, и он попадал в первый круг. Почему роман Солженицына называется «В круге первом»? Кто томится в круге первом у Данте, а кто - у Солженицына?
Учащиеся: У Данте это некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. У Солженицына это ученые люди. И в том Аду, и в другом - ученые.
Учитель: За что попали в первый круг герои Данте? За что - Солженицына?
Как описывает этот круг Данте? Как - Солженицын?
Учащиеся отвечают: герои Данте не делали ничего плохого. Ученые, философы Древней Греции и Рима родились до христианства и только поэтому помещены Данте в первый круг. Они не подвергнуты никакому наказанию. Совсем другое описание мы встречаем у Солженицына. Этот этап - еще самый легкий. Учащиеся зачитывают описание шарашки Марфино.
Учитель: Почему заключенным, попавшим в Марфино, еще повезло?
Учащиеся: Там тюрьма - лаборатория. Группа ученых трудится над дешифратором человеческого голоса, который будет служить для разоблачения шпионов. У Солженицына заключенные, как, вероятно, у Данте, философствуют на разные темы ( приводят примеры). Проводник Данте по Аду - Вергилий, у Солженицына это Сологдин. Они делают вывод: в круге первом можно философствовать, заниматься наукой. Другое дело - лагеря, описанные в произведении « Архипелаг ГУЛАГ». Это страна беспросветного рабства.
Учитель: Изучая «Недоросль» Фонвизина, мы говорили, что рабство развращает души. Можно ли это выражение применить к героям « В круге первом»?
Учащиеся: Нет, они еще не потеряли своего человеческого достоинства.
Они отмечают: самый страшный грех по Данте - предательство. Но в лагерях на предательство склоняют. Герасимович отвечает: « Я не ловец человеков».
Учитель: Мы сказали: за пределами ГУЛАГА - беспросветное рабство. Какой синоним можно подобрать?
Учащиеся: Город Дит. Находящиеся в этом городе испытывают самые страшные муки.
Учитель: ВЫ прочитали об издевательствах, которым подвергаются заключенные. В какой круг Ада вы бы поместили их по тем мукам, которые они испытывают?
Учащиеся: 9 круг. Ледяное озера.
Учащиеся приводят примеры по рассказам Шаламова «Плотник», «Уроки любви».
Учитель: Что дает Данте хождение по Аду?
Учащиеся: Жизненный опыт открывает перед ним картину падения и порчи человека. Для него стала ясна органическая бренность и порча мира, который нужно спасти. Хочет оповестить всех и бьет тревогу, раскрывая картину дел мирских и человеческих. Данте приходит к очищению и самоутверждению.
Учитель: Что же происходит с заключенными? Становятся ли они чище и лучше?
Учащиеся: Лагерь - отрицательный опыт растления для всех - начальников и зэков. Шаламов показывает, как происходит процесс расчеловечивания. ( Приводят примеры. Номера - у них нет имен). Естественные потребности превращаются в страсть, болезнь, способную сделать из человека опасного зверя (рассказ «О селедке»).
Учитель: Как же живут те, которых Данте жестоко наказывает?
Учащиеся: Парадоксально, но они ( воры, убийцы) чувствуют себя лучше других заключенных. Их волчьи законы помогают им выжить.
Учитель: Кого нам становиться жальче - героев Данте или героев Солженицына и Шаламова?
Учащиеся: Героев Солженицына и Шаламова. Они не тени, они - живые люди. Некоторым своим героям Данте сочувствует, например Паоло и Франческе. Их смерть способна вызвать слезы. Как же описана смерть в лагерях?
Рассказ «Надгробное слово». Обыкновенно констатируется смерть. Она не поражает и не ужасает. К ней относятся безразлично даже сами умирающие.
Учитель: Какие чувства испытываем мы с вами, читая о смерти в лагерях?
Учащиеся: Нам становится страшно. Смерть - финальный аккорд человеческой жизни. Мало того. Что нет величественности и торжественности, ее используют как выгоду ( рассказ «Шерри - бренди»).
Учитель: К чему это ведет?
Учащиеся: В Аду Шаламова и Солженицына уже тоже не люди. Они достигли предельной степени истощения, находятся на грани гибели нравственной, живут лишь самыми элементарными инстинктами.
Учитель: Кого вы бы поместили в 9 круг Ада земного?
В заключение урока учитель подводит итоги, слушает выводы, сделанные учащимися.